Портшез и карета

В средневековье карет не было. Почему? Причина тут простая. Рессора не изобретена. Потому, вместо карет были телеги. Но в телегах немилосердно трясло по ухабам. И приличным дворянам было позором ехать в телеге. В телеге дворянин мог ехать разве только на казнь, да и то не по своей воле.

Мостовых было мало. По крайней мере, Анна Ярославна - дочь Ярослава Мудрого, когда вышла замуж за французского короля, жаловалась в письмах отцу на непролазную грязь на улицах Парижа, ничем не мощёных.

А когда появились мостовые, они были совсем не такими, как ныне на Красной площади. Теперь мостят брусчаткой хорошо обтёсанными кубиками камня. В 16-17 веках мостили булыжником, по существу круглой речной галькой. Благодаря этому колёса уже не вязли в грязи, но трясло на булыжниках ничуть не хуже, чем на диких ухабах.

В городе Выборге мне посчастливилось гулять по булыжным мостовым. Подвернуть ногу на такой мостовой очень возможно, особенно, если нет уличного освещения.

Как же передвигались в те времена знатные дамы?

1. Пешком - исключено. Идти в туфельках с бархатным верхом по лужам и ратоптанному навозу? А шлейф должен по всему этому волочиться?

Это простолюдинки не стеснялись прыгать через лужи, сверкая голыми лодыжками. А приличная дворянка носила платье в пол. Чтобы пойти, нужно было чуть приподнять подол. Тогда показывались носочки туфель. Шлейф же волочился по полу. Показать лодыжку знатной даме считалось позором.

Говорят, одна испанская инфанта отлупила туфлей по лицу своего слугу, который, помогая ей обуться, слишком высоко приподнял подол её платья.

Вот почему ходить дама могла только по дому. По улицам же исключено.

2. Верхом. Разумеется, дама не показывающая лодыжек не могла сесть на лошадь верхом. Садились боком в специальные дамские сёдла. Которые иногда выглядели как удобные кресла со спинкой и подлокотниками и подножкой для ног, иногда даже с балдахинчиком. Ведь солнце не должно было касаться белоснежной их кожи. Это простолюдинки пусть ходят с почерневшей от солнца рожей. Они же в поле работают. Знатная дама должна быть белой и румяной.
Коня для дамы подбирали особого - иноходца. Иноходец шагает не так, как обычный конь. Иноходец синхронно переставляет то две правых, то две левых ноги. Так меньше трясёт. Иноходь встречается редко, потому иноходцев для дам воспитывали специально. Для этого жеребёнку связывали верёвкой переднюю правую ногу с задне правой, так же и левые ноги - переднюю с задней. Жеребёнок с детства привыкал бегать иноходью и становился иноходцем.

3. Портшез. По сути это стул с подножкой для ног, балдахинчиком от солнца и дождя и ручками, как у носилок, за которые двое слуг несут этот портшез.

На узких средневековых улочках такое транспортное средство было гораздо удобнее кареты, ибо было компактным и манёвренным, могло поворачиваться на месте, обходить острые углы, могло даже двигаться задом, или боком, если в этом возникала необходимость.

Кроме того, слуги, несущие портшез, в отличие от лошадей, могли выполнять в свободное от ношения портшеза время и другие работы - мести двор, колоть дрова, таскать воду и др. Лошади же этого делать не могли, зато для них требовалась конюшня и овёс по 4 кг в день на одну морду. Слуги же обходились 1 кг. хлеба, или каши. А спать могли в закутке под лестницей, не требуя большой жилплощади.

При этом сама дама, сидящая в портшезе, была скрыта занавесками, но подол платья был виден. И были видны носки туфелек, стоявших на подножке портшеза. Так в одной испанской новелле описан забавный случай: Влюблённый рыцарь по имени Манрике, желал проследить путь дамы от церкви до дома, и таким образом выяснить, где она живёт. Он пошёл следом за её портшезом, думая, что видит подол её белого платья. Но он ошибся, в носилках ехал архидьякон, и то, что видел рыцарь, было подолом его белой рясы.

4. Наконец, в пятнадцатом веке была изобретена ременная рессора, которая смягчала толчки. Это позволило делать комфортные кареты. У этих карет был плавный ход, но имелся один недостаток - не было амортизаторов. К тому же на ремнях карета не только двигалась вверх-вниз, но могла раскачиваться вправо-влево и сильно наклоняться. Потому амортизатор заменял слуга, стоявший на запятках. Он не просто так стоял, для красоты, он удерживал кузов кареты от раскачивания. Ведь если кузов сильно раскачается, он может даже карету опрокинуть. Если карета была большая, могло стоять и два сильных лакея на запятках. По существу эти люди работали амортизаторами, обеспечивая комфортную и безопасную езду для своих господ.

Ну, и карета не могла ездить по узким кривым улочкам. Потому это было в основном средство для перемещения между городами, а внутри городов властвовал старый добрый портшез.

5. в конце 18го века появились стальные рессоры. На таких рессорах карета могла только качаться вверх-вниз. Такую карету уже не нужно было стабилизировать руками лакея. Начался век доступных среднему классу колясок, дрожек, двуколок, извозчиков, омнибусов. Тачанки появились, но пока без пулемётов.

Когда омнибусы появились в Москве, народ, из-за тесноты и давки переименовал ОМНИБУС в ОБНИМУСЬ.


Рецензии
Познавательно

Сильвестр Строганов   25.03.2023 14:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.