Праздник живота

Это название будет понятно тем, кто родился и вырос в деревне в пятидесятые, шестидесятые годы. Зима, это время года, когда крестьянские семьи кушают мясо. Весну, лето, осень — растят живность, ухаживая за нею как за детками, порой кормят с рук и греют в своих жилищах, когда они ещё маленькие, оберегая от морозов. Только к зиме гуси, утки, индюки, куры обрастут пером, чтобы и его можно было использовать, набивая перины и подушки. Только к зиме хрюшки наберут нужный вес и нагуляют сало. Вначале будет птица, её и кушают и продают на базаре, чтобы поиметь живые деньги, чтобы купить обувь и одежду. Каждый день будет даже в большой семье по кусочку мяса. Потом придёт черёд и хрюшки…
   Резать поросёнка — это событие. К нему готовятся, его ждут, радуются и переживают.
Хозяйка, которая кормила хрюшку девять месяцев, грустит, бывает плачет и уже накануне  вечером, стоит большого усилия выдержать требовательный визг, говорящий о жутком голоде.
Визжит и визжит бедное животное, не понимая,  почему его не кормят?  А утром и вообще уйдёт из дома хозяйка, куда глаза глядят… это тяжёлые минуты и их надо пережить. Хозяин точит ножи, готовит солому и место, где будут резать, палить и свежевать. Дети стараются не выйти в это время из дома  ни по какой причине. Все в напряжении, в ожидании, когда же всё свершится? И каким то образом это происходит, оставаясь за кадром… Не все в деревне умеют резать поросёнка и некоторые приглашают специалиста-умельца.
   Открывается дверь и в дом на завтрак заходит отец. Он молчалив и сосредоточен. Впереди много работы.
Выглянув в окно, я вижу лежащую на снегу хрюшку. «Остывает». Говорит папа, на мой немой вопрос. В нашей местности по христиански — кровь спускается. Потом это место забросают чистым снегом и начнут палить. Сегодня это делается при помощи газовой горелки, а раньше соломой пользовались, сжигая щетину, счищая ножом копоть и смывая водой. Несколько раз поворачивают тушу, повторяя процедуру очищения, пока кожа станет золотисто-жёлтой.
Потом накрывают чистой соломой и фуфайками и садятся на неё верхом. Не знаю что даёт это действие, я так и не выяснила у отца об этом, но помню как все мы дети, сидели вот так несколько минут.
Дальше свежевание, то есть разделка. Все внутренности перемещаются в большие, но низкие ёмкости, наполненные ледяной водой, которую будут периодически менять. О, это целая наука, всё использовать. Ничего не пропадёт. Сколько всего приготовит мама потом из этого!
Печь в этот день начинали топить попозже, чтобы был жар ко времени разделки туши. Жарились шкварки, печёнка, пеклись блины и драники. И запах стоял не только в доме, но и на улице.
В прохладных сенях на чистых столах лежало сало нарезанное длинными полосами, которые потом будут ещё резать и солить. Мясо тоже отец будет рубить и сортировать. Обязательно угостят соседей живущих справа и слева; кусок сала и мяса. Так принято.
 А в комнате, женщины уже нарезают мясо и сало, добавляя чеснок, перец, соль для домашней колбасы. И от этой смеси тоже стоит приятный аромат. А потом не менее приятный будет и от готовой колбасы, которой вкус передать не возможно, надо только пробовать...
   Две недели будут деликатесы; томлёная голова, крупянка, сальтисон, зельц, холодец, суп-рассольник, колбаса, шкварки, уши, шкурки. Остальное превратится в солонину, которую будут использовать ещё долго, для приготовления пищи, вымачивая кусочки мяса на косточке, в воде. Сало тоже будет вкусное, но солёное.
   Да, когда режут поросёнка в деревне, это праздник! Праздник живота, говорю я, и некоторые меня поймут...


Рецензии