Одиночество среди людей

Ночные улицы, освещаемые огнями большого города, сотни мчащихся куда-то машин, мелкий осенний дождь и джазовая музыка, которая льётся из ближайшего ресторана. Медленно ступая по старой, вымощенной плитке идет мужчина лет тридцати семи, в длинном сером пальто и черной шляпе. Он смотрит на ночной поток Невы, перебирает ногами мокрые осенние листья и постоянно поправляет тяжёлую сумку. Лицо больше похоже на бледный цвет луны, серые глаза полны рассудительности и усталости. Тяжёлые веки вот-вот совсем попадут в царство Морфея, а тело будет продолжать идти дальше.
До его дома оставалось ещё два поворота, но сил идти уже совсем не осталось. Сев на скамью, мужчина полной грудью вдохнул холодного октябрьского воздуха, положил портфель и стал рассматривать здание напротив. Через несколько минут на другой конец лавочки присела женщина и поставила свою сумку рядом с мужчиной.
– Прекрасная погода, не так ли? – спросил он.
– Сегодня немного прохладнее, чем вчера, а в целом, хорошо. Иногда холод неплохо влияет на наши мысли.
– Как Вас зовут?
– Батуль. Я кардиохирург.
– Энтони, очень приятно, – мужчина протянул свою руку и они поздоровались.
– А кто вы по профессии?
– Я обычный экономист, – сказал очень тихо, с досадой мужчина и укутался ещё сильнее в пальто. – Не такая красочная профессия, как у Вас.
– Иногда лучше быть рядовым экономистом, чем хирургом со стажем. А знаете, я Вам немного завидую.
– Почему?
– Вы не распоряжаетесь сотнями жизней, половина из которых просто уходят в мир иной. Вот только что на этом столе лежала чья-то душа, целая история, а сейчас лишь тело, которое сгниёт в земле через пару месяцев.
– Страшно видеть лицо мёртвого человека? – спросил Энтони и посмотрел на женщину.
– Нет. Постепенно привыкаешь. Страшнее то, что человек до последнего надеялся на помощь врача, надеялся на чудо, а я нагло отобрала у него надежду.
– Человек должен бороться сам со смертью, мыслями, чувствами, пытаться сделать всё возможное, чтобы только не закрыть глаза, а хирург только немного поможет ему, покапаясь в органах. Доверять свою жизнь кому-то – бессмысленно.
– Люди иногда не могут разобраться в своих чувствах, зачастую это и губит сердце. Бессмысленные переживания – вот, что убивает, съедает изнутри. Сравните сердце человека, который на протяжении всей жизни радовался, и того, кто жил только переживаниями. Вот, где разница.
– Почему именно кардиохирург? – спросил мужчина и поправил шляпу.
– На руках умерла сестра от ревмокардита. Это была первая жизнь, которую я не смогла спасти, а ведь она только начиналась…
Женщина смахнула рукой одинокую слезу и посмотрела на ночное небо.
– А Вы? – начала она. – С самого детства хотели стать экономистом?
– Я всегда был силён в математике, не скрою. Она давалась мне легко, и мышление, как говорил отец, было экономическое. Я всегда отказывался слушать их разговоры об этом. Не рассматривал эту область вообще. Хотел всегда стать скалолазом, но увы… В молодости, поднимаясь на одну из гор, сорвался канат, и я полетел вниз. Меня собирали по частям. Мысли о спорте пришлось оставить совсем. Единственным местом, куда я мог пойти, был именно экономический.
– Тяжело отказываться от мечты?
– Как сказали Вы, постепенно привыкаешь. Я просто смирился. Тем более, эта работа приносит мне неплохой доход. Я слишком зависим от чужого мнения, прислушиваюсь к советам. Люди для меня многое значат. Я слишком добр внутри, люди пользуются моей добротой, а потом бросают с обрыва в пропасть…
Женщина пододвинулась ближе и взяла мужчину за руку. Она посмотрела на него таким же добрым взглядом, как и он на неё.
– Я всё время думаю о том, как меня воспримут люди. Что подумают обо мне, что скажут. Как правильно сказать, чтобы никого не обидеть, как уйти от скандала и непонимания. А знаешь, наверное, проще говорить всё в лицо, говорить так, как есть. Не казаться удобным, не подстраиваться не под кого. Люди этого не ценят! – продолжил Энтони, уже обращаясь к женщине на «ты».
– Но всё же!? Не все же такие, как ты говоришь. Есть те, которые полюбят тебя просто так, примут тебя таким, какой ты есть. Они не будут тебе льстить, они просто поймут твою душу.
– Не знаю, Бо. Люди существа странные. Каждый день я встречаю какую-то новую версию человека. Как будто он сложная программа без инструкции. Ты крутишь, вертишь его, пытаешься найти подход, но безуспешно. Он не понимает тебя. Ты говоришь на одном языке, он на другом. Поэтому мне очень тяжело среди людей. Я одинок.
