Глава 17. произведение 1

«Лис Севера» А. Казаков, стратегии, реформы Столыпина

Ключевую роль в подрыве престижа и авторитета США сыграла, конечно, Мюнхенская речь Путина. Не являюсь поклонником нумерологии, не могу тем не менее не отметить что пришел к власти и объявил стратегию реванша Путин в 2000-м году. В Мюнхене буквально взорвал сознание западного истеблишмента в 2007-м году. Крым в соединился с России и ответ на американскую агрессию на Украине в 2014-м году. То есть каждые семь лет Путин поднимает Россию на следующую ступень к её законному месту в числе мировых держав лидеров. Итак, Мюнхенская речь – это то, о чем впоследствии напишут не только в российских учебниках но и европейских, китайских, японских, ближневосточных и даже американских. Изменившие мир, прозвучал в нужном месте (тот же Мюнхен, где западные лидеры развязали руки Гитлеру, теперь стал местом, где Путин предложил связать руки новому претенденту на мировое господство – США). Путин был единственный, способен противостоять давлению США и глобалистской элиты. После этого началась пропаганда и демонизация Путина в холодной информационной войне. Удар был нанесён 1 марта 2018г., когда Путин объявил о создании России гиперзвукового оружия. В результате этого удара была обновлена попытка США получить стратегическое преимущество над Россией путём создания глобального ПРО (ракеты и томагавки США вдоль границ России ПО СЕЙ ДЕНЬ). И мы наблюдали, как рассыпался оказавшийся монолитным западный блок. Напомню разлад в Евросоюзе: Испания – Каталонии: Великобритания – Шотландия – Braxe: конфликт между центральный/Северной Европой и Южной Греции: Конфликты ЕС со странами, отказывающимися принимать мигрантов, – Италия/Венгрия/Польша и др. Конфликты Между Германией и Польшей, Польшей и ЕС, Великобритании и ЕС, Венгрии и ЕС: кризис политики мультикультурализма: кризис мигрантами.
Путин ориентируется на двусторонние связи с европейцами странами через личные отношения с лидерами! (Шредер, Ширак, Берлускони, Вучич, Курц, Макрон и др).....
–Всеми средствами избегай войны, но всегда будь к ней готов:
–Делай особый упор на разведку, чтобы разрушить замысел противника:
–Избегай генерального сражения:
–Заменяй крупномасштабную битву манёврами для получения стратегического преимущества:
–Разрушая Союза противника, чтобы изменить соотношений сил:
–Старайся переманить союзников противника на свою сторону путём подкупа: самые дорогие «подарки» дешевле чем война.
–Чтобы избежать потерь, подтачивали моральную и материальную силу противника:
–Проявляй терпение и настойчивость. «Спешить некуда: если покончено с одним врагом, другой наверняка займёт его место, ибо все постоянно меняется…
Одна лишь империя вечна»!

