Дела давно минувших дней Предисловие

Предисловие

Может быть, вы слышали на школьных уроках истории про племя древлян? Они жили недалеко от Киева в лесах на правом берегу Днепра, промышляя охотой, скотоводством и земледелием. В 900-х годах нашей эры древлянами правил князь Мал, построивший укрепленное городище в столице древлян – городе Искоростене. Столица древлян существует и поныне, это мой родной город Коростень, где я родился и провел детство и юность. Правда в древности он назывался Искоростень, но за тысячу лет это слово, видимо, поизносилось и потеряло первые две буквы.
В 2005 году городская общественность отмечала 1300-летие Коростеня, так как археологическая экспедиция установила, что Искоростень был основан в 705 году. В связи с этим в Киеве была выпущена памятная монета в пять гривен. Как они подсчитали, не знаю, но мне это сильно напоминает известную байку про молодого музейного экскурсовода. Экскурсовод показывает посетителям музея старинную амфору и говорит:
– А вот этой амфоре 2003 года.
Кто-то удивился такой точной дате, и экскурсовод пояснил:
– Когда я начал работать в этом музее, мне сказали, что этой амфоре 2000 лет, а я уже работаю здесь три года.
Интерес к истории моего родного края вызвало одно из воспоминаний детства, связанное с рекой, протекающей в центре города, в ущелье, образованном гранитными скалами. Я любил это место и нередко гулял там с отцом. Подойти ближе к водопадам я боялся, и со страхом наблюдал, как смельчаки, прыгая по камням, перебирались на другую сторону реки. Когда я подрос, отец научил меня плавать и однажды сказал:
– Видишь вон тот водопад? Под ним в каменистом дне есть глубокая впадина. Туда можно влезть, а водопад тебя укроет сверху. Это – купальня Ольги.
Так я впервые услышал это имя, и оно надолго засело в моей голове. Однажды, набравшись смелости, я добрался до этого места, спустился в каменную впадину и с удивлением обнаружил, что накрывший меня сверху водопад действительно не мешает дышать. Мне понравилась купальня Ольги, и я твердо решил узнать, кто это выбрал такое удачное место для купания.
В местном Коростенском музее, размещающемся в маленьком деревянном домике, я узнал, что это была жена князя Игоря, погибшего в 945 году во время похода за данью к древлянам в Искоростень, что стало известно из «Повести временных лет» – одной из древнейших летописей Киевской Руси. Там же написано, что в отместку княгиня Ольга Искоростень сожгла. Она сказала древлянам, что удовлетворится символической данью: по два голубя и по три воробья с каждого двора. И, получив эту дань, она снимет осаду и оставит город в покое. Древляне поддались на эту хитрость, а коварная Ольга велела привязать к ножкам каждой птицы клочки зажженной пакли и птиц выпустить на волю. Они полетели в свои дворы, и весь город сгорел. Вот так княгиня Ольга отомстила древлянам.
Это немного мне напоминало мифы, их в древней истории было предостаточно, в достоверность их и верили, и не верили.
Позднее я с удивлением узнал, что оригинал рукописи «Повести временных лет», сообщающей об этих событиях, на самом деле утерян. Его не нашли, и никто его никогда не видел. Кто-то об этой рукописи слышал, кто-то на нее ссылается. Одни уверены, что она была и даже называют ее автора – Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря, другие также уверены, что такой рукописи, как и самого летописца Нестора, никогда не было. 
Современные историки берут под сомнение и события, якобы описанные в «Повести временных лет». Кто-то полагает, что о сомнительной достоверности говорит само название – «Повесть», что в древние времена означало: предание, слухи и даже сплетни. Многие находят в ней нестыковки и противоречия. Полагают, что сама «Повесть» базируется на некоем первоначальном «Своде», но его тоже никто не видел.
На помощь историкам кинулись беллетристы, написавшие книги о князе Игоре, княгине Ольге, князе Мале, его детях Добрыне и Малуше, и о самом летописце Несторе.
А я недавно посетил свои родной город и, рассматривая на гранитных берегах реки статуи княгини Ольги и воеводы Добрыни, подумал, что я могу изложить свою версию создания и утери рукописи «Повести временных лет».
С чего я начал?
Конечно, с всезнающего Интернета. Я набрал в поисковике Гугл слова «Повесть временных лет» и обнаружил 542 тысячи источников, реагирующих на это название. Не трудно подсчитать, что если бы я потратил на каждый источник только 10 минут, мне пришлось бы сидеть за компьютером около 30 лет! На слова «Княгиня Ольга» отреагировали 715 тысяч ссылок, а на слова «Князь Игорь» – 928 тысяч.
Я сдался.
Пусть простят меня академики А.А. Шахматов, сомневающийся в авторстве монаха Нестора; Д.С. Лихачев, который перевел эту рукопись на современный русский язык, и отмечающий, что не найдено рукописи, где была бы помещена «Повесть временных лет» отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя, и И.В. Ключевский, написавший «Курс русской истории». Я также извиняюсь перед Н.М. Карамзиным, написавшим 11 томов «Истории государства Российского»; историком С.М. Соловьевым, написавшим «Историю России с древнейших времен» и впервые употребившим выражение «Киевская Русь», и археологом А.Л. Никитиным, обнаружившим «вопиющие противоречия между сказками «Повести временных лет» и реальными данными современной археологии».
Я не смог досконально изучить их труды.
В конце читатель найдет список художественной литературы, посвященной Киевской Руси. Увы, я ее тоже всю прочесть не смог!
Поэтому мой роман – не историческое исследование и не компиляция, а собственное толкование событий Древней Руси, основанное на достаточно противоречивых утверждениях исторической науки. Ввиду того, что многие даты того времени оспариваются историками, я тоже допустил определенную вольность в их интерпретации.
В общем, мой роман – это правдивое описание событий, которых, возможно, никогда не было. 
Я тушу свою лампаду, переворачиваю последний лист и облегченно вздыхаю. Может быть, мои идеи, появившиеся под шум водопада купальни Ольги, пробудят у читателей интерес к «Делам давно минувших дней»?


Рецензии
Ефим, очень интересное предисловие к роману. Хочется скорее познакомиться с самим романом. Заинтриговали.
Получила много полезных сведений об истории города. Спасибо.
Творческого вдохновения и благополучия!
С искренним уважением, Ирина

Ирина Ижорская   02.04.2023 23:29     Заявить о нарушении