Отличие морали от нравственности

                КРАТКО (красиво и лаконично)

Мораль и нравственность — есть комплекс этических (в отличие от правовых, религиозных, корпоративных и т. д.) норм, служащих нормативной регуляции общественных отношений.
 
Нравственная норма подстраивается под обстоятельства, моральная — заставляет обстоятельства подстраиваться под себя.

Ценой и целью соблюдения нравственной нормы чаще выступают утилитарные материальные блага, моральной — духовные, зачастую и сама жизнь (пример — казнь Сократа).
 
Мораль более устойчивое и относительно времени, и обстоятельств понятие, нравственность напротив более пластична и изменчива.
 
За исполнение моральной нормы отвечает совесть, нравственной — стыд.

Мораль — символична, нравственность — эргономична

Мораль — идейна, нравственность — материальна

Мораль — для Бога и Человека, нравственность —  для людей

                ПОДРОБНО (муторно, широко развернуто и обоснованно)

Так как в сети эти два понятия зачастую определяются как равнозначные, считаю своим долгом пояснить, что это все же не так. Причем это важно как для наиболее точного, объективного  и не двояко трактуемого умозаключения, так и для  оценки того или иного события или происшествия, а так же самой практики жизни: выбора той или иной формы поведения в каком-либо  жизненном случае или возникшей ситуации.

В системе нормативного регулирования общественных отношений моральная этическая норма является более фундаментальной, устойчивой и универсальной, чем норма нравственная. Норма морали более естественна, интуитивно понятна и наименее зависима от разных культур, традиций и принципов, существующих относительно локально в то или иное время, в той или иной расе, нации, сообществе, группе и т. д.

При коллизии моральной и какой-либо иной социальной нормы (даже правовой), человек интуитивно более склонен придерживаться к исполнению именно нормы моральной. И в любом случае несоответствие моральной норме подрывает доверие к какому-либо иному дублирующему регулятивному инструменту общественных отношений, вызывает у человека ощущение неестественности и желания привести все в более закономерное, внутренне ощущаемое им, состояние, как должно быть «по самой природе человеческой».

Нравственные же нормы у разных культур могут противоречить друг другу, могут зависеть от настоящей ситуации, учитывать те или иные обстоятельства развития общества на данном этапе, приспосабливаться к ним, они более пластичны, менее устойчивы и принципиальны.

Здесь, сопоставляя моральную и нравственную норму,  можно привести в качестве примера  обстоятельства процесса, известного как «Королева против Дадли и Стивенса»*.

Убийство и последующий каннибализм Дадли и Стивенсоном юнги Ричарда Паркера, можно, в некоторой мере, определить как соответствие нравственной норме (в данном случае неписанной, традиционной) -- «Обычай моря» (Custom of the Sea, описание данного случая приводить не буду, интересующиеся этической проблематикой знакомы с трагедией экипажа яхты «Резеда» (аналог теоретической этической задачи -- «Проблема вагонетки»**), незнакомые могут ознакомиться перейдя по ссылке), а обвинения представленные государственным обвинителем Артуром Чарльзом как соответствие норме моральной, представляющей независимую фундаментальную ценность саму по себе, вне времени и обстоятельств. 


Чтобы различие этих понятий лучше запомнилось, можно обратиться к широко известному латинскому крылатом выражению: O tempora, o mores! (О времена, о нравы! Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение, подчёркивая неслыханный характер события***), где нравы привязываются к определенным временам (что они, нравы, имеют способность меняться), причем с противопоставлением чему-то более этичному, правильному -- что до этого была некая эволюционная высота социума, которая сменилась обратным процессом социальной деградации, разложения общества.

Так же мораль и нравственность различал и один из представителей точных наук, русский математик Никита Моисеев, придавая моральной норме уже и некий сакральный смысл:

 «Мораль – понятие более тонкое, чем нравственность,  связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности"****.

Исходя из этого и написание слова "морально-нравственный" имеет иной смысл, чем просто "моральный", или просто "нравственный", заключая в себе как вечное, так и относительно сиюминутное, совпадающее в данный момент времени, в данном месте друг с другом.
 
Так что, будьте предельно точны и понятны в своих суждениях, русский язык богат и позволяет выражать свои мысли точно и вполне определенно, было бы желание и стремление к истине!

ССЫЛКИ:

*Неудачное плавание Ричарда Паркера: [электронный ресурс].URL: . (Дата обращения:23. 03.23)

**«Википедия», Проблема вагонетки : [электронный ресурс].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/  . (Дата обращения:23. 03.23)

***«Википедия» : [электронный ресурс].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/O_tempora,_o_mores! . (Дата обращения:23. 03.23)

****Дарио Салам Соммэр. Мораль XXI века. От автора к русскому изданию: [электронный ресурс].URL:
. (Дата обращения:23. 03.23)


Рецензии
- Нравственная норма подстраивается под обстоятельства, моральная — заставляет обстоятельства подстраиваться под себя.
== не соглашусь. Так может выглядеть в моменте, но в долгосрочной событийке тоже приводит к тенденции менять обстоятельства под свою нравственность. Или раскройте примерами, тут краткость не в помощь.