Расмотрим стратегию Столыпина и философию Ильина о которых пишет Казаков в своей книге, на которые опирается Владимир Владимирович в выстраивании ступенчато экономический, стратегический и общественный приоритет в стране.
Распределяют приоритеты и мобилизуют военные, дипломатические, политические, экономические и иные источники власти для обеспечения того, что они воспринимают как свои интересы». Стоит добавить, что большие стратегии могут быть у всех государств. Просто у одних интересы связаны с выживанием, а у других – с формированием приемлемого для себя мирового порядка и со своим местом в нем. В этой связи традиционно понятие большой стратегии связывалось с такими державами, как Великобритания, Франция, Германия и Российская империя до Первой мировой войны, Германия, Великобритания, СССР и США до Второй мировой войны, США и СССР во время холодной войны, США, Евросоюз, а потом Китай и Россия после холодной войны.
Теперь самое время задаться вопросом: а не придумал ли я все эти расклады о «самодержавности», могуществе и большой стратегии за Владимира Путина? Есть ли хотя бы косвенные доказательства того, что в начале своего правления Путин решил вопрос о выборе большой стратегии?
Мы знаем, что Путин много читает книг по истории, а история человечества – это история больших проектов и следовательно, больших стратегий. Кроме того, мы достоверно знаем, что Путин хорошо знаком с творчеством (в том числе с государственным творчеством) Петра Столыпина (1862-1911) и с работами «белого философа» Ивана Ильина (1883-1954), а два этих имени, взятые в контексте, подразумевают третье – Петра Струве.
Именно Струве теоретически и диалогически обосновал программу преобразования (большую стратегию) Столыпина «Великая Россия».
Именно Струве был старшим идейным товарищем и собеседником Ивана Ильина в период эмиграции, когда они оба (вместе с Семеном Франком и др.) участвовали в разработке теоретических основ нового идейно-политического направления – либерального консерватизма, близкого самому Владимиру Путину
Для начала мы видим, что Путин вполне осознает не только тот факт, что Россия лежит в руинах, но и то, что любое внутреннее потрясение приведет страну к гибели и даже исчезновению: «Терпение и способность нации к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения. Общество просто рухнет – экономически, политически, психологически и морально». И это внутреннее балансирование на грани краха имеет для Путина и внешнее измерение: «Пожалуй, впервые за последние 200-300 лет она Россия. стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира». Это для Путина – и для русского народа, о чем Путин точно знает, – неприемлемая перспектива.
Пётр Аркадьевич Столыпин российский государственный деятель, статс-секретарь Его Императорского Величества (1908), действительный статский советник (1904), гофмейстер (1906). Гродненский (1902—1903) и саратовский (1903—1906) губернатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров (1906—1911), член Государственного совета (1907—1911).
В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов.
26 апреля 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого зимой 1907 года правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин в том же году был назначен председателем Совета министров.
В 1907—1909 годах был инициатором судебной реформы – за 2,5 года в законную силу было вынесено около двух тысяч приговоров через смертную казнь, проведены военно-полевые суды.
Казнены были террористы революционеры.
На новой должности, которую занимал вплоть до своей гибели в 1911 году, Столыпин в 1905—1906 годах провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах в 1907 году назначал жестокие наказания за совершение тяжких преступлений.
В последствии пропаганда начала резко критиковать Столыпина за жёсткость проводимых мер.
Так как тогда уже действовала информационная машина против монархии и её правопорядка.
Среди других мероприятий Столыпина на посту председателя Совета министров особое значение имели введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов.
Май-июнь 1906 года – последние месяцы перед «эпохой Столыпина». Сразу же по вступлении в должность министра внутренних дел он разослал циркуляр губернаторам: «Самое зоркое наблюдение за малейшими признаками нарождающейся смуты… Правительство не намерено… держаться взглядов партийных и не отклонится от начал строго государственных».
А в это время в Таврическом дворце уже бушевали депутаты I Думы. Дума была создана как представительный орган с правом законодательной инициативы при дальнейшем утверждении ее решений выборным Государственным советом и государем.
Депутаты I Думы требовали признать их единствен ной законной властью в стране, амнистировать террористов, распустить кабинет министров. Дума наступает, требует, грозит… Представителей правительства не слушают, гонят с трибуны. Правительство в ужасе: на глазах рушились государство, монархия. Дума открыто назвала себя «Думой народного мщения».
8 июня Столыпин первый раз занял место на думской трибуне. Он говорил с депутатами корректно, оказывая им уважение по закону, но сохраняя и свое достоинство.
Ораторские способности Столыпина общепризнаны. Вот как говорил об этом даре Петра Аркадиевича член Думы Н.Д.Сазонов: «Нужно было его видеть в пылу открытого боя, на думской кафедре, чтобы понять и оценить оратора. Он и с врагами боролся по-рыцарски – в открытую. В глубоком молчании, при всегда наполненном зале слушали его красивую, мощную и удивительно сжатую речь. Все вперед знали, что не услышат ни одного лишнего, пустого слова. Его ораторский талант был чистый дар Божий, это был самородок».
По воспоминаниям Н.Д.Красильникова, столыпинские «речи изложены чистым русским языком… Они расширяют взгляд читателя на современную действительность, они знакомят его с идеалами русской государственности». В.В.Шульгин отмечал: Столыпин не жестикулировал и обращался как бы не к депутатам, а «говорил для России».
Его фразы «Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» и «Им нужны великие потрясения – нам нужна Великая Россия!» стали крылатыми.
Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина в последние 10 лет жизни планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого 1 сентября 1911 года в Киеве в оперном театре анархистом Дмитрием Богровым, Столыпин получил ранение, от которого умер спустя 4 дня.

