Причина популярности старцев

Свт. Василий Великий говорит: “Старчество - это одно из высочайших служений в Церкви, венец духовных подвигов, плод безмолвия и Богосозерцания”.

Причиной популярности старцев можно назвать желание людей получить чудо - чудесную помощь, в том числе, и исцеление от какого-либо физического или душевного недуга; получить совет в решении своих насущных проблем; поиск духовного руководства, наставничества в решении вопросов духовного порядка.
Жизнь всегда ставит человека перед выбором. Но для принятия правильного решения необходим достаточный жизненный и, самое главное, духовный опыт; необходима смелость брать на себя ответственности за принятое решение. Природная лень, расхолаживающая человека, может препятствовать самоанализу человека и, следовательно, закрывать пути решения жизненных задач собственными волевыми решениями. Желание найти ответ на свои житейские вопросы в виде готового, проверенного “рецепта” может подвигнуть человека искать помощи старцев.
Понять причину популярности старчества можно, вникнув в саму суть его. Иером. Алексий (Кузнецов) приходит в этом на помощь: “Тот, кто впервые поднимается в гору, должен следовать по известному маршруту; ему нужен спутник и проводник, который уже поднимался здесь и хорошо знает дорогу. Послужить таким проводником - вот в точности назначение “аввы”… - того, кого греки называют “герон”, а русские “старец”, что на обоих языках означает собственно “старик”.
Российский филолог, специалист в области истории русского языка, литературы и культуры Живов В.М. объясняет, что в русском языке слово “старчество” точно передает “древневосточную практику душепопечительства опытных в духовной жизни иноков над новоначальными в подвиге спасения людей мирского звания и монашеского”, и под старцем понимается “не возраст человека, а духовная опытность в вопросах спасения души”.

Есть, конечно же, определенные критерии истинности старца, критерии полезности его советов.
Истинный старец обладает даром безусловной любви, прозорливости, утешения, сострадания, рассудительности. Видимо, этого и не хватает человеку, ищущему помощи старца.
Критериями истинности советов старца могут быть следующие: наличие духовной преемственности (кто был или является его духовным руководителем); в какой форме даются им наставления (в форме совета с любовью или неукоснительного указания в жесткой форме); каков образ его жизни; христоцентрично ли его наставничество; ссылается он на себя и свое мнение или же на Св. Писание и святоотеческое Предание. Прп. Паисий Величковский писал, что он “не берется давать им наставление от себя, а может преподать им только то, что ему известно из Священного Писания и учения святых отцов”.
Человек на себе может проверить полезность и истинность полученного совета тем, сохраняется ли любовь к ближним и мир с ними после следования совету старца; появляется ли покаянный настрой, смирение, мир душевный.


Рецензии