Рождённый сыщиком

  Это утро оставило огромный след в формировании, тогда ещё не сложившегося, детского мировоззрения. Даже можно сказать больше, события, потянувшиеся вслед за произошедшим в то раннее утро, определили будущее двенадцатилетнего Николая. Перед ним больше никогда не вставал вопрос кем он будет, когда вырастет.
И так! было тёплое июньское утро, Николай и его лучший друг Серёга, собрались на рыбалку, вечером накануне они пытались накопать червей на наживку в соседнем парке, но уже почти месяц стояла сухая, жаркая погода и все поиски окончились неудачей. Ребята уже решили ехать на карася с хлебом и перловкой, но ночью прошёл ливень и проснувшись на рассвете, они решили сходить в парк ещё раз. Парк находился в двух кварталах от их двора, мальчики часто играли здесь в разные игры, поэтому знали не только  каждую аллею и тропинку, но и каждый кустик. Червей на наживку, они обычно копали под забором, разделяющим парк с городским зоопарком. Вот и сейчас, сойдя с аллеи, ребята пробирались к каменному забору, через мокрые от прошедшего дождя кусты. Николай обо что-то споткнулся, присмотревшись, парень увидел у себя под ногами женскую туфельку, это не показалось ему странным, парк был излюбленным местом различных бродяг и пьяниц. «Наверняка потеряла, какая ни будь пьяная «красавица», не сумевшая найти сортир и решившая "сблизиться с природой", только и успел подумать мальчик, и замер от увиденного. Прямо пер ним, на мокрой траве, лежало тело молодой женщины, по неестественной позе тела и открытым глазам, смотрящим в небо, он сразу понял, что женщина мертва, кровавый подтёк на левом виске недвусмысленно говорил о насильственной смерти.
- Ничего себе! - привёл парня в себя, голос выглядывающего из-за его плеча друга. - Вот это порыбачили! Слушай Колян, пошли отсюда, давай уйдём и забудем то, что видели.
-Нельзя. - Ответил тот, подходя ближе к мёртвой женщине. - Она лежит за кустами, с аллеи это место не просматривается, её могут найти через несколько дней.
-А может она уже здесь, несколько дней лежит!
Коля присел около тела и положил руку ей на плечо: «Нет! одежда сухая, дождь закончился часа два назад. - Сказал  мальчик и взяв женщину за руку, добавил. - Тело холодное, но не окоченевшее, значит, смерть наступила от часу до двух часов назад.
-Ты с ума сошел мертвеца трогать! Пошли отсюда, позвоним в милицию, пусть они разбираются. Тоже мне сыщик нашелся, слов умных начитался!: «Смерть наступила от часу до двух»! Пинкертон доморощенный!
Вернувшись на аллею, ребята стали обдумывать, что им делать дальше.
-Серёга! дуй домой, по дороге с телефона автомата позвонишь в милицию, только не звони из дому, услышат родители, больше не выпустят. Дома возьмёшь свой фотоаппарат и бегом назад, я буду ждать здесь, охранять место преступления.
-Ты таки «свихнулся»! Мой тебе совет, меньше читай детективы, я давно заметил, что ты только их и читаешь, Шерлока Холмса сколько раз читал? Я позвоню, но назад не вернусь, оставайся если хочешь.
-Вернешься! я тебя знаю. Ты же всегда говоришь, что хочешь стать фотографом, а шанс сделать такое фото, может выпасть только раз в жизни.
Николай знал друга, и его доводы сработали, после слов товарища, Сергей, не задавая лишних вопросов, побежал в сторону выхода из парка. 
Полностью рассвело, изредка, мимо стоящего на аллее Николая,проходили люди, по всей видимости, идущие через парк на работу. Прошло минут пятнадцать, возле Коли остановился мужчина в сером, импортном, спортивном костюме. В середине восьмидесятых такие костюмы были редкостью, их мог себе позволить купить далеко не каждый, да и купить было негде, в магазинах продавали одинаковые спортивки двух цветов, чёрные и тёмно синие. На ногах мужчины были такие же дорогие кроссовки, которые и заинтересовали мальчика больше всего, дело в том, что на них были следы грязи, в этом не было бы ничего странного, ведь прошёл дождь, но грязь была желтого цвета, это явно была глина.
-Доброе утро! - Поздоровался мужчина. - Что ты здесь делаешь в такую рань?
-Гуляю. - Соврал Николай.
-Не рановато для прогулок? В твоём возрасте в это время надо ещё спать, тем более, что сейчас, насколько мне известно, в школе каникулы, можно высыпаться до обеда.