Противостояние западным санкциям все это требует нестандартных, неожиданных подходов и решений. Именно таким был комплекс мер по спасению России, известный как реформы Петра Аркадьевича Столыпина. Выработанная его правительством система стратегических и тактических решений позволила не только удержать страну над пропастью, но и начать преобразования. Некоторые из проверенных практикой методов и решений продолжают быть актуальными в наших непростых условиях.
Ключевые слова: противостояние санкциям, национальная безопасность, продовольственная безопасность, ценовой сговор, сельскохозяйственная кооперация, потребительская кооперация.
Технологии и методики войны конкурирующих стран не меняются веками и сегодня принимая в расчёт те дни монархической России, можно сделать вывод, какая тяжёлая дорога у Владимира Владмировича путина, который использует технологии и стратегии лучших умов в борьбе с ненасытным желудком запада.
По мнению Запада, непрекращающееся внешнее давление, наряду с внутренним обострением должно привести к смене политического курса, к смене режима. У России опять только два верных союзника – собственные армия и флот. Такая ситуация для России привычна. В начале XX века было тоже самое. И непрекращающееся внешнее давление, и кризис в экономике, и обострение политической борьбы
В обществе и в историографии в частности, серьезно недооценивается роль П.А. Столыпина и место его реформ. Что обычно понимается под понятием «реформа Столыпина»? Это аграрная реформа, ее цель – распад и упразднение общины, создание индивидуальных крестьянских хозяйств, переселение крестьян в Сибирь и на Дальний восток.
В итоге реформа неудачная: распалось менее 5% общин, свободными стали менее 10 % всех крестьян, около 2% получили в собственность хутора или отруба. Треть от выехавших за Урал крестьян, вернулась обратно в европейскую часть России. Но, при этом, производство зерна в 1913 году превысило зерновое производство США, Аргентины и Канады, вместе взятых на 33 процента. Экспорт зерна в 1912 году составил 15 млн. тонн. Получается, цели реформы не достигнуты, но результаты впечатляют.
В октябре – декабре произошло 1600 крестьянских бунтов. Выкупные платежи, декларативно-уполовиненные в 1906 г. и отмененные в 1907 г., не остановили крестьянских волнений, а лишь отяготили бюджет правительства. Октябрьская заводская стачка собрала более двух миллионов рабочих по всей России. Проходили вооруженные выступления матросов и солдат. Захватывалась власть на местах. Только в декабре по всей России были организованно 18 «не зависимых от царизма республик» анархистского и социалистического толка. Сепаратистские выступления охватили национальные окраины. Разгул терроризма и бандитизма. В среднем по России до 10 чиновников, убитых в день. А отношение к террористам в общественном мнении и СМИ было похоже на современный нам украинский майдан – «Не трогайте их – они же дети».
Конфронтация законодательной и исполнительной ветвей внутренней власти не позволяла приступить к их решению взрывоопасных проблем. Люди гибнут десятками, а Государственная Дума в 1906 году, в рамках заботы об общечеловеческих ценностях, принимает закон об отмене смертной казни. На заседаниях: демагогия, политическая поза, конфликты личных интересов. Страна напоминала пороховую бочку, поджигаемую снаружи и изнутри. Наметилось бегство из России иностранного капитала. Ни один из политиков – тяжеловесов не брался, что- либо сделать в обреченной стране. Назначение П.А. Столыпина было жестом отчаяния.
Как не вспомнить слова Христофора Миниха, фельдмаршала XVIII века: "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".
Отсутствовала иностранная помощь, подобная современной поддержки реформаторов Украины или Греции. Не было иностранных кредитов. Кредитный рейтинг России в 1906 году был минимальным.

