Всё течёт, всё изменяется

Всё течёт, всё изменяется

     Варя встала раньше обычного. Сегодня Виктор возвращается из рейса..
- Витя… Витенька… Витюша… - напевала она про себя.
     Неделю не виделись, а ей эта неделя показалась годом. Спроси, кем является для неё Виктор, она без колебаний скажет:
- Витюша – мой любимый мужчина.
Мужем не называла, хотя десять лет жили, как принято говорить, в гражданском браке. Варина мама Раиса Васильевна не одобряла неузаконенных отношений и о зяте говорила в третьем лице множественного числа:
- Они супруг моей дочери.
Третий год пошёл, как она оформила пенсию, и кухню взяла на себя. Готовила всё, кроме солянки. Любимое блюдо Виктора Варя не доверяла даже матери. Вот и сегодня к его возвращению из рейса она приготовит солянку.
 Мясную заготовку сделала с вечера. Копчёную колбаску нарезала соломкой и обжарила вместе с кусочками ветчины. В лоточек сложила нарезанную кубиками отварную куриную грудку. На стол выставила баночку с оливками без косточек, чтобы утром в спешке не забыть. Это был обязательный компонент. Не положи она оливки, Виктор не станет есть.
Не теряя времени, хозяйка принялась за дело. Осталось добавить овощи и специи. Варя достала из банки маринованные огурчики, натёрла на тёрке, открыла оливки и принялась нарезать колечками. Когда солянка была готова, попробовала пару ложек и осталась довольна.
- Объедение! – заключила она.
Теперь можно было готовить завтрак и поднимать семью.
Раису Васильевну будить не приходилось. Она уже была на ногах и застилала постель.
- Что-то ты сегодня рано подхватилась. Никак они приезжают, Виктор Петрович?
- Не они, мама, а он. Да, Витюша приезжает. Я приготовила к обеду его любимую солянку.
- Ну, предположим, когда женится на тебе, тогда будет и Витюша, и он. А пока что они, Виктор Петрович.
- Мама, не начинай с утра пораньше! Между прочим, у нас растёт сынок Павлик, это не в счёт? – разозлилась Варя.
- Я не начинаю. Просто имей в виду, твой варяжский гость возит овощи и фрукты в Польшу. А дорога длинная, с привалами да остановками на перекус и пересып. Вот и подумай, с кем он делит свои пересыпы.
- Я знаю с кем. С напарником своим, Денисом.
- Гляди, чтобы Денис не оказался Денисией.
- Пустой разговор, - заключила Варя. – Павлик придёт из школы, вы нас не дожидайтесь, поежьте соляночку.
- Опять эту гадость положила? – приподняв крышку кастрюли, сказала Раиса Васильевна.
- Ты об оливаках?
- О них самых. Лучше нарезала б маринованных маслят. Блюдо так и называется «Солянка грибная».
- Витюша любит с оливками. К тому же грибная идёт без мяса.
     На кухне появился заспанный Павлик.
- Сынок, я побежала, а вы тут с бабулей завтракайте. И смотри, в школу не опоздай.
Павлик умылся и сел к столу.
- Ба! Что на завтрак?
- Овсянка, сэр, присыпанная ягодами, - с пафосом сказала Раиса Васильевна, пытаясь создать весёлую атмосферу.
- Можно, я съем половину? – мальчик сложил умоляюще ладошки.
- А другую половину прикажешь выбросить? – возмутилась Раиса Васильевна.
- А куда ещё!
Павлик проглотил несколько ложек  и отставил тарелку.
- Я побежал! – крикнул уже с порога.
- И мать побежала, и этот побежал, - ворчала себе под нос Раиса Васильевна. – Всё бегут и бегут. А жить когда?
Она взяла тарелку внука, повертела.
- Кто ж такие продукты выбрасывает? Ну и богачи нашлись!
