Глава 20. произведение 1

Вторжение США в страны

1 ноября 1955 г. началась война во Вьетнаме. Погибло более 3 млн. мирных жителей.
И убивала в этой войне самая "миролюбивая" демократическая страна на планете. Убивала жестоко, подло, страшно, безнаказанно.
За период операции "rolling thunder" США сбросили 864 тысячи тонн авиабомб на население Вьетнама.
за период с 1965 по 75 годы США с союзниками сбросили 7,5 миллионов тонн на территории Вьетнама и соседних стран.
Эта страна – террорист, поставившая себя такой же «миролюбивой» в Ираке, в Ливии, Югославии, Сирии и других стран.
Легче перечислить страны куда она не добралась со своей демократией.
Приведём пример о нарушении договоров Америкой и почему Россия не имеет право на несоблюдение своих обязательств.
20 декабря 1989 года США, грубо нарушив международное право, вторглись в Панаму.

В ходе интервенции, совершенной без мандата ООН, погибли сотни мирных жителей, а десятки тысяч остались без крыши над головой. Точное число жертв не установлено до сих пор. Эта операция стала очередным проявлением неоколониальной политики со стороны американцев в духе архаичной "доктрины Монро".

Под мнимым предлогом "восстановления демократии" и защиты прав американских граждан вооруженные силы США совершили агрессию в отношении центрально-американской страны для того, чтобы сместить неугодное Вашингтону местное правительство во главе с Мануэлем Норьегой, взявшим курс на проведение более независимой внешней политики.

Важно отметить, что М.Норьега, командовавший Силами обороны и фактически управлявший Панамой, долгие годы сотрудничал с ЦРУ, продвигая интересы американцев в регионе. Однако к концу 1980-х гг. он перестал быть для США удобной фигурой. Панамский лидер наладил тайное сотрудничество с Кубой и Никарагуа, а информация о его связях с американскими спецслужбами просочилась в прессу и ударила по репутации президента Джорджа Буша-старшего, который в бытность директором ЦРУ и вице-президентом лично курировал взаимодействие с М.Норьегой. Не меньшее беспокойство Вашингтона вызывали и усилия панамского лидера по укреплению Сил обороны страны, а также возможное развитие отношений с Советским Союзом.

Соединенные Штаты не могли допустить ухода этого государства из своей сферы влияния, поскольку через его территорию проходит стратегически важная транспортная артерия – Панамский канал.

В преддверии военной операции Белый дом и североамериканские СМИ развернули масштабную кампанию по дискредитации М.Норьеги. Панамский лидер был объявлен «наркобароном» и заочно осуждён в американском суде. В 1988 г. против Панамы были введены жёсткие экономические санкции, что привело к снижению ВВП страны на 13,5%. Кроме того, Вашингтон профинансировал оппозицию на местных президентских выборах в 1989 г. и организовал попытку госпереворота, однако в обоих случаях М.Норьеге удалось сохранить власть.

К концу 1989 г. началась подготовка к прямому вторжению. 16 декабря между военнослужащими США и Панамы завязалась перестрелка, в результате которой погиб один американец. Этот инцидент позволил США заявить об угрозе безопасности проживавших в зоне Канала американских граждан, тем самым оправдав грядущее нападение.

В ночь на 20 декабря 27-тысячный американский контингент начал операцию "Правое дело" по нейтрализации Сил обороны Панамы и поимке М.Норьеги. Войска США, имевшие подавляющее превосходство, нейтрализовали сопротивление панамцев за нескольких дней. М.Норьега укрылся в здании дипмиссии Святого Престола, но в конечном итоге был вынужден сдаться. Его немедленно депортировали в США, где приговорили к 40 годам тюремного заключения.

В ходе интервенции американские войска не уделяли внимания безопасности мирных панамских граждан: они наносили артиллерийские обстрелы и авиаудары по городским кварталам, разрушая жилые дома и объекты гражданской инфраструктуры. Общий ущерб экономике Панамы составил 1 млрд долларов.

События конца 1989 – начала 1990 гг. стали одной из самых трагических страниц в истории Панамы с момента обретения независимости. В результате вторжения, по разным оценкам, погибли от 500 до 3 000 панамских военнослужащих и гражданских лиц. Более 20 тыс. панамцев потеряли жильё, а ещё 5 тыс. человек были арестованы интервентами и в течение нескольких месяцев содержались в тюрьмах.

Американская военная авантюра в Панаме подверглась жесткой критике со стороны международного сообщества. Генеральная ассамблея ООН и Постоянный совет Организации американских государств приняли резолюции, осудившие действия Вашингтона как грубое нарушение принципов суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела, закрепленные в уставах этих организаций. Схожее мнение большинством голосов высказал и Совет безопасности ООН, однако три его постоянных члена – США, Великобритания и Франция – заблокировали проект резолюции, воспользовавшись правом «вето».

Итогом американского вторжения в Панаму стало установление в стране лояльного США правительства. Новый президент Г.Эндара был приведён к присяге непосредственно на американской военной базе. Кроме того, в 1994 г. Вашингтон добился ликвидации регулярной панамской армии, закрепив это в Конституции страны. Однако обеспечить пересмотр договоров Торрихос-Картер американцы так и не смогли: с 2000 года зона Канала полностью перешла под панамскую юрисдикцию.

