Термин-Рутул и его этимология

               
По этому вопросу имеется несколько версий как:
1.Слово Рутул якобы произошел от арабского-"Ротл"-
"Ротол"-традицион .мера весов.(1.арабский Рутол = 0,340кг.)
Кет Махди.(Эминов Махди Рагимович).2009г.
2."От Рима до Рутула"(Муслима Муфараджева).
Поэма Вергилия "Энеида"и т.д. На Проза.ру 2014г.
Якобы слово пришло к нам из Италии...
Автор хорошо потрудился спасибо ему за это ,однако прошел мимо той самой площади-"Рат"и самоназвания Рутульцев-(Мых1а/Муха,Мыхабыр)...
*3.Топоним "Рутул "берет свое начало от корня "Рат/Рут"-(Здесь заложен ключ к разгадке...)
Фазил Дашлай. и т.д.
Мы же остановимся на №3.версии  Ф. Дашлая.
В действительно  здесь скрыта или заложен ключ к
этимологическому значению данного термина.
Этимология:
В 2016 году я обратил внимание на этот Термин-
Рутул. Коротко про него написано на Проза .ру  в  статье  "Этимология- этнонимов народностей лезгинской группы" . от 17.10.2021г. И в кн.Народные термины Кавказской Албании... Махачкала. 2016. с.104-106.
Здесь же мы остановимся на истинном  этимологическом  значении данного древнего термина как "Рутул".
Ед.ч.Рутул.мн.ч.Рутульцы.(Рутул/Рутулар).
Многие читатели ставят такой вопрос, как- откуда
это слово произошло? Корни этого термина уходят в древнюю Кавказскую Албанию. Точнее в его сельскохозяйственную отрасль.
(КАК).Обратимся к древней Кура -Аракской культуре.
Которой около 6 т.л. В раннее земледельческих поселениях уже было известно об орошаемых землях, в долинах рек и т.д. Кура-араксинцы , земли заселяли
различными сортами пшеницы(мягкая, твердая,
 ячмень(голозерный, пленчатый).Практиковалась и
смешанные посевы, жатва производилась с помощью
изогнутых серпов. В одном из сосуд, было найдено
в Дагестане (Галгалатли),15 кг. обугленного зерна
пшеницы и ячменя. Размол зерна производилось
на каменных зернотерках и т.д.  Б.Б.Пиотровский 1988. с.54.Он также описывает об КАК.и его широком распространения не только на Кавказе но и в Малой и Передней Азии и т.д.
А теперь перейдем к Кавказской Албании.
Как известно в Албании были  сельские сословия как:
1.Акара, (Акьара искажена),Авкъара- это общество охотников.
2.Хамаши,(Хъамаши)- это свободные  заготовители сельскохозяйственного  сырья.
3.Мышаки,(Мышакъи)- заготовители различных
сельскохозяйственных инструментов.
4.Мухханы,(Мыхабыр)-заготовители зерновых преимущественно  ячменя и овса.(для фуража)
для нужд многочисленной  албанской конницы и т.д.
Это- необходимо запомнит, вот кто они такие -Муханы (точнее мых/мыханы).
Данные названия изменены на русский лад .
Более подробно см. на Проза .ру  Сословия сельской общины Кавказских Албан.(в моем редакции от 02.12.
2021г.)
Интересующий нас термин-это "Мухханы".Это
самоназвание современных  Рутульцев, они и сегодня себя называют так.  Приведем некоторые транскрипция данного понятия как:
Мыхад,Мыхабыр,Мыхадбыр,Мыхеды,Мухханы,
Мыха1а,Муханы,Мыхрех,Мыхрад,Мюхрех, 
Мыханы,Мыхадский,Мыхрат,Мыхрад,Мыград  и т.д.
Мыхадский диалект Рутульского языка и т.д.
(вот куда идут его корни с различными его изменениями по форме произношения)...
В Рутульском языке имеются четыре диалекта как: Ихрехский, Мыхадский,Мюхрехский,
Борч-Хинавский.(хин,хинав).см.отдельно.на Проза.ру
На  мой взгляд из 4-х.диалектов Рутульского языка
два диалекта имеют Мыхадские корни т.е.
Мыхад  и Мюхрех,  оба они исходит от корня "Мых",
изменены на русский лад, (Мых, Мух. Мюх)...
Пусть наши  языковеды доработают этот вопрос...
Также данный древний термин встречается в названии реки - Мыхрех-чай (Мюхрех-чай), и в названии древнего поселения Мыхрад(Мыград) с
которого все и начался. Село Рутул образовался в
результате  слияния 7-и родовых поселении в Албанский период истории и т.д.

