Как я не стал математиком

               

                Справедливости ради, нужно сразу сказать, что арифметикой у меня никогда не ладилось. Начать хотя бы с таблицы умножения. И хотя в конце концов я её всё-таки одолел, но отвращение к цифрам у меня, с тех пор, в крови. Правда был один период, когда отношение к ним было вполне терпимым. Мало того, вдруг я начал проявлять к ним настоящий интерес. А интерес, как известно, великий стимул.
                Валерия Петровна, так звали нашу учительницу математики, она была молода, со стройной, ладненькой фигурой, но при этом был один недостаток – одна ножка у неё была короче другой, поэтому она ходила, опираясь на палку. Но когда она склонялась над журналом у нас пятнадцатилетних мальчишек перехватывало дыхание. В вырезе её лёгкого ситцевого платья мы могли видеть красивую, белоснежную грудь взрослой женщины. Возможно она поступала так намеренно, чтобы как-то компенсировать тот урон, который ей причинила природа.
                Но интерес то был в том, что в начале каждого урока в течении пяти минут она диктовала нам десятка два сложных примеров и первые десять  учеников, которые успевали их решить, бегом несли свои тетрадки ей на стол. И если примеры были решены правильно пятёрка в дневнике была обеспечена. Я изо всех сил старался успеть и заполучить заветную пятёрочку.
                А уже в десятом классе, когда появился такой предмет, как стереометрия, мой талант образного мышления вдруг дал о себе знать. Я с завидной лёгкостью решал на уроках самые каверзные задачки, где нужно было определить какое тело вращения получится, допустим, при вращении конуса вокруг его образующей. Между прочим, и в самом деле это не такая простая задачка. Когда учительница решала её вместе с классом, то сама испытала при этом затруднение. Тут я уж выступил как вундеркинд, говорю: - А Вы ошиблись! На самом деле получается не так! В ответ: - Тогда иди и покажи, как надо. Вышел начертил, потом вижу - фигура то объёмная, основание конуса тоже участвует в формировании новой поверхности. Начинаю объяснять и чувствую - напряжение извилин всех настолько утомило что меня просто никто не слушает. Учительница всё прекрасно поняла: - Ладно, достаточно, иди садись.
                Но с тех пор для вычерчивания, решения всех подобных задачек был штатный исполнитель. Как бы известно, что в школе у каждого педагога всегда были свои любимчики, себя я никак не могу отнести к этой категории. Я был заядлым троечником, но довольно твёрдым, в отличии от некоторых дутых отличников.
                И вот, наконец, выпускные экзамены, опять же математика. За день до экзамена я заглянул в учебник по геометрии и повторил, помню, знаменитую теорему Пифагора. Экзамен, тяну билет – фантастика! – теорема Пифагора! Я сижу за первой партой, к ответу готов. Вижу краем глаза многие прячут свои шпаргалки. У кого их нет или нет на этот билет шепотом просят помощи – я пишу на клочке. Математичка конечно всё видит, но вида не подаёт. После экзамена она при всех говорит мне: - Хотя у тебя за четверть тройка, за экзамен я ставлю тебе пять, а в аттестат четверку!
                Но, кстати, на этом мистическая история с теоремой Пифагора не закончилась. Уже заканчивая учебу в художественном училище где я как десятиклассник проходил только спецпредметы,   математичка вдруг потребовала что бы я сдал и её предмет на экзаменах, наравне со всеми. Захожу в аудиторию беру билет – Теорема Пифагора! Фантастика! Сел за стол и вдруг осознаю, что кроме того, что «Пифагоровы штаны во все стороны равны» не могу вспомнить ничегошеньки.
                Облом! Почти всё отпущенное время сижу как идиот, как истукан. Математичка с нескрываемой иронией смотрит на меня (Ага! Попался!) и говорит: - Осталось пять минут! Я начинаю что-то чертить и вдруг, что-то стало получаться. Я быстро всё записал и подал экзаменаторше. Сам пораженный случившимся, восторженно говорю ей: - Я сейчас сам за пять минут доказал теорему Пифагора новым способом! Но она только хмыкнула и сказала, что доказательств этой теоремы существует больше двадцати.
                То есть это единственно что она сама знала по этой теме, но меня посчитала возможным попрекнуть. Я потребовал от неё привести, хотя бы какой-нибудь вариант, или сказать чей вариант я вновь доказал. В ответ она только хмыкнула второй раз. На самом деле я искренне считаю, что появления истинных математиков подобных Пифагору с нашей системой обучения вряд ли можно ожидать. У нас очень много преподавателей, но совершенно нет Учителей, которые сами были в том числе и математиками.
                Мой случай, пардон за тавтологию – случайность. Я повторил доказательство одного индуса, сделанное им давным-давно, пусть я его и не знал (ни самого индуса, ни и его доказательства) и даже то что сделал это за пять минут тоже какое-то случайное озарение. Сейчас наше очень среднее образование опустили ещё ниже. Доказано что мы нисколько не стали умнее древних греков. У меня немного странное мнение насчёт нашего мозга – скорее всего мы унаследовали его от наших более умных предков, которые развивали свой мозг и свои сверхспособности. Наша же цивилизация выбрала тупиковый, техногенный путь, который и приведёт её к гибели.               
 Да, так всё-таки, почему же я не стал математиком?


Рецензии