Артистка

  Во втором классе « А» готовился новогодний концерт. Учителя отбирали детей, которые могли бы что-нибудь показать или спеть. Главной здесь была учительница по музыке Татьяна Васильевна. Всех, кто хорошо поет, она знала, и просила их подготовить что-нибудь интересное. Это были Петя, Валя и Верочка.

   Предполагалось, что дети вместе с родителями сами на свой вкус, подготовят праздничные выступления. Да и прогона никакого не было. Все - таки малыши.
Верочке шел восьмой год. Это была худенькая высокая девочка, с волосами цвета соломы. У нее был звонкий голос, и она очень любила петь. Дома она всегда что-то напевала себе под нос, и часто повторяла музыку с пластинок, которую ее брат Володя слушал, лежа на диване. Он любил классику, и Вера знала много разных композиторов, и почти всего Чайковского, которого любил слушать ее старший брат. Поэтому на уроке она часто отвечала на вопросы учительницы, когда та ставила пластинки с музыкой для ребят. Только однажды, когда учительница поставила Вальс цветов, она не смогла угадать имя композитора. И  учительница, с укором сказала:

- Стыдно Вера, не знать Чайковского. В отличие от других, ты учишься в музыкальной школе.

  Верочка удивилась и ответила, что она никогда не училась музыке.
Тут уже пришлось удивиться учительнице, и она выделила для себя Верочку среди других учеников. Поэтому, когда шла подготовка к новогоднему выступлению в классе, Татьяна Васильевна попросила Верочку и еще двух учеников спеть что-нибудь интересное, чтобы порадовать родителей.
 
  Школа в которой училась девочка, была с углубленным изучением английского языка, и для поступления, надо было сдать экзамен - рассказать стихотворение и спеть песенку. Экзамен принимала специальная комиссия, состоявшая из учителей английского языка и музыки. Учителя проверяли слух у детей, чтобы они могли быстро и точно повторять за учителями незнакомые им английские слова. Об этом Верочке сказала мама, и девочка долго разучивала длинный стих, который ей подсунул старший брат. А вот песенку она выбрала сама - ее часто пели по радио.

  Как только Верочка вошла в комнату, где находилась строгая приемная комиссия, ее охватило  сильное волнение. Перед ней, за большим столом, сидели три пожилые женщины. На их лицах было написано что-то важное и не совсем понятное. Девочка с начала раскраснелась, а потом резко побледнела. Одна из учительниц, попросила  малышку  встать посередине и прочитать стихотворение, м Верочка начала читать выученный стих под названием « Гренада». В нем были повторяющиеся слова, которые ей очень нравились:

- Гренада, Гренада, Гренада моя, - выразительно говорила Верочка.

   Лица учителей начали постепенно меняться. Теперь они уже тепло глядели на девочку, а одна из строгих учительниц, даже слегка улыбнулась. Потом ее попросили спеть песенку. Верочка по-прежнему волновалась, но когда она начала петь: - То березка, то рябина, куст ракиты над рекой, - ее волнение куда-то исчезло.

  Верочка не понимала слова «ракиты», ей казалось, что может быть это какие- то ракеты, но она продолжала точно повторять, как это было в песне, особо об этом не задумывалось. Так часто бывало, когда говорили взрослые или звучали песни по радио, многие слова казались ей совсем не понятными,  и смысл их полностью терялся. Тогда она думала: « О чем это они говорят?»
А когда уже позже, в первом классе, Верочка сказала учительнице « Пожилые дома», учительница рассмеялась и сказала: « Надо говорить жилые». Верочка застеснялась и залилась краской, как это всегда с ней случалось, когда она волновалась.
Наконец она допела последний куплет:

- Край родной навек любимый, где найдешь еще такой!

 Теперь улыбались все  учителя. У девочки оказался чистый, высокий голос. Потом, самая пожилая женщина попросила ее повторять за ней: уот, фенькью, зэт, пэт. При этом она очень странно открывала рот, делая резкие выдохи, произнося каждое слово. Эти звуки были чужими для Веры. Ударения в словах тоже сильно отличались от русского языка и девочка старалась точно повторить каждый звук за учительницей. Учителя снова заулыбались и ее отпустили домой. А потом мама сказала ей, что ее приняли в школу.

 Первого сентября, все первоклассники выстроились во дворе школы стройными рядами, и под звуки дребезжащего школьного звонка, их отвели по  классам. Казалось, это плывет шеренга из разноцветных цветов и больших белых бантов, вплетенных в волосы девочек первоклашек. Позади детей стояли счастливые родители, провожая обожающим взглядом своих любимцев. В отличие от всех, Вера была без мамы. Она пришла в школу одна с маленьким букетиком астр, который мама ей дала перед выходом из дома. Ее маме надо было идти на работу. Папа с ними не жил. Почему, Вера не знала. Было немного грустно. Но она, глядя, на веселых ребят и их родителей, невольно зарядилась царящим на площадке перед школой весельем, и смело вошла в новое для нее место, где ей предстояло учиться десять лет.

  Школа находилась довольно далеко от дома, туда надо было идти, минуя киностудию, подходя почти к самому берегу канала. Возле киностудии, были высажены незнакомые кусты с красными ягодами, и Верочка часто любовалась ими, проходя мимо. Она быстро нашла себе подружку из класса Олю, которая жила рядом с ней, и они вместе рано утром бежали в школу, а потом по дороге домой, покупали мороженное. Пятака, который Верочка получала от мамы на пирожок, ни на что не хватало. Прибавив свой пятак к Олиным двадцати пяти копейкам, которые выдавала Оле мама, Вера с подругой покупали по два стаканчика на одного,  самого дешевого мороженного и радовались, стоя возле местного магазина, счастливо уплетая его. Даже зимой, когда они забирались в теплую прачечную, куда люди сдавали стирать белье, стоя возле темно-коричневой, горячей батареи, девчонки наслаждались кисло сладким вкусом клюквенного мороженного розового цвета в картонном стаканчике.