Под циничным лозунгом «восстановления демократии» американские войска оккупировали территорию независимой страны, сменили местное правительство, поймали и вывезли для суда её лидера. Военная операция США в Панаме является одним из множества наглядных примеров реального отношения Вашингтона к нормам и принципам международного права, а также его стремления диктовать, как и по каким стандартам жить государствам Латинской Америки.
МИД России

И таких примеров можно привести много. Ковровые бомбардировки НАТО по спящим городам в странах имеющие жизненоважные ресурсы для всего мира. Золото, нефть, алмазы и прочее. Зачем же устанавливать международные отношения, если по понятиям США, можно напасть, закошмарить население тех стран с полным уничтожением стратегических способностей защищаться и выкачивать посредством терроризма нужды для своего кармана. Нонсенс, но США первая страна в мире по количеству тюрем и заключённых. Кажется управленцы США и понятие – судят по себе, как никогда актуально.

В июле 1974 года, на Кипре.
Одним из результатов разделения острова на турецкую и греческую половины стало появление на его карте города-призрака. Десятки высотных отелей, санаториев, жилых домов и частных вилл в одночасье оказались брошены их владельцами и жителями, обнесены колючей проволокой и на многие десятилетия отданы в распоряжение мародеров и природы:
Кипр получил независимость от Великобритании еще в 1960 году, но Соединенное королевство сохранило на острове две крупные военные базы, до сих пор имеющие статус британской заморской территории. Первые годы долгожданного построения сильного, независимого и процветающего государства сопровождались регулярными стычками между представителями греческого православного большинства и турками-мусульманами, впервые появившимися на Кипре еще в конце XVI века, когда остров захватила Османская империя. Этнические столкновения, впрочем, не помешали местным жителям, кроме выращивания оливок, начать развивать и туризм, ставший в итоге основой островной экономики.
В один из его центров превратили Фамагусту, город-порт на юго-востоке Кипра. От прадедов ему достались венецианская крепость, несколько прекрасных готических церквей (некоторые, впрочем, в виде развалин) и остатки античного Саламина, крупнейшего древнегреческого города на Кипре. Всего этого вместе с климатом, песчаным пляжами и Средиземным морем оказалось достаточно для трансформации Фамагусты в международную здравницу. В 1960-е – начале 1970-х годов к югу от города выросли десятки новых высотных отелей и жилых домов, апартаменты в которых продавались или сдавались в аренду желающим понежиться под жарким средиземноморским солнцем.
Новый район назвали Вароша, и некоторое время даже казалось, что у него впереди лишь светлое и безоблачное будущее. Golden Sands, Grecian, Argo, King George, Asterias – эти и многие другие гостиницы Вароши, выстроившиеся вдоль парадной авеню имени Джона Ф. Кеннеди, образовали новое модернистское лицо Фамагусты, привлекавшее состоятельных отдыхающих и даже мировых звезд первой величины. Прибрежные ресторанчики, ночные клубы, модные магазины, роскошные женщины с коктейлями на пляжах, белоснежные яхты – от всего этого ныне остались лишь старые яркие открытки, которые туристы.
Всему этому пришел конец в разгар туристического сезона 1974 года, причем курице, несшей для города золотые яйца, отрубили голову сами киприоты с помощью агрессивной военщины двух государств – членов НАТО, успевших в порядке дружбы народов повоевать друг с другом. В июле при поддержке печально известных греческих «черных полковников», которыми в Советском Союзе пугали детей, местные радикалы, желавшие немедленного и беспощадного воссоединения с Грецией, отстранили от власти президента Кипра и по совместительству его главного православного архиепископа Макариоса.
В ответ на этот возмутительный путч турецкие власти под предлогом защиты турков-киприотов, которых греки в акте яростного воссоединения будто бы вознамерились поголовно вырезать, ввели на север острова «ограниченный контингент» собственных войск.
В ходе «операции по поддержанию мира на Кипре» с обеих сторон погибло около 1000 человек, было уничтожено несколько десятков танков и потоплен один турецкий эсминец (причем потопили его по ошибке сами турки).
Главным итогом религиозно-этнического конфликта стало образование на контролируемой турецкой армией половине острова Республики Северного Кипра, торжественно признанной к настоящему времени лишь самой Турцией.
Фамагуста оказалась именно в этом турецком секторе, а Вароша, ее курортный район, вплотную примкнул к так называемый Зеленой линии, буферной демилитаризованной зоне, контролируемой войсками ООН и разделяющей остров на греческую и турецкую части. Проживали в Вароше и владели большинством гостиниц тут преимущественно греки – для них война за Кипр закончилась фактически в одночасье стремительной эвакуацией, а по сути, бегством на «свою» половину острова. 109 гостиниц и жилых комплексов района, способных принять около 11 тыс. гостей, моментально опустели.
Через 10 лет после описанных выше событий, в 1984-м, Совет безопасности ООН на очередном своем заседании, посвященном ситуации на Кипре, принял резолюцию, речь в которой, в частности, шла и о Вароше. Согласно документу, объявлялись недопустимыми «попытки заселения любой части района Вароша кем-либо, кроме ее жителей». Именно таким образом было юридически формализовано превращение бывшего курорта в город-призрак.
Местным жителям в родной район, разумеется, вернуться не позволили, лишние греки туркам не нужны, да те и сами воспринимали перспективу жизни под новой, не слишком дружелюбно настроенной к ним властью неоднозначно. Вароша до сих пор остается под контролем исключительно турецких военных, сюда допускаются лишь сотрудники ООН, посещение ее кварталов туристами запрещено, хотя отрицать очевидное сложно: «район-призрак» даже на фоне античных руин, венецианской крепости и готических церквей (превращенных турками в мечети) Фамагусты стал ее главной достопримечательностью.
Полюбоваться (или ужаснуться) ей, впрочем, можно лишь из-за забора. Теоретически проникнуть за его периметр не представляет особой сложности (за четыре десятилетия в ограждении появилось достаточно удобных дыр), однако нахождение на территории района с перспективой ареста влечет непредсказуемые последствия.


Рецензии