Грех. Светская и православная психотерапия
Грех является серьезным водоразделом между светской психотерапией и православной. Светская психотерапия считает человека изначально здоровым, нормальным, но получающим повреждения в ходе онтогенеза (что берет свое начало в концепции Tabula rasa - “чистая доска”). Православная психотерапия рассматривает человеческую природу как поврежденную вследствие антропологической катастрофы (грехопадения). Христианский взгляд на человека как на существо абсолютно ненормальное, но не потому, что оно испортилось в процессе жизни, а потому, что повреждено изначально. Таким образом, современная психология и медицина оставляют за скобками проблематику греха. Не зная, не понимая природы греха, невозможно понять истинную природу нездоровья человека, а болезни берут начало именно от греховных страстей. Страсть - страдание - болезнь. Но страстность простирается не только на тело, но на всю человеческую личность - человек страдает также и душой, и духом. Светская психология, к сожалению, не берет в расчет патологии души и духа. Кстати, патогенез - от “патос” - что с греч. переводится как “страдание”, “страсть”, “перемена”. Православное учение о страстях дает совершенно развернутую картину, полное объяснение патогенеза, и, соответственно, обладает необходимым объемом знаний и истин для исцеления человека, его духа, души и тела.
Прп. Макарий Оптинский дает такой мудрый совет: “Не хвалитесь и своим здоровьем, как душевным, так и телесным: вам известно, что это последнее происходит от первого, то и надо попечение иметь более об исцелении душевных язв, дабы явиться в будущий век не безобразно; тело хотя и болит, но оно временно и все сгниет, а душа вечна и бессмертна! Теперь особенно в постное время займитесь лечением ее. Врач всегда готов подать врачевство, но дело состоит за нами”.
Свидетельство о публикации №223032301540