-Я не люблю долго спать.-Ответил мальчик, заметив бегающий взгляд собеседника.
-Может ты из дома убежал?! Я думаю, тебя надо отвести в милицию. - Сказав это, мужчина, не сводя с парня взгляда, повернулся боком к нему, приглашая идти за собой. Хотя Николай был уверен, он надеться, что мальчик испугается и убежит.
-Зачем меня куда-то вести. - Спокойно сказал Коля, показывая пальцем за спину собеседнику. - Вот они, мы их сами вызвали.
Мужчина резко развернулся, остановив взгляд на подъезжающей милицейской машине. Это была патрульная машина, направленная проверить вызов, кроме двух сержантов милиции из машины вылез Серёга.
-Ты за милицией в рай-отдел бегал? - Спросил Николай, увидев товарища.
-Нет, меня подобрали на входе в парк.
После того как ребята показали патрульным направление в котором лежала женщина, оба милиционера отправились осмотреть место. Несмотря на просьбу мужчины уйти, так как он ничего не знает и мёртвую женщину не видел, один из милиционеров, по всей видимости старший, убедительно попросил его задержаться. Вернувшись через несколько минут, старший сразу сел в машину. Через открытую дверь было слышно, как он подтверждает вызов и наличие трупа, ему приказали оставаться на месте и дождаться оперативную группу. Также по рации патрульным приказали, никого к месту происшествия не подпускать и свидетелей, нашедших тело, не отпускать.
-Вот так «влип»! - Сказал мужчина, услышав  голос из рации.
Через минут двадцать возле патрульного авто стояло несколько машин. Один из вновь прибывших, то-ли опер то-ли следователь, подошел к ребятам: «Кто из вас нашел тело? - Спросил он, и выслушав рассказ мальчиков и мужчины, сказал. - Сейчас к вам подойдёт человек, запишет ваши данные, после этого вы можете быть свободны».
Через минуту свидетели уже диктовали свои фамилии и адреса. Николай внимательно выслушал адрес названный мужчиной.
-И что мне теперь фотографировать? - Спросил Серега, когда ребята остались наедине. - Покойницу сфоткать они не разрешат, только зря за фотоаппаратом бегал.
-Сфотографируй мужика, только так чтобы он не увидел.
-Какого мужика?
-Этого, в спортивном костюме.
-Зачем он тебе надо?
-Не знаю, может пригодиться, только быстрее, он собирается уходить.
Серега, не подымая фотоаппарата, висевшего у него на шее, несколько раз щёлкнул в сторону стоящего мужчины и как раз вовремя, мужчина выкинул папиросу, которую курил и пошёл в сторону выхода из парка.
-Серёга! я тебя ещё кое о чём попрошу. - Сказал Коля, глядя на товарища. - Только не злись. Давай поиграем в шпионов. Я слышал, он говорил, что живёт на «Проспекте мира»- 64, это здесь рядом, оставь мне фотоаппарат, а сам проследи, солгал или нет, потом иди домой и жди меня там.
-А фотик тебе зачем?
-Потом объясню! Если я правильно думаю, то надеюсь смогу сделать несколько фоток.
После того как Сергей побежал догонять мужчину, Николай подошёл к стоящему в оцеплении милиционеру и сказал, что ему надо поговорить со старшим. Милиционером был один из двух патрульных, приехавших первыми, он повернулся и крикнул: «Андрей! с тобой хотят поговорить»! Один из трёх стоящих на газоне мужчин, посмотрел и пошёл в сторону милиционера и парня, это был тот самый то-ли опер, то-ли следователь: «Ну что тебе ещё? что-то вспомнил?
-Дядя Андрей, я знаю кто убил эту женщину.
-Даже так, ну рассказывай.
-Её убил тот мужик в спортивном костюме, который стоял рядом с нами, когда вы подходили.
-С чего ты взял, ты что-то видел?
-У него на кроссовках следы грязи и не просто грязи, а глины, я слышал, как он говорил, что живёт на Проспекте мира, но по дороге с Проспекта мира сюда, глины нигде нет.
-Да, но её, этой самой глины и здесь нигде нет! - Андрей демонстративно развёл руками. - Так что, иди домой и не мешай работать, а за своего подозреваемого не беспокойся, мы его обязательно проверим.
В этот момент к ним подошёл  второй патрульный, приведя с собой женщину: «Женщина работает в зоопарке, они нашли там сумочку». - Сказал он, протягивая Андрею женскую сумку.