*Итальянские или арабские корни в этих терминах имеются или нет?.  Исключено -  как Мыхабы так и
Рутул эти термины чисто Кавказского формата,  они
принадлежать  др.Албано- лезгинскому языку. Итальянские и арабские совпадения -это всего лишь внешне  похожие слова...(ложные близнецы,  ложные
братья).Здесь примеров достаточно. Например :
Названия села Куруш.Якобы исходит от арабской  племени Куреш,Курейш.А на самом деле она не имеет к ним отношения .Эта длинная история, однако коротко скажем ,что до прихода суда 30 семей арабов
село здесь стоял твердо...и назывался по имени одного из участков(здесь их три),Шимин-тыл, Къум и
Курум последний наиболее большой. С приходом арабов в эти места (733г.)и после постройки Джума мечети в селе (753г.) село стал называется по имени
мечети "Куруш".Как мы видим меняется одна лишь последняя буква а именно буква /М на Ш/,
КУРУМ - КУРУШ. Курум-это на древне лезгинском -
источник  ,родник, река .здесь было около 9 шт. родников, отсюда и название  и т.д.
                ***
 
К тому же в древней Кавказской Албании были свои
меры весов как:
1."Муьшкуьр"-мера площади = 2 га.1мушкур=500кг.
или 7 чувалов(боль. самотканый мешок ).
2."Рипе"  мера веса около 40 кг.
3."Гьав"-  это 1/4 га.(250кв.м.).
4."Аршун" -мера длины =(70-75см.).
5."Эмбиз"мера объем сыпучих материалов = 5 тон.
6."Кура"-мера объема сыпучих материалов = 1 тон.
и т.д.    /источник : История лезгин/ З.Ризванов.Р.Ризванов .

*Какая связь между терминами  Мыхад и Рутул ?
Между ними имеется прямая генетическая связь.
А именно:
Мыхад- корен здесь Мых- это ячмень, и все другие
понятия это производные от него.
на лезгинском - мых
на табасаранском -мух
на агульском- мух
на будухскои  -мух
на крызском - мых.
на чеченском - мухъ
на аварском- мугь и т.д.
на даргинском -мухъи
Через лезгинский язык термин"Рутул" передается как:
Раттул/Раттулар,(Рат+тыл).корен -Рат.(ровный учас.)
Как "Рат" так и "Тыл"-оба они являются топонимами.
Через лакский язык термин "Рутул"передается
как :Рат1нилсе/Ратнилсе.корен-Рат.(ровный учас.)
и т.д.

Ячмень:
У лезгинской группы народов "Мых"-  это -  Ячмень.
Село Рутул( и другие села),расположены в природной  географической зоне - субальпийская зона с высотой расположения  1700- 2300 м.над ур.моря, что подтверждается  сводной таблицей вертикальных зон. На этих высотах преобладающая
зерновая является : ячмень, овсяница  и богатые
разнотравья и т.д.Здесь научные данные подтверждают наши предположения  о выращивании в древности этих культур в данных районах РД.
Об -этом в свое время писал и Вавилов Н.И.
(1887-1943гг.)Русский ученный, генетик,ботаник,
общественный и государственный деятель. Академик  .АН.СССР. и  ВАСХНИЛ.
/История возделывания ячменя в Дагестане/.
Дикие сорта ячменя на Кавказе было известно
человеку более 5000лет назад. Из известных сортов на территории ССССР ок.14 всего в Дагестане встречается 11-сортов.Вавилов  считал, что Дагестан входит в основную область образования культурных видов растении: пшеница  и ячмень. Он в 1935году был с экспедицией в Дагестане в т.ч В Ахтах , Рутуле и в других районах и т.д.