 В школе, любимым уроком у Веры была музыка. Его вела Татьяна Васильевна, молодая учительница в больших очках. На уроках они отбивали ритм ладошками, а в конце занятия учительница ставила пластинки с классической музыкой, объясняя детям, кто ее написал. На стенах класса висели портреты известных композиторов. Совсем скоро в их классе должен был состояться новогодний праздничный концерт, на который пригласили всех родителей. Татьяна Васильевна попросила Веру и еще несколько ребят прочитать стихи или спеть какую-нибудь песенку.

 Так как у Веры мама все время была на работе, и посоветоваться ей было не с кем, она сама выбрала песенку, которая ей нравилась на тот момент. Это была песня из фильма «Гусарская баллада». Фильм был веселым, а главная героиня, в которую Вера была влюблена, переодевалась в молодого гусара и сражалась за освобождение родины от французов. В фильме было много музыки, где все герои часто пели и говорили стихами. Во время песни главная героиня,  Шурочка, пила из бутылки вино и в конце песни отбрасывала бутылку в сторону.

  Первокласница знала все слова песни, но ей захотелось еще больше быть похожей на Шурочку, поэтому она стала искать похожую бутылку дома. К несчастью в доме ничего не нашлось,  потому что в доме к ее сожалению, никто не пил вино. Мама была врачом и Верочка с братьями знали, что пить – это совсем не интересно. Наконец ей повезло и где-то в шкафу, она нашла пустую бутылку из под шампанского. Вера повеселела и решила, что она также, как и ее героиня станет на одно колено, а потом перебросит бутылку с шампанским за спину. Долго думать она не любила. Сказано – сделано.

  Когда наступил день праздника, Верочка взяла бутылку, надела темные брюки и белую рубашку среднего брата, потом накинула на плечи мамин платок вместо мундира, а на лице перед зеркалом в девчоночьем туалете, подрисовала себе усы черными чернилами. Когда она посмотрела на себя в зеркало, то осталась довольна. В добавок, она надела на себя кепку  брата для пущей солидности. А бутылку спрятала под рубашкой на животе.

-Отлично получилось, - улыбнувшись своему геройскому отражению в зеркале, похвалила себя девочка, неожиданно войдя в образ юного гусара, и прошла вместе со всеми в класс.

  В это время заканчивала свое выступление ее подруга Оля, читавшая стихи про зайку, которого бросила хозяйка. Родители с ребятами громко зааплодировали и подошло время для выступления Веры. Девочка вышла на середину класса, присела на правое колено, как она и планировала, и стала петь куплет за куплетом любимой песенки. Дойдя до слов: « Бутылок всех, бутылок всех он видел дно», первоклассница мастерски выхватила бутылку из под рубашки, и забросила ее себе за голову.

  Бутылка ударилась о доску и упала на пол, звонко зазвенев и расколовшись на несколько больших стекляшек, как раз в тот момент, когда в класс заглянула приглашенная на праздник, завуч школы. Пожилая женщина, едва успела увернуться от брошенной девочкой бутылки и остановилась у двери, застывшей веткой сухого дерева, пытаясь бурно выразить свой протест против происходящего. Но все вокруг громко смеялись и у завуча не получались противостоять своим гневом всеобщему веселью. Никто от Веры не ожидал такой прыти. Родители хохотали и громко аплодировали. А выходка с бутылкой была чем-то похожа на театр абсурда. Ну уж очень образ худенькой светленькой девочки, не был похож на фигуру гусара, да еще с бутылкой в руке.

Девочка так зажгла своей выходкой взрослых и детей, что в классе царил радостный хаос,- все громко говорили и громко посмеивались,поэтому  ругаться здесь было бессмысленно. И завуч решила отчитать девочку в учительской. Было это так:
войдя в комнату, она уселась за большой стол, стоявший возле окна, а Татьяна Васильевна со строгим выражением лица, присела на стоящий рядом стул, слегка поправив свои очки. Девочку же оставили стоять посередине комнаты.

 Завуч, обращаясь к Верочке с ядовитыми нотками  в голосе спросила:
- Кто же это научил тебя так делать? Значит твои родители выпивают? Ведь это сплошное безобразие! В школе – бутылками бросаются. Так и до милиции дойти можно.

Вера в страхе ответила:

- Никто. Ведь это так по телевизору делают.
Завуч многозначительно посмотрела на нее и грозно сказала:
-Я тебя попрошу, чтобы ты больше никогда не приносила бутылки в школу. И немного помолчав,  добавила:
- На первый раз прощаю, а в следующий раз вызову родителей в школу, а то и в милицию тебя сдам, припугнула она Верочку, - там тебя научат уму разуму.
-Но ведь, это по телевизору, - опять пролепетала девочка.
- По телевизору, перебила ее завуч, нахмурившись. Эта песня для взрослых, а не для детей. Запомни. А потом добавила, - да и для взрослых она тоже не подходит.

  Вера в расстройстве повесила голову. Хоть ей до этого, и хлопали и улыбались, а получилось, что ее концерт позорно провалился.
Она сильно опечалилась, и, опустив плечи покинула учительскую вместе с Татьяной Васильевной, продолжая слышать угрозы завуча, застрявшие в ее детской головке.
А когда они вышли в коридор, учительница музыки рассмеялась и ласково погладив девочку по волосам сказала:
- Иди, усы смой, артистка!


Рецензии