Доев кашу, принялась мыть посуду.
      День покатился мячиком с горы. Погрузившись в домашние дела, Раиса Васильевна не заметила, как стрелки часов подобрались к часу дня, и вздрогнула от звонка. Из школы вернулся Павлик.
- Ба!  Я голодный! – объявил он сразу. – Покорми. Немного передохну и за уроки. Много задали.
- Переодевайся, мой руки и приходи на кухню.            
- Что на обед?
- Солянка.
- А она вкусная?
- Очень. Я, дожидаясь тебя, съела две тарелки. С тобой чаёк попью.
Но у внука сложилось другое мнение. Проглотив две ложки, Павлик решительно отодвинул тарелку и, надув губы, сказал:
- Я это есть не буду.
- Как же так? Соляночка  прелесть. Как можно не есть такую вкуснятину?
- Бабушка, если тебе нравится, это не значит, что должно и мне нравиться! На вкус и цвет товарища нет.
- Чем же тебя кормить?
- Сделай омлет и бутерброд  с колбасой и сыром.
После обеда Павлик сел за планшет, а Раиса Васильевна, насуетившись, прилегла отдохнуть. Разбудил её грохот чего-то тяжёлого об пол и крик внука:
- Бабуля! Скорей! Сюда!
Раиса Васильевна сделала несколько порывистых движений, чтобы
быстро встать и почувствовала, сердце кольнула иголка.  Павлик продолжал звать, и она пересилила боль. С каждым шагом боль росла и росла.
На кухне предстала живописная картина. Дверца холодильника распахнута,  на полу перед  дверцей  перевёрнутая  вверх дном кастрюля, рядом крышка плавает в озере солянки.          
- Пообедал отец! – воскликнула ошеломлённая Раиса Васильевна. – Что прикажешь делать?
- Бабушка! Я не нарочно! Я хотел достать баночку с огурцами. Она стояла за этой дурацкой кастрюлей, - торопился объяснить внук. – Только прикоснулся к банке, а кастрюля поехала и грохнулась на пол. Хотел поймать её на лету, но она тяжеленная.
Павлик смотрел на бабушку с надеждой: только она может найти выход. Раиса Васильевна понимала состояние мальчика. А ещё было ясно, что солянка, хоть убейся, но должна сегодня быть  на столе.               
- Зачем надо было лезть в холодильник! Ты же пообедал!
- Захотел огурца.
- Так надо было достать кастрюлю, которая мешала, поставить на стол, а потом уже лезть за огурцом.
 - Я не подумал, - признался Павлик.
- То то и оно! В общем, тащи тряпку, ведро, совок. Уберём, наведём порядок, потом подумаем, как быть.
Полчаса ушло на устранение последствий «бедствия». После чего Раиса Васильевна тщательно обследовала все места, где хранились съестные запасы. О мясной солянке с оливками можно было забыть.
- Каким временем  мы располагаем, отрок? – обратилась она к внуку и посмотрела на часы, висящие на стене. -  Мать придёт где-то через час. А Виктор Петрович…
- А папа может появиться в любой момент, - подсказал Павлик.
- Так чего ждём? Чисть картошку, а я возьму на себя всё остальное. Мы сейчас с тобой такую соляночку сварганим, родители твои язык проглотят.
     В кастрюле булькала нарезанная картошечка, на сковородке в поджарке из морковки и лука румянилась квашеная капуста.
- А мы сюда ещё ложки две таматика добавим и чесночка, - Раиса Васильевна вошла во вкус, ловко размешала овощи на сковородке,  вывалила содержимое в кастрюлю.  Затем в той же сковороде поставила обжаривать нарезанные шампиньоны.
- Бери тёрку, натри парочку кислых огурчиков, - дала новое задание Павлику. -  Налей из банки полстаканчика рассола.
- Зачем?