-Где вы её нашли? - спросил тот, глядя на женщину.
-Здесь, прямо за забором, вольер с зебрами. - Женщина показала в сторону забора. - Наш служащий зашёл утром их кормить, а там эта сумка лежит.
Андрей открыл сумочку и, порывшись, достал паспорт и ещё какую-то книжечку: «Гена иди сюда! - Позвал он одного из милиционеров в штатском. – Смотри! за забором в зоопарке нашли. Наталья Григорьевна Заварова, - прочитал Андрей, листая паспорт. - Живёт на Эстонской-4, это прямо через дорогу от парка, а это пропуск на хлебозавод. Теперь ясно, что она здесь делала в такую рань, возвращалась домой с ночной смены. - Словно опомнившись, Андрей посмотрел на Николая. - Ты ещё здесь?! марш домой!
Коля услышал даже больше чем надеялся, поэтому развернулся собираясь уходить, но увидев у себя возле ноги окурок папиросы, выброшенный мужчиной в спортивном костюме, присел и, делая вид что завязывает шнурок, незаметно подобрал его и спрятал в карман, после чего пошёл, но не в сторону центрального выхода, а наоборот в глубь парка. Его интересовал вход в парк со стороны улицы Водопроводной, вернее не сам  вход, а находящаяся  недалеко от него детская площадка, это было единственное место в парке расположенное на глиняной почве. Собрав около грибка окурки и сфотографировав все, что только можно, мальчик отправился домой.
-Ну как! проследил? - спросил Николай у Серёжи. Они жили в одном дворе, поэтому зная, что родители уже ушли на работу, парень сразу зашёл к нему.
-Да! всё в порядке, он действительно живет  на Проспекте мира- 64. А ты мне что ни будь сфоткал?
- Сфоткал! но это потом, сейчас нам надо больше узнать о жертве. Давай сходим к её дому, может, что-то узнаем.
С трудом уговорив друга, ребята, вооружившись блокнотом,  отправились на Эстонскую- 4. Просидев напротив двора около трёх часов, им наконец-то улыбнулась удача, из двора вышла девочка, учащаяся в параллельном классе.
-Привет! - Сказал Николай, когда мальчики подошли к ней. - Ты живешь в этом дворе?
-Привет! Да, а что?
-Слышала, в парке убили женщину, говорят она жила в твоём дворе?
-Да, мы с мамой видели, как приходила милиция, говорят ночью в парке, Наташку убили.
-Ты её знала?
-Мальчишки! мне некогда с вами болтать, надо идти.
-Ты идешь в магазин? - спросил Николай, показывая на пустую, хозяйственную сумку в руках девочки, - Давай мы тебе поможем, а ты расскажешь о своей соседке.
-Хорошо, а что рассказывать, она просто соседка, жила с другой стороны двора, мы не очень общались, так, привет, пока, и всё.
-А ты её парня, случайно не видела, может, приходил к ней?
-Нет, чтобы кто-то приходил к ней домой, не видела и не слышала. А вот у нас на даче, мы с мамой, её один раз видели с мужчиной.
-А где ваша дача? - оживился Николай, - что у неё там тоже дача?
-Нет! я же говорю, у нас на даче, в «Бурлачей балке», у нас там дача на причале. Так вот, месяца два назад, мы с мамой уже собрались ехать с дачи домой и увидели, как подъехал сосед, у него дача, через пять домов  от нас, мы опешили, когда из его машины, вышла Наташка.
-Она вас видела?
-Нет, мы сразу ушли на автобус.
-Забыл, как твоя фамилия?
-А ты хоть имя знаешь? - Николай улыбнулся. - Меня зовут Лена, Лена Ермолова.
-Коля, а это мой друг Серёга.
Ребята, как и обещали, помогли Лене скупиться и отнесли сумку домой.
-Лена, а ты сможешь вечером, посмотреть на одну фотографию, может, узнаешь человека на ней. Выйдешь к себе во двор в семь часов, я тебе её покажу?
-Почему вечером, а не сейчас, ты мне что, свидание назначаешь?
-Не знаю, как насчёт свидания, никогда не был, а мороженое я тебе обещаю.
Договорившись встретиться с Леной вечером, мальчики направились домой, делать фотографии. Серёжин отец, работал в фотоателье и научил его этому ремеслу, разрешая пользоваться своей, домашней мастерской.
-Думаешь, она узнает на фото, своего соседа по даче? - спросил Сергей, когда друзья отошли от Лены.