– Не менее одинок, чем я Энтони. В наши дни быть одному гораздо проще. Нет проблем, непонимания, лжи и обязательств.
– Ты, Батуль, когда-то любила? – спросил неожиданно он.
– Ни разу. Любви не существует. Есть симпатия, страсть, обязанность, самопожертвование, долг, традиции, что угодно, но любви в чистом виде нет. Да и что мы имеем в виду под словом любовь? Люди, которые живут под одной крышей, спят вместе, обсуждают одни темы? Разве это любовь?
 Любовь, это что-то странное. Чувство, которое возникает из неоткуда, нарушает нашу привычную жизнь. Любовь – это когда ты насквозь пропитан человеком. Душой, а не телом. Без которого невозможно жить. Одно только его присутствие делает тебя счастливым. Ты рядом с ним спокоен и счастлив, как ребенок. Банально? Возможно. Не знаю, в моем понимании любовь именно такая. Это взаимосвязь двух сердец, двух душ. Мне никогда не встречалась такая любовь, увы.... Все хотели стабильности от брака, а я любви... Намного большего, понимаешь?
– Понимаю. Странное, но интересное у тебя мышление, Бо. Мы говорим, как будто монологом. Ты говоришь, я продолжаю.
– Это диалог двух одиноких душ, Энтони. За миллионы лет встречаются такие люди. Мы одни из них. Неужели ты не хотел завести семью? Мне казалось, все мужчины мечтают об уюте, дочке или сыне.
– Я никогда никого не любил.
– Тебя предавали?
– Да. Для многих, как ты говоришь, важен лишь штамп в паспорте или деньги, которые они получат при разводе. Нет любви в чистом виде. В основном, это привязанность. Не понимаю тех людей, которые говорят: «Я не могу отпустить человека, я без него умру!»
– Это люди-эгоисты. Они думают только о себе, а не о чувствах. Им было удобно, они создавали себе «бутафорию любви». Да, я тоже не святая. Любила так же одного человека, настолько была к нему привязана, что любое внимание с его стороны казалось мне любовью.
– Ты разлюбила? – спросил Энтони.
– Отпустила, – ответила Батуль и стряхнула лист с пальто.
– Знаешь, а я люблю людей, которые потеряв ко мне всякий интерес, говорят: "Прости, ты лучшее, что было в моей жизни. Но мы давно стали друг другу чужими. Давай остановимся на этом моменте". Которые не бросают тебе нож в спину, а уходят спокойно, во всём объяснившись. Тогда боль потери не такая большая. Раны заживают быстрее. Вы можете стать просто близкими знакомыми и сохранить дружеские отношения, но уже с лёгким привкусом свободы друг от друга. Люди не любят говорить правды в лицо, ведь лучше всего столкнуть тебя в обрыв с закрытыми глазами, чтобы ты не увидел, кто это сделал.
 Знаешь, я устал. Меня предавали сотню раз, и сотню я старался доверять людям. Я думал: "Ну не все же плохие!" Люди самые жалкие существа, способные на боль, унижение и убийство. Не известно, что может вытворить человек в любой момент. Убьёт он тебя морально или физически, ты не знаешь, но знаешь, что из всех людей всё же попадётся один, который будет с тобой откровенен. Он привяжется к тебе потому, что значимость нанесенной ему и тебе раны будет одинаковой. Он поймет твои чувства, а ты найдешь своё отражение в нем. Именно тогда между Вами будут настоящие чувства. Будь то любовь или просто дружба.
– Ты очень многое пережил. Как твоё сердце до сих пор живет?
– Оно не живёт, оно существует, – ответил мужчина, вздыхая. – А твоё?
– Оно давно перестало биться. Сердце должно биться для кого-то, но когда в него летят сотни стрел, есть ли смысл? Правильно ты сказал, что проще сразу посмотреть предательству прямо в лицо, чем получить его резко со спины. Многие не хотят показать своё лицо, ведь проще причинить боль, когда не видишь глаз любимого человека.
– Как ты считаешь, есть ли сейчас люди, которые не используют тебя ради своих интересов?
– Практически нет. У меня был один случай. Когда мне было двадцать лет, я поссорилась с одной из своих подруг, поссорилась настолько, что она ушла из института. Причиной стала обычная ревность! Меня любили, я не отвечала взаимностью, а этого человека любила моя подруга. Спустя семь лет привозят ко мне женщину с инфарктом и догадайся кого я вижу? Правильно её! Я спасла ей жизнь, провела операцию. Забыла все обиды, а спустя два дня, когда она пришла в себя, сказала: «Лучше умереть, чем попасть под нож, который в твоих руках».