Петр Аркадьевич выразил ее в своем обращении к депутатам Думы: «Нам нужна Великая Россия.». Для достижения этой стратегической цели требовалась упорядоченная последовательность действий, необходим был поиск совместных решений правительства, представителей элиты, местного самоуправления.
Петр Аркадьевич считал, что слепое копирование иностранных рецептов и методов не годиться для России. Он говорил депутатам: «Нельзя к нашим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок. Пусть расцветет наш родной русский цвет, пусть он расцветет и развернется». Так же нет необходимости поддерживать и пытаться оживить засохшие, отжившие сучья на дереве нашего государства.
Какие же стратегические решения были выработаны и реализовывались П.А. Столыпиным? Действия правительства по преодолению политической напряженности просматривается в нескольких направлениях:
• Прекращение революционных выступлений.
• Формирование нового правового поля.
• Создание ответственной власти.
• Предложения по национальным вопросам.
• Выработка решения религиозной проблемы (старообрядцев и иноверцев).
• Попытки решение земельного, крестьянского и рабочего вопросов.
Что же удалось сделать? Главное – произошло замирение или скорее удалась попытка снятия политической напряженности. Чрезвычайные обстоятельства показали недостатки существующей судебной системы. Террор удалось преодолеть путем введения упрощенной судебной процедуры. «Бывают, господа, роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества», – говорил Петр Аркадьевич в Думе. «Не нужно забывать, что бездействие власти ведет к анархии, что правительство не есть аппарат бессилия и искательства …», – утверждал П.А. Столыпин. Усилиями правительства революционный пожар удалось потушить в середине 1907 года. Жесткие, даже жестокие меры, с военно-полевыми судами и двумя сутками на вынесение и приведения приговора в исполнение, выбили из числа террористов романтиков. «Они же дети» поняли, что за их веселые приключения придется отвечать жизнью. И ни абстрактно, когда-нибудь, при восторженной публике на суде присяжных, а у ближайшей стенки, в течение суток. Деньги и пропаганда находили новых фанатиков, но их количество сократилось на порядок, что и сказалось на числе терактов.
«На штыки можно опираться, но сидеть на них нельзя»– говорит испанская пословица. Из опыта европейских революций, Столыпин П.А. понимал, что репрессивные меры не исключают, а предполагают одновременное решение проблем, приведших к революции. Требуется не только потушить пожар, но и сократить поступление горючих материалов. Были подготовлены решения и законопроекты по всем животрепещущим вопросам страны. Часть решений были приняты в «междумский» период, часть обрело форму законов или законопроектов. Уже к середине 1907 года, через год премьерства П.А. Столыпина политическая обстановка в стране начала приходить в норму, революция закончилась. Временные меры не были панацеей. Петр Аркадьевич и его команда, рассматривали в качестве стратегической задачи – создание в России единого правового поля. Этому служил комплекс законов в правовой сфере: «О преобразовании местного суда», «Об увеличении содержания чинов судебного ведомства», «О порядке ответственности за преступления по службе высших чинов военного управления», «О верховном военно-уголовном суде». В одной связке с ними проходили: «Полицейский устав» и «Устав охранительного судопроизводства», законопроекты «Об организации сыскной части» и «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции». То есть были проработаны и предложены методы, которые должны были создать действенный механизм предупреждения и реагирования на правонарушения.

Текст из научной статьи (история и археология) Елисеева ИН

В еврейском вопросе Столыпин П.А. был настроен более либерально. Он писал Николаю II: «.я думал успокоить нереволюционную часть еврейства и избавить наше законодательство от наслоений, служащих источником бесчисленных злоупотреблений».
То есть, по национальным вопросам П.А. Столыпин пытался разрешить проблемы там, где они угрожают территориальной целостности и наоборот снять излишнее напряжение неоправданные, стеснительные ограничения в не принципиальных для государства вопросах.
Похожая политика проводилась и по решению религиозной проблемы. Правительством признавалась важнейшая роль православия, которое всеми силами поддерживалось на национальных окраинах. Столыпиным П.А. поднимался вопрос о снятии «стеснительных ограничений» в повседневной религиозной жизни для иных верований, в том числе старообрядцев, по проведению ими регистрации брака, детей. Но при этом, правительство последовательно выступало против пропаганды иноверцами своих религиозных учений.