-Уверен! Серёга, завтра утром идём в милицию, думаю, у меня хватит доказательств на этого, как он там себя назвал, Антона Семёновича Грачёва.
Вечером, Николай сходил к Лене, показал ей фото и конечно угостил мороженым. Серёга, идти отказался, сославшись на то, что вдвоем на свидания не ходят.
На следующее утро, друзья отправились в рай-отдел, там им сказали, что этим делом занимаются в городском управлении, куда они и отправились. На проходной, ребят не хотели пропускать, пока не подошел человек в форме полковника: -Что здесь происходит?- спросил он у дежурного.
-Пришли пацаны, говорят что знают, кто убил женщину в парке.             
-Так в чём дело, почему ты их не пропускаешь?
-Я позвонил, дело ведёт Андрей Беляев, он сейчас на совещании.
-Понятно, идёмте со мной.
Стоя возле кабинета, который открывал полковник, на двери, ребята прочитали «НАЧАЛЬНИК УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА». Усадив «гостей» за стол, и вкратце выслушав, полковник набрал номер телефона: -Андрей, ты ведешь дело по женщине в парке? зайди ко мне.
Через минуту в кабинет зашёл, уже знакомый друзьям, Андрей: -О! старые знакомые, - сказал он, увидев ребят. -Что-то случилось, что вы здесь делаете?
-Вот, чуть ли не сбоем, пробивались к тебе, говорят, что знают кто убил Заварову, даже, якобы есть доказательства.
-Даже так! Я помню как ты, - Андрей показал на Колю, - кажется, Николай, говорил, что думаешь, что женщину убил третий свидетель, Антон Грачев.
-Я и сейчас это говорю, только теперь у меня есть доказательства.
-Степан Петрович. - Обратился Андрей к полковнику. - Я вчера был у Грачёва дома, говорил с женой и соседкой, они обе утверждают, что он вышел из дому, около шести, то есть уже после того, как Заварова была убита. Грачёва дома я не застал он ушёл на работу, я пошёл к нему, он работает рядом в ювелирном магазине, он тоже сказал, что вышел из дому, без четверти шесть.
-Они или врут или видели, как он выходил второй раз. - Сказал Николай.
-Товарищ полковник! вчера я попросил Грачёва, прийти  утром к нам, чтобы оформить официальный протокол допроса свидетеля, сейчас он ждёт возле моего кабинета, разрешите я его позову, и мы всё выясним?
-Ну что же, давай устроим очную ставку свидетелям,  - улыбнувшись, сказал полковник.
-А можно, чтобы он сидел подальше от нас? – Спросил Сергей, подвинувшись со стулом, вглубь кабинета.
-Не волнуйся, - успокоил его Андрей, - я сяду, между вами.
Через несколько минут, Андрей зашёл в кабинет вместе с Грачёвым.
-Антон Семёнович, молодые люди утверждают, что это вы, убили женщину в парке. - Сказал полковник, глядя на Грачёва.
-Что за бред, это что, шутка такая?
-Давай Коля, ты говорил, что у тебя есть доказательства, мы слушаем.
-Можно, мне кое-что спросить? - Начал Николай, и дождавшись утвердительного кивка Степана Петровича, обратился к Грачёву. - В то утро, когда мы встретились, вы в первый раз пришли в парк, или были там до нашей встречи?
-И я что, обязан отвечать? - с иронической улыбкой, спросил Грачев, глядя на полковника.
-Если вам будет легче, можете считать, что вопросы задаю я, тем более, если вам нечего скрывать.
-Да! в то утро я был в парке в первый раз.
-Дядя Андрей, помните, я говорил вам о следах глины на кроссовках этого мужчины? – Мальчик посмотрел на оперуполномоченного. Андрей утвердительно кивнул. - Так вот, глина в парке, есть только в одном месте, возле входа в парк со стороны улицы «Водопроводной», там детская площадка, на которой стоит грибок, знаете такой деревянный, на зонтик похожий. Я сразу был уверен, что женщина зашла в парк именно с «Водопроводной», это ближайший вход, если её кто-то ждал, то должен был ждать именно там. Шёл дождь, а там можно спрятаться под грибок, и оттуда хорошо просматривается вход в парк. С этими словами Николай достал из папки для бумаг, в которой родители хранили документы, и которую он на время «одолжил», фотографии, сделанные им на детской площадке, - вот смотрите, - мальчик протянул фотографии полковнику.
-А это что? - спросил тот, показывая фотографию окурка от папиросы.