Прошло ещё несколько лет. Она приходит ко мне на приём и просит проверить сердце ее сына. У мальчика я обнаружила врождённый порок сердца. По старой дружбе организовала лечение в лучшей клинике, отправила туда парнишку. Пока он проходил там обследования, «подруга» общалась со мной, тесно поддерживала связь, но как только мальчику провели успешную операцию, пропала.
– У тебя слишком доброе сердце, Батуль. Не каждый может после таких слов продолжать относиться по-человечески.
– Я всегда была слишком мягкой. Это мешало профессии. Зато теперь стало немного легче…
Нева играла с луной. Казалось, что стало намного теплее.
– Почему ты не идёшь домой, Батуль? – спросил еле слышно он.
– Нет у меня дома. Здание, стены, мебель – разве это дом? Дом – это то место, где тебя ждут. Неважно люди это или животные. Ты знаешь, что сейчас войдёшь в дверь и увидишь сияющие от счастья глаза. Эта банальная радость скрашивает твой сложный день. Я прихожу домой уставшая до такой силы, что ложусь на кровать и сразу засыпаю. У меня нет времени на нелепые мысли, переживания, сны. Я выжимаю из себя всё, что только можно. С моей работой – это самый верный подход.
– А я прихожу домой, сажусь напротив окна и смотрю полночи на звёзды. Думаю о том, как бездарно проходит моя жизнь. Ночная прохлада и кофе не дают уснуть, да и я сам не хочу. Вот так и иду рано утром на работу, поспав всего лишь два-три часа.
– Почему ты не хочешь поменять жизнь, если она тебе надоела? Если не приносит радости?
– Привычка, банальная привязанность к постоянству.
– В этом мы полностью схожи. Я стала зависимой от этой работы, она, как наркотик влияет на меня.
– Не можешь остановиться? – спросил он и поднял тяжелый взгляд на женщину.
– Именно. Знаешь, сегодня я проводила на вокзал своего единственного друга, человека, которого любила всем сердцем. Мы всегда были рядом. Друзья, которые и в огонь и воду, но потом, когда его силуэт скрылся в вагоне, я поняла, как сильно его люблю. Это было очень интересное чувство, которое я не испытывала раньше. Влюблялась, любила, сносила крышу, но тут, я поняла, что это было как раз больше чем просто дурацкие чувства. Он всегда был рядом, а я не ценила. Только слишком поздно об этом поняла...
– Как плохо, что мы молчим, хотя знаем что сказать. Столько недомолвок, несбывшихся надежд… Мы – люди, способны только рушить, не умеем создавать.
– Энтони, а у тебя никогда не было мечты? То, ради чего ты будешь работать день и ночь? Не обязательно только ради того, чтобы получить деньги, ведь большинство мечтают именно о шикарном доме на берегу моря (подальше отсюда), а ради духовного счастья. Говорят, что мечты помогают не сдаваться.
– Я не верю в это, Бо. Нет уже в нашем мире ничего, чтобы можно было сделать без денег. Возьми, к примеру, рисование. Нужен и карандаш, и блокнот, и ластик, для того, чтобы рисовать, верно? Ты пойдёшь на нелюбимую работу, будешь там пахать, зарабатывать деньги, а потом и рисовать не захочется. Ты убьёшь в себе мечту. То, о чём мы часто думаем, что представляем, может и станет реальностью, но не принесёт нам истинного счастья.
– Неужели всё так плохо в твоей жизни, что даже мечта может навеять подобные мысли? – спросила с удивлением она.
– Я существую эту жизнь, а не проживаю её. Вот и весь ответ.
Женщина встала со скамьи, поправила пальто и волосы, и сказала:
– Судьба иногда способна перевернуть нашу жизнь с ног до головы. Неизвестно, что ожидает нас каждую секунду. Вроде бы всё привычно, как всегда, но одна деталька меняет всё. Жизнь открывается только тем, кто хочет её жить, а не проживать. Знаешь в чем наша с тобой проблема?
– В чём?
– Мы слишком много, требуем, но что отдаём взамен? Почему мы не хотим изменить жизнь, а принимаем её такой, какая она есть? У нас есть всё, чтобы её изменить, а мы цепляемся за старый якорь. 
– Ты говоришь сейчас словами современных психологов, шаблонно, заученными фразами.
– Знаешь, Энтони, когда капаешься в человеческих сердцах, невольно становишься психологом. Границы только в наших головах. Внушаем себе одно, а сердце чувствует другое. И кого мы прислушиваемся? Правильно, разума! А мы пытались хотя бы раз довериться сердцу?
– Не доверяй своему сердцу, Бо, пострадаешь.
Он встал со скамьи, поправил пальто и пошел вдоль аллеи, а она пошла в другую сторону по направлению реки. Вот так и исчезли в ночном тумане эти две одинокие души, которые понимали и дополняли друг друга, двое, побитые временем и судьбой, но нашедшие счастье в этом вечере…


Рецензии