Казнь Сократа может быть примером чего-то третьего, не морали и не нравственности, а твёрдых убеждений, как минимум.

Как-то, к сожалению, не понравилась Ваша классификация про идейность, символичность, пластичность, материальность. Всё это как-то ... не то. Не про суть.

И формат Ваш со ссылками неудобный, их суть нужно хоть немного раскрывать в тексте, никто по ссылкам не пойдёт.

Статья Ваша показалась не очень полезной, в том виде как есть. Задал себе вопрос, что Вас побудило к её написанию, моральные причины, или нравственные, а может, ещё какие.

Вот скажите, поедание собак людьми - это аморально, безнравственно, или что-то ещё?

Феронин   24.03.2023 07:24     Заявить о нарушении
Начну почти с конца: "что Вас побудило к её "статьи" написанию (курсив мой М. П.)", я эти свои мотивы, сподвигнувшие меня на написание данной работы, так прямо в начале статьи и обозначил: "Так как в сети эти два понятия зачастую определяются как равнозначные, считаю своим долгом пояснить, что это все же не так", -- дело в том, что об отличии морали от нравственности я впервые прочитал еще в учебнике по философии, приняв за основу. Но вот в сети постоянно, да что там -- всегда, эти два понятия зачастую определяются как равнозначные, но считаю, что это неправильно: вопросы этики настолько сложны и не однозначны, что требуют наиболее точных определений при решении той или иной социальной проблематики, ведь без точного определения невозможно дать и какую-либо корректную оценку. Ну это как наибольшее количество пикселей -- для точной, резкой передачи изображения, всегда лучше, а вот когда их мало, не хватает то и картина становиться более размытая и неопределенная, ничего не поймешь, приходиться гадать, что там родинка или комарик сел на щеку).

Михаил Предзимний   24.03.2023 08:38   Заявить о нарушении
"Вот скажите, поедание собак людьми - это аморально, безнравственно, или что-то ещё?", -- я не даю в статье ответов на решение этических задач, она для этого не предназначалась, могу лишь сказать, что в контексте статьи, это вопрос культур, гастрономические предпочтения, и методы их удовлетворения, относятся к нравам принятым в том или ином обществе: нравы могут быть лояльны к предназначению собак в пищу, но мораль все же более склонна считать что это не этично: собака все же по природе своей, более предназначена быть другом человека, а не его пищей, так использовать живое существо, которое тебе доверяет, защищает тебя, твоих детей -- твое имущество, твой дом, думается, если и оправданно с точки зрения определенных НРАВОВ, то в большинстве обществ однозначно не принимается за МОРАЛЬНУЮ НОРМУ. Если кому-то хочется гастрономических изысков, то можно попробовать улиток, они не являются друзьями человека)

Михаил Предзимний   24.03.2023 09:19   Заявить о нарушении
О! Феронин, оказывается, ещё и философ. По крайней мере дал понять, что знаком с трудами Сократа.
И в астрономии разбирается(о Карле Сагане знает!), и в дифференциальном исчислении(слыхал о Лапласе!!), ну и конечно в геометрии. Здесь Феронин, опираясь на имя самого Давида Гильберта(он и о нём где-то прочёл), решил окончательно выяснить "роль точки" в существовании Вселенной. Правда, дальше самого банального высказывания не продвинулся, но это только пока. Или нет? Всё-таки решил бросить всю мощь своего интеллекта в философию?
Ба! "Поедание собак"! Оригинально! Это уже не философия - это биология. А почему не упоминается биолог? Неужто в Википедии не нашёл? Хм...

Алексей Чернечик   24.03.2023 10:12   Заявить о нарушении
- "Так как в сети эти два понятия зачастую определяются как равнозначные, считаю своим долгом пояснить, что это все же не так"

- Я как раз об этом и спросил: Вы считаете это своим долгом из моральных побуждений, или из нравственных? Или же чувство долга - отдельная, ещё одна категория в Вашем мире?

Феронин   25.03.2023 14:36   Заявить о нарушении
- я не даю в статье ответов на решение этических задач, она для этого не предназначалась, могу лишь сказать

- любые законы сопровождаются комментариями к прецедентам, где показывается, как именно эти законы трактовать. Если этого не сделать, всегда остаётся лазейка тому, кто законы написал, потом их истолковать ещё как-то. Проще говоря, изложить только аксиоматику наобум мало чего стоит, надо ещё показать, как она работает в действительности, чего она стоит. Только и всего.

Феронин   25.03.2023 15:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.