Енот, лиса, ум, молчание и тишина

                ***

Было то самое время, когда умирала зима, а весна еще не родилась. И в этом разрыве между временами енот и лиса чувствовали себя как-то не очень. Настолько не очень, что лиса даже предложила еноту вместе сойти с ума. Вместе? - удивился енот, - но это невозможно. И потом, можно ли вообще сойти с ума?
- Почему нельзя? - спросила лиса. Сколько уже я видела сошедших с ума!
- Да, я видел тоже. Но можно ли именно сойти с ума? Как будто ум это какая-то остановка, или утес в океане, или край земли, за которым бездна..
- Т.е. ты хочешь сказать, что ум не есть нечто неподвижное?
- Твой ум - может и да. А мой, - не знаю, непрерывно меняется..
- Меняется, потому что переходит от одного предмета к другому. Но сам по себе, - ум ведь все равно остается умом, с которого всегда можно сойти, - как, например, прыгнуть с дерева.. Или выйти из реки..
- Ну, ты-то, лиса, не прыгаешь с дерева.. А я вообще-то о другом.. Понимаешь, я стал теперь ощущать, что не узнаю знакомые мне места. Словно бы мой ум часто перестает быть моим умом.. Словно он впервые видит и слышит то, что очень много раз видел и слышал..
- И в чем это выражается?
- Да вот хотя бы тот дуб, в дупле которого я живу. Недавно вылезаю из дупла, оглядываюсь на него, и не узнаю.. Поцарапал когтями его кору, как часто делала это, - и как будто совершенно незнакомые звуки..
- Не переживай, думаю, это быстро пройдет..
- Да вот не проходит.. И я настолько стал переживать, что решил спрятаться от света.. Залез в дупло, - там вроде бы темно, но закрою глаза, - и будто свеча перед глазами горит.. Так я накрылся с одеялом, - и все равно перед глазами какой-то огонь, как солнце, только жутко страшное и зеленоватое..
- Не обращал бы ты внимания на это, енот.. А то и правда будет страшно..
- Так я и не мог представить себе темноту без солнца.. И тогда почудилось мне, что я где-то в зеленом поле.. Это поле - один в один как то, что совсем рядом с нашим лесом; я еще там часто бывал в детстве.. Но тут я замечаю, что оно все в белых зайцах, и потому кажется, что оно белое.. И каждый заяц при этом ест оранжевую морковку, и потому поле кажется оранжевым.. Но после съедания морковки остаются зеленые хвостики, и, стало быть, поле все-таки зеленое.. Т.е. я не узнаю его, потому что оно каждый раз разное.. Или мой ум каждый раз совсем другой, и потому на месте поля все время видит что-то не то..
- А эти зайцы на твоем поле кушали капусту? Я хочу чтобы зайцы ещё кушали капусту. И издавали смешные звуки. Как хрум-хрум. Вот такие..
- Нет, капуста появилась уже после того, как я присмотрелся к зеленому полю, состоящему их хвостиков, оставшихся после съедения морковки.. И эта капуста хотела съест зайцев, - потому что из ее недр выплыли маленькие зеленоватые солнца, и поглотили зайцев..
- Ужас какой!
- И мне было больно. Все было такое ненастоящее, что я подумал: почему ненастоящее бывает ненастоящим? Это и значит сойти с ума: понять, что никакого постоянного ума у тебя нет.
- Подожди-ка! А тот ум, который понял, что никакого постоянного ума у тебя нет, - он сам есть нечто неизменное, или нет? Быть он постоянно и полностью меняющимся, - ты бы не смог понять, что с постоянством твоего ума творится что-то не то..
- ..Мне было больно, и я хотел, чтобы умерло все ненастоящее и непостоянное во мне, иначе я не смог бы жить дальше.. Но только я боялся, что если ненастоящее во мне умрет, то ничего не останется.. И никакого ума тоже не останется.. Это было невыносимо больно.. И я не понимал: то ли я хочу прекратить боль, то ли боль хочет прекратить меня? То ли это - одно и то же? Хуже и представить себе нельзя..
- И что было потом?
- А потом, когда боль превзошла все мыслимое и немыслимое, наступила такая тишина, что я замолчал.
- Разве тишина и молчание - не одно и то же?
- Нет. Молчание - это когда молчишь ты. А тишина - это когда молчит мир.
- Допустим. И что ты ощущал тогда? Что было с умом? Или его не было?
- Не знаю.. Только я понял одно: границы моего молчания означают границы меня самого, а границы моей тишины означают границы моей вселенной.
- Ты уверен в этом? А мне кажется, что границы молчания - это только границы молчания. И с тишиной то же самое..
- Вовсе это не так. Хотя, может быть, границы вселенной означают границы и меня самого, и моего молчания, и моей тишины.. Но не исключено, что и наоборот: границы меня самого означают границы моего молчания, моей тишины и моей вселенной..
- Так мы не сойдем с ума, Листик?
- Было б с чего сходить!!!


Рецензии
Спасибо, господин Жмуркин!
Ваши пушистики восхитительны. И разумны, и начитаны. Наверно, в лесу есть библиотека, но книг маловато, и еноту приходится ходить в город в букинистические магазины. Иногда ходят с Деликатесом, когда нужно много книг подарить друзьям на праздник. Устанут, присядут, немного почитают и идут дальше.

Анна Гиацинтова   21.01.2024 20:18     Заявить о нарушении
Про букинистические магазины - да, да, да. А еще лучше - антикварные)

Боб Жмуркин   21.01.2024 20:21   Заявить о нарушении
Да, Вы правы.
Представила себе Листика, рассматривающего антикварное ожерелье, которое так бы подошло Амалии. Увы, дорого. Тогда он решает съездить к морю, собрать после шторма янтарь и сделать украшение собственными руками.

Анна Гиацинтова   21.01.2024 21:49   Заявить о нарушении
Нет, я скорее про антикварные книги..

Боб Жмуркин   21.01.2024 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.