Маленький дед Балалаич и печки

 
   Дед Балалаич был когда-то тоже маленьким. И у него были папа и мама. И еще маленький братик. Жили они далеко, в саманном  доме с печкой. С одной стороны была бескрайняя степь, с другой - сосновый бор, тянувшийся узкой длиной лентой по высохшему когда-то руслу реки.
К печке маленький дед Балалаич питал особый интерес. Любил наблюдать, как растапливают ее  сосновыми шишками, а потом кидают немного дров и позже -  черный уголек. Шишки собирали в сосновом лесу и ими наполняли большой сарай, так, чтобы хватило на зиму.
    Родители работали на поле, сеяли и убирали пшеницу. Весной наступало время больших полевых работ, и они отвозили детей на лето  к дедушке и бабушке. Ехать надо было далеко, поездом. А тогда вагоны тянули паровозы. Они могли громко гудеть, из труб у них шёл дым, то черный, то белый.  Маленький дед Балалаич очень хотел посмотреть, какая у них внутри печка.
      У деда Балалаича было даже двое дедушек и бабушек. Одни дедушка и бабушка жили в украинском селе, где в каждом дворе, за забором, в саду ломились ветви яблонь от плодов, на вишнях краснели вишенки, на сливах пухли сизые сливки. А другие дедушка и бабушка жили в небольшом  рабочем русском  городке, на короткой улице, которая крутым спуском упиралась в реку, а за ней день и ночь шумел завод и светил ночью огнями литейный цех. А с другого конца улицы через речку был дремучий лес.   Сад у них был небольшой, зато у них в сарае жила настоящая корова!
        И у тех, и у других были печки. У русской бабушки была русская печка. В открытой топке ее светились угольки отгоревших уже дров, излучая тепло и аромат уюта, рядом стоял чугунок, в котором стоял томились ароматные щи с грибами. Печка занимала почти половину кухни, а на ее верху была лежанка - спальное место, где обычно и спал маленький дед Балалаич со своим  братиком. Их привозили на лето к бабушке родители. На другую половину лета родители отвозили их к другим бабушке и дедушке, у которых была другая печь. За закрытой чугунной дверкой горел уголь, на плите стояла кастрюля и готовился аппетитный борщ.
И все это было интересно  - что где горит, куда и откуда идет дым, как распаливают печку спичками.  Пустые спичечные коробки отдавали маленькому дедушке. Он отдирал от них этикетки, и вклеивал их в старую тетрадку. Взрослые называли его коллекционером и маленький дедушка очень этим гордился. Он слышал в разговорах взрослых, что коллекции бывают у людей небедных, при  деньгах. А еще в его коллекции была этикетка, на которой был изображен троллейбус и было написано "в 1980 году мы будем жить при коммунизме". И дедушка мечтал, что когда он встанет совсем взрослым, он будет жить в троллейбусе и у него будет много коммунизма. А еще он собирал спички, которые иногда оставались в отдаваемых ему коробках.
Конечно, не бывает таких мальчишек, которые, если им достались спички, не захотят их попробовать зажигать. А еще бы почему бы не сделать самому маленькую печку - ведь есть глина, а она если ее размочишь, лепится не хуже пластилина. И можно же сделать настоящую маленькую печку, с топкой, поддувалом, трубой,  а колосники - из кусочков медной тонкой проволочки, у деда в сарае, в ящичке было много хлама, полезного в хозяйстве. Такую маленькую, игрушечную, чтобы топка была не больше спичечного коробка, и печка помещались на ладони !
    Друзьям - соседским мальчишкам идея понравилась . Печки сделаны из глины, и она еще не успела просохнуть, как три отважных конструктора - испытателя в коротких штанишках - Сашко,  Толик и маленький дед Балалаич тайком, на четвереньках, чтобы никто не видел, залезли в уже  отплодоносившие, сухие заросли кустов малины за летней кухней деда Юхвыма. У каждого в кармане по коробке спичек. Дровами, решили, подойдут обломки сухих палочек малины. Это были храбрые испытатели!
   Но недремлющая баба Хрыстя явилась как раз в тот момент, когда первая спичка только извлекалась из коробочки. И сорвала испытания, появившись с хворостинкой в руке. И уцелел сухой малинник, и не сгорела летняя кухня! 
   Как она смогла уследить за действиями трех конспираторов - это  загадка. Может то дед Юхвым, возившийся в саду у куста крыжовника заметил их и кликнул бабку.  А хворостинку маленький дед Балалаич запомнил на всю оставшуюся жизнь. Бабушка Хрыстя не ударила ей, нет.  Просто сам вид хворостинки имел большое воспитательное значение.

              (Изображение взято из интернета)


Рецензии
🪀. «Вид хворостинки имел большое воспитательное значение»… Помню, говорили, что на видном месте, на стенке подвешивали веник- голИк… При случае ребятишкам показывали на него пальцем…

Райя Снегирева   22.02.2024 16:20     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.
Замечу, что хворостинка демонстрировалась, но никогда ей не били.Наверное еще в безсознательном возрасте применили разок и оно запомнилось.
А так часто надо бывает остановить расшалившегося ребенка, а он не останавливается. Не выработали в свое время рефлекс "Стоп!". А его игра может быть опасна.
Но хворостинка противоречит современным методам воспитания!

Владимир Имирлаев   23.02.2024 12:35   Заявить о нарушении