Петр Аркадьевич Столыпин понимал, что экономический успех страны зависит от того, насколько социально-хозяйственная практика соответствует национальным традициям. Без этого реформы обречены на неудачу. Американская модель экономики строилась на практически неограниченном человеческом эгоизме. Как говорил Адам Смит: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности их, а к эгоизму и всегда говорим не о наших нуждах, но лишь об их выгодах. ».
П.А. Столыпину, как сыну офицера, было понятно это движение. Отсюда поддержка кооперации правительством, поддержка законодательная и финансовая. Итогом стал рост потребительских обществ с единиц до десятков тысяч. До времен П.А. Столыпина в России регистрировалось в среднем 10 потребительских обществ в год. А в 1908 году возникло 1250 новых потребительских обществ. За следующие три года еще более трех с половиной тысяч, а всего за десять дореволюционных лет было создано тридцать тысяч потребительских обществ, с количеством пайщиков более 10 миллионов человек. В дальнейшем, потребительская кооперация охватывала более половины городского населения. Кроме расширения объемов внутреннего российского рынка, потребительская кооперация способствовала снятию социальной напряженности.

Росло количество школ, институтов, училищ, увеличились доходы профессорско-преподавательского состава, зарплата учителей. Затраты на образование, во времена реформ, увеличились в три раза. Правительством Столыпина П.А. был разработан и продвигался Закон «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», по которому вводилось обязательное четырехлетнее обучение детей от 8 до 12 лет. Заботы о науке, образовании, исторической памяти, по мнению П.А. Столыпина, необходимы для развития государства. И на все это правительство выделяло огромные средства. Финансировались научные экспедиции, поддерживался выпуск академических изданий. Выделялись средства на реставрацию памятников архитектуры. Поддерживались театр, кинематограф. То есть все должно было развивать, образовывать, поддерживать гражданина и служить цели «Великая Россия».

Значимы до сих пор слова П.А. Столыпина о миссии государства: «Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы». Национальная безопасность, национальные интересы стали важнейшими направлениями в рамках достижения стратегической цели. П.А. Столыпин разделял мысль Александра III о том, что у России единственные союзники – ее армия и флот и, поэтому понимал, что забота о них необходимы государству для выживания.
Каким же Петру Аркадьевичу Столыпину представлялось идеальное российское государство?

Власть от бога. Монарх – помазанник Божий, уважаемый народом, защищающий геополитические и национальные интересы России. Власть и исполнительная и законодательная – ответственная, как за свои слова, так и за дела. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу», – был уверен Петр Аркадьевич. Поэтому на местах, по его мнению требовалось контролирующее звено из людей не бизнеса, а чести – дворянские собрания. Возникал равноправный, в правовом поле, гражданин, имеющий возможности влиять на свои проблемы на уровне местного самоуправления. Если принять аналогию с деревом и цветком, то можно изобразить что- то подобное: крепко держащие дерево корни – это традиции народа. Власть исполнительная и законодательная, скрепленная самодержавием – составляют ствол. Ветви – губернская, уездная, городская власть, укрепляемые системой дворянских собраний. Цветы и листья – самоуправляемые коммуны, общины, по типу французских, немецких, а скорее швейцарских, осуществляющих полное самоуправление на местах.
С национальной точки зрения, ствол дерева – это государство, выросшее на традициях, религии, культуре русского народа. Другие народы – это ветви дерева. Отдельные общности, малые народы – цветки и листья на этих ветках. Они получают соки от корней дерева и не должны вредить, затемнять цветы соседей.


Рецензии