- Выливай в кастрюлю. Это для кислинки. Жаль лимончика не осталось.
- Так я сбегаю в магазин, - вызвался Павлик. – Тем более оливки тоже  придётся покупать.
- Не придётся. Да и бегать по магазинам некогда. Я открою баночку маринованных маслят. Они почище ваших оливков будут.
      Обжарененые шампиньоны и натёртые огурчики тоже отправились в кастрюлю. Раиса Васильевна порезала скользкие, пахнущие маринадом маслята. Не удержавшись от соблазна, выловила в банке, нацепила на вилку несколько маленьких грибочков и положила на тарелочку.
-  Попробуй. Разве сравнишь с оливками! Мягенькие, ароматные, тают во рту, как масло.
- Наверно, их потому так и назвали, - подхватил тему Павлик.
- Последний штрих! - объявила бабушка и запустила нарезанные грибочки в солянку, посолила и проперчила по вкусу. – Проверим на соль и кислоту. Пожалуй, не помешает немножко сахарку, самую малость. Вот теперь то что надо! – она сжала пальцы в кулачок и оттопырила большой. – Класс, как вы сейчас говорите! Пробовать будешь?
- Буду.
    Павлик съел три ложки и сказал, садясь к столу:
- А плесни-ка мне в тарелочку ещё. Я омлетом не наелся.
Покончив с солянкой, мальчик подошёл и обнял бабушку. Они не произнесли ни слова, но каждый знал, что чувствует другой. Наконец бабушка сказала:
- Я тут приберусь, а ты садись за уроки.
      Вернувшись с кухни, Раиса Васильевна прилегла отдохнуть  и вскоре задремала. Проснулась от поворота ключа входной двери. Прихожая наполнилась голосами и суетой.
- Папа заехал за мной, поэтому я раньше и мы вместе, - услышала она голос дочери. – А бабушка отдыхает? Мальчики, мойте руки и к столу. Будем ужинать. О! Мама солянку уже нагрела.
      Раиса Васильевна почувствовала, что проголодалась, и тоже поспешила к столу. Дочка разливала солянку по тарелкам.
- А мне? – сказал Павлик.
- Ты же не любишь солянку, - удивилась мать.
- Раньше не любил, - он взялся за ложку. – Как говорит наш классный руководитель: «Всё течёт, всё изменяется».
- Кстати, по поводу этих слов. Да, всё течёт, всё изменяется, - Виктор встал. – Дорогая Раиса Васильевна! Я сделал Вареньке предложение и сейчас официально прошу у Вас её руки.
     Раиса Васильевна растерялась и тоже встала.
- Что так вдруг? – только нашла что сказать.
- Почему вдруг? Надо было это сделать ещё десять лет назад. Да всё как-то откладывал, переносил …
- Ну что ты, Витюша, ходишь вокруг да около. Мама, мы сегодня подали заявление в ЗАГС, - внесла ясность Варя, и Павлик закричал:
- Ура! Ура!
- Когда же вы успели, Виктор? – Раиса Васильевна впервые назвала зятя по имени.
- Я, мама, выехал вчера раньше. Как приехал, сразу разгрузился.
Народ понятлиавый, пропустили без очереди. С базы прямиком к Варе на работу. Дальше – дело техники. Так отдаёте дочку?
- Отдаю, отдаю. А кушать будем сегодня? Всё стынет.
     Варя принялась за солянку и после первой ложки внимательно посмотрела на мать. Раиса Васильевна опустила глаза и продолжала есть. Обе, не сговариваясь, глянули на Виктора. Тот быстро орудовал ложкой, видимо, очень проголодался. Скоро его тарелка была пуста.
- Варенька, а можно добавочки? Солянка необыкновенно вкусная. Такой ты ещё не готовила.
      Варя посмотрела на мать, перевела взгляд на Павлика, усердно орудовавшего ложкой и, улыбнувшись, сказала:
 - Всё течёт, всё изменяется, дорогой.
                21.03.2023               


