Грех. Светская и православная психотерапия

“Имея какую-нибудь телесную болезнь, мы всеми силами стараемся освободиться от нее, а страдая тяжко от болезней душевных, мы медлим и отказываемся от врачевства. Потому мы не избавляемся и от телесных болезней, что необходимое для нас мы почитаем маловажным, а маловажное - необходимым, и, оставив самый источник зол, хотим очистить потоки”  - свт. Иоанн Златоуст.

Грех является серьезным водоразделом между светской психотерапией и православной.  Светская психотерапия считает человека изначально здоровым, нормальным, но получающим повреждения в ходе онтогенеза (что берет свое начало в концепции Tabula rasa - “чистая доска”). Православная психотерапия рассматривает человеческую природу как поврежденную вследствие антропологической катастрофы (грехопадения). Христианский взгляд на человека как на существо абсолютно ненормальное, но не потому, что оно испортилось в процессе жизни, а потому, что повреждено изначально. Таким образом, современная психология и медицина оставляют за скобками проблематику греха. Не зная, не понимая природы греха, невозможно понять истинную природу нездоровья человека, а болезни берут начало именно от греховных страстей. Страсть - страдание - болезнь. Но страстность простирается не только на тело, но на всю человеческую личность - человек страдает также и душой, и духом. Светская психология, к сожалению, не берет в расчет патологии души и духа. Кстати, патогенез - от “патос” - что с греч. переводится как “страдание”, “страсть”, “перемена”. Православное учение о страстях дает совершенно развернутую картину, полное объяснение патогенеза, и, соответственно, обладает необходимым объемом знаний и истин для исцеления человека, его духа, души и тела.

Прп. Макарий Оптинский дает такой мудрый совет: “Не хвалитесь и своим здоровьем, как душевным, так и телесным: вам известно, что это последнее происходит от первого, то и надо попечение иметь более об исцелении душевных язв, дабы явиться в будущий век не безобразно; тело хотя и болит, но оно временно и все сгниет, а душа вечна и бессмертна! Теперь особенно в постное время займитесь лечением ее. Врач всегда готов подать врачевство, но дело состоит за нами”.


Рецензии