           ***
Рутул.
Площадь  района  равна 2188,48км2.
Высота расположения равна 1340м.
Географические координаты  41-32 с.ш.47-25 в.д.
Средняя высота района равна 2500м.
Минимальная высота равна  1450м.

Рутул- что же он может  означает?  Термин состоит из двух  слов или частей.(Рат- Тыл).
Рут вернее  Рат -это зерновой ток. Рат преврашается в Рут при смешении букв (А на У),по закону Дэвида Роля(2002).
Тыл- на лезгинском языке это ровный участок земли.(если кто забыл).В Рутульском языке она
возможно сохранился...
например в с.Куруш Шимин тыл,  Шамрадан -тыл,
Гъенерин- тыл и т.д.
Где создано и оборудовано зерновой ток.
Объединив оба слова в единое мы получаем Рат+Тыл  (Раттыл /Руттул ),современем она произносится уже более усечено- Рутул.
Еще во времена Кавказских Албан деятельность современных Рутульцев была связанно с выращиванием  сельскохозяйственных культур ,
а именно с пшеницей и ячменем. А это предполагает  создание и оборудование ровного участка -Тока для сбора, очистки, хранения и складирования зерновых  и т.д.
По придания старожилов в древности на месте         с. Рутул действительно говорят были склады ,навесы и ровный участок -"Тыл" где и был организован
зерновой ток. Это ,что касаемо ,как она образовалось первоначально.
Еще великий Страбон говорил ..."история же- будь то древняя или новая- требует истинны"...
Так и здесь следует различить два вида этимологии-
научную и ложную(народную).
В первом случае устанавливается  истинное словообразование (этимон),т.е.каким она была в момент его образования (или создания), другая
устанавливает надуманный этимологию- ту, который в истории языка не существовало, но которая была  привнесена людьми  искусственно.
ЭИМОЛОГИЯ -  это учение об истинном значении слова.(и это не легкая наука, здесь ничего не лежит на поверхности...)
Этимология  непосредственно связан с историей, географией, с исторической географией и
лингвистикой( с языкознанием).И его необходимо рассматривать со всех точек зрения и т.д.
                ***
Выводы:
1.Исторически наши корни восходят с (КАК),
Кура-Аракской культуре, далее уже к Кавказской Албании, одному из древних и сильных Кавказских государств. Не учитывать Социально -экономические устройства и его развития на протяжения веков и
народов которые его населяли не возможно...
Это, что касаемо вообще истории   Кавказской
Албании и определенных его слоев населения и т.д.

2.География региона.
Одним словом- Это Кавказ, без  разделительный
(линии как: южный,северный,западный,восточный  и темболее  закавказье и т.д.).В нашем случае речь здесь идет о  зональных Природно-географических зонах (или Таблицы Высотных зон) т.е. Субальпийских зонах с высотой расположения 1700-2300 м.над уровнем моря. Где рассоложены интересующие нас объекты и население данного края и т.д.(совр.Юж.Дагестан.).
3.  Лингвистика(языкознание).
Не обходимо ориентироваться в языковых семьях  и языковых группах на Кавказе. Первоначально Нахско-Лезгинская семья и далее уже Нахско-Дагестанская семя. И близкое нам Народности лезгинской группы к которыми относится и современные Рутульцы. И тогда у вас будет успех...

В любом селе Дагестана найдется несколько человек, которые хотят найти свои древние  корни
и истинную этимология своего родного села.
Хвала им за это - от души...
Но если уже не получается, то мы можем прийти Вам всегда на помощь. Небольшой опыт в этом деле имеется(более 20 лет ). На этой ноте я бы хотел завершит. Всего Вам хорошего . Удачи!

Источники:
 Седрединов А.К. Седрединов С.А. Народные термины Кавказской Албании современного-Дагестана и Чечни  .Махачкала.2016. с.104-110.
Дэвид Рол. Генезис цивилизации.(О текучести языковых форм) .Москва.2002. ЭКСМО.Русский перевод с англ. С.Голова. А.Голов.
Акимов К.Х. Лезги- урус гафарган. Махачкала.2017.
З.Ризванов .Р.Ризванов. История лезгин. Махачкала.
1990.с 40-42.
Б.Б.Пиотровский.    История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 18в.
М.1988.с.50.54.
Анализ терминов и выводы автора.

 


Рецензии