Рецензии
Очень понравился рассказ! Редко в какой семье три поколения живут в мире и согласии. Но тут всё сложилось. Бабушка, как цемент, своей мудростью и добротой скрепила семью. Дочка в неё пошла - не настаивала на печати в паспорте и пришло время само, без принуждения. Павлик? Шкодина и любитель поумничать. Возраст обязывает:)) Гармония отношений, всего в меру, вот чего не хватает многим семьям. Категоричность и неуступчивость разрушают их.
Солянка... Вот чего мне не хватает для полного счастья сейчас... Но я на диете!
Улыбаюсь, представляя кастрюлю солянки на полу.
Спасибо за добрый рассказ, Тамара. Зелёная кнопка.

Галина Куриленко   21.02.2024 21:45     Заявить о нарушении
Галина!Спасибо за подробный анализ рассказа.Радует, что Вы так точно поняли, что хотелось сказать. Рассказ простенький. Осмелюсь предложить прочитать мои любимые из написанных ранее.Это "Золотко моё", "Плакала флейта" и "Муравейник". Ещё раз спасибо. Всего самого хорошего.Его так трудно почувствовать сегодня, когда наша Украина в огне, но оно есь и будет. Я верю.

Тамара Авраменко   22.02.2024 00:16   Заявить о нарушении
Тамара, я сознательно не касаюсь темы войны в рецензиях авторам единомышленникам, боюсь блокировки. Прочитала Вашу щемящую миниатюру "Я буду жить!", сердце сжалось, слёзы. На уме одни проклятия...
Рассказы рекомендованные прочитала. Очень понравились добротой и неоднозначностью жизненных ситуаций, узнаваемостью героев. В Муравейнике узнала себя. И там, к стати, изумительно описано переплетение судеб женщины и матки муравьихи. Смысл жизни мамы - ребёнок. У меня есть маленькая сказка, с немного схожей темой - семья и у животных семья:))
http://proza.ru/2017/04/03/948

Галина Куриленко   22.02.2024 11:05   Заявить о нарушении
Да, согласна с Вами, Галина, о печальном и грустном не будем. Благодарю за прочтение рассказов и отзыв. у меня действительно в рассказах действуют порой предметы неодуевлённые, которые передают характер людей. Так в рассказах "Карандаш", "Лавочка". А в рассказе "Стая" мальчик, волею судьбы оказавшийся без родителей на улице, вступает в единоборство с бездомными собаками,я вожака стаи наделила внутренним монологом. Что бы Вы посоветовали почитать из ваших произведений? С теплом. Тамара.

Тамара Авраменко   22.02.2024 11:47   Заявить о нарушении
Тамара, я дам несколько ссылок моих рассказов. Выбрала разное специально, что бы Вы поняли диапазон тем моих опусов.
Сборники: "Антидепрессанты" http://proza.ru/2019/12/25/1133 Не ходите девки замуж. http://proza.ru/2017/03/29/1767 - Стариться вдвоём веселей.
"Конспекты моей жизни"(автобиографическое) http://proza.ru/2017/02/05/1803 -
Рождённая для счастья. http://proza.ru/2017/04/12/2017 - Эх, Полтава.
"Женские судьбы" http://proza.ru/2021/10/22/1159 - Линия судьбы.
http://proza.ru/2019/11/29/1469 - Разрушающая сила любви.
Вне сборников http://proza.ru/2021/12/15/971 - Сашенькины сушки.
http://proza.ru/2021/04/28/1544 - Пути Господни.
Я пишу, вернее литературно оформляю, реальные истории из моей жизни или из жизни моего окружения. Каждый герой имеет прототип в жизни. И, прочитав их, Вы убедитесь, что наша жизнь круче любых заморских сериалов.
Томочка, я набросала много ссылок, но читать всё не обязательно:))

Галина Куриленко   22.02.2024 15:30   Заявить о нарушении
Спасибо, спасибо...
Прочитаю обязательно. Кажется между нами завязался небольшой узелок. Мне интересно узнавать нового человека и его среду, окружение, интересы, симпатии и антипатии. Думаю, найду всё в ваших произведениях, Галина. Хорошего дня!

Тамара Авраменко   22.02.2024 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.