-Смотрите, - парень достал из папки, два бумажных, самодельных пакета, и из меньшего вынул окурок. - Этот я подобрал после того, как его выкинул этот человек. - Николай показал на Грачёва. - А эти, - и он высыпал содержимое второго пакета себе в ладонь, - я нашел  на детской площадке вокруг грибка. Смотрите, это мундштуки от папирос «САЛЬВЭ», их многие пережимают когда курят, но эти пережаты в двух местах, уверен что это не совпадение.
-Бред какой-то, - начал оправдываться Грачёв, - я понятия не имею не о какой глине, а эту детскую площадку я действительно знаю, я каждое утро гуляю в парке и часто там останавливаюсь на перекур, вот окурки и собрались.
-А вы знали убитую? - напрямую спросил мальчик у Грачёва.
-Я долго ещё буду слушать этот бред! Вчера вот этот товарищ, - Грачёв кивнул на Андрея, - показал мне фотографию женщины, и я уже сказал, что никогда её не видел.
-У вас есть дача в «Бурлачей балке»?
 -Я отказываюсь отвечать на вопросы этого щенка!
 -У вас есть дача в «Бурлачей балке»? - Переспросил Степан Петрович. - Отвечайте гражданин Грачёв.
 -Там дача моих родителей. Но какое это имеет значение?
 -Вот номер квартиры и фамилия людей живущих в одном дворе с убитой. - Парень протянул бумажку Степану Петровичу. - У них тоже дача в «Бурлачей балке». Около двух месяцев назад они видели, как их соседка выходила из машины Грачёва.
-Зачем мне её убивать, - опустив голову и явно "хватаясь за соломинку", пробубнил Грачёв.
-Ты можешь ответить на этот вопрос? - Спросил полковник у Николая.
-Да, убитая была в положении, я заметил, что обручального кольца на пальце не было, значит, она была не замужем, но явно берегла будущего ребёнка. Я уверен, что она отказалась делать аборт, за что её и убили. -Николай посмотрел на Грачёва. -Вы ведь не собирались бросать жену ради любовницы?
-Щенок, надо было тебе тогда, в парке, шею свернуть! - сквозь зубы пробормотал Грачёв.
-Дежурный, канвой в мой кабинет, - сказал полковник в трубку телефона.
-Ты откуда узнал, что она была в положении? - Спросил Андрей у мальчика, после того как увели Грачёва. - Результаты экспертизы пришли вчера вечером, ты не мог их узнать.
-На женщине был одет новый плащ, я как-то видел, как девочки возле школы, учат друг дружку завязывать пояс, я не силён в моде, но понял, что носить пояс модно. Плащ на убитой был с бретельками для пояса, а пояса не было, тогда я и подумал, что она в положении и не хочет навредить будущему ребёнку, перевязывая живот.
-Ну, ты брат даешь! - глядя на Николая и улыбаясь, сказал Степан Петрович.
-Хорошо, я всё понимаю, всё логично и просто. – Не мог успокоиться Андрей. - Но почему Грачёв вернулся на место убийства? И, увидев тебя, не наблюдал со стороны, а подошёл, наверняка зная, что рискует?
-Я тоже долго не мог понять, почему он это сделал, но на этот вопрос ответили вы.
-Что!? - Андрей с удивлением смотрел на парня.
-Вы сказали, что вчера заходили к Грачёву на работу, и что он работает в ювелирном магазине. На убитой я видел кольцо, серёжки и цепочку, теперь я уверен, что они золотые и с одного магазина. Грачёв, убив женщину, не сразу понял, что вас заинтересует, откуда у работницы хлебозавода столько золота. Уверен, вы можете проследить и узнать где и кем они были куплены?
-Да, этим уже занимаются.
-Поэтому он и вернулся, чтобы снять украшения.
Ребята услышали смех и, повернув голову в сторону полковника, увидели его смеющимся: -Андрей, а ведь он тебя только что «сделал» как пацана! - сказал Степан Петрович, показывая пальцем на Колю.
-Товарищ полковник, - не ругайте дядю Андрея, он в ту ночь наверняка дежурил, устал, поэтому не всё увидел.
-Ментовская солидарность. - Уже взахлёб смеясь и вытирая слезы, сказал Степан Петрович. - Коля, вот тебе моя визитка, если что обращайся, покажешь её на проходной, и тебя всегда пропустят. А теперь идите. Андрей ты перед ребятами в долгу, отведи в кафе и угости мороженным.
Андрей посмотрел на Николая: -Зови меня просто Андрей, "коллега". - Сказал он, протягивая парню руку.   

            


Рецензии