ТЁЩА

Когда моя дочка вышла замуж, и у меня появился  новый родственник – зять, я, конечно, озаботилась тем, как я буду играть новую роль – тёщи. Ведь это зависит не только от того, как я буду играть, но и от того, как она будет восприниматься визави, то есть в данном случае – зятем.
Первое своё пожелание по поводу наших отношений я высказала ещё на свадьбе Светы и Саши, произнося тост: «Чтобы мы никогда не узнали себя в ядовитых анекдотах о тёще и зяте».
И вот прошло 17 лет, а я так и не могу решить, стали мы героями таких анекдотов или нет. Выяснять нам это, слава богу, пока не привелось. Да и не мудрено. Живя рядом, через стенку, мы просто не общаемся. Нет, мы не в ссоре. И я, по крайней мере, даже не в обиде. В обиде Саша или нет, не знаю. Выяснять не хочу, помня золотое правило: хочешь испортить отношения, начинай их выяснять. Поэтому ни выяснять, ни портить отношения не хочу. Пусть будет всё, как есть, хотя по моей привычке жить открыто, принимать у себя широкую публику, такие отношения мне трудно считать нормальными. Мне, конечно, были бы более понятными и привычными общепринятые родственные отношения. Пусть без фанатизма, как любит выражаться мой зять, но чисто по-человечески процесс общения желательно бы упростить и сделать их чуть теплее.
Мы знакомы с Сашей с его школьных лет. То есть, я познакомилась со своим зятем раньше, чем он познакомился со своей будущей женой. С четвёртого класса я вела у него историю, потом ещё и обществознание, потом – этику и психологию семейной жизни, а с девятого класса до окончания школы была классным руководителем. Вроде, неплохим. А вот роль тёщи мне не удаётся. Я не могу решить, как её играть. Или не играть совсем?  Но не могу же я исчезнуть! Делать вид,
что я довольна заговором молчания? Пытаться проявить ини-циативу? Но, по известному правилу, инициатива наказуема.
Как историк я знаю, что для разрядки обстановки и предотвращения взрывоопасных ситуаций главы государств периодически должны встречаться, обсуждать наиболее значимые или острые проблемы и, таким образом, разряжать напряжённость.
Кто при этом должен проявлять инициативу? Вероятно, тот, кто мудрее. Или тот, у кого возникли проблемы.
Заговор молчания опасен тем, что может истолковываться сторонами негативно, разрушая не только личные отношения, но и отношения внутри родственного сообщества.
Среди наших родственников встречаются разные по характеру, социальному статусу, жизненным возможностям люди, как и у всех. Но не зря говорят: «Свой своему – поневоле брат». Этого приходится придерживаться, чтобы сохранить родство. Да, у каждого свои принципы и своя дорога. Но принцип «в единстве – сила» и здесь должен действовать неукоснительно.
О зяте я подробно писала в повести для домашнего чтения, а вот о тёще сказать совершенно нечего. Видит Бог, я очень стараюсь упрочить наши отношения. Сделать их простыми, доверительными, прозрачными. Видимо, моя концепция отношений не находит понимания и не разделяется второй стороной.
Как тёща я не состоялась. Провальная роль. Я находила общий язык с десятками Сашиных одноклассников, с сотнями молодых и немолодых людей, но не сумела найти его с одним из своих воспитанников, ставшим моим зятем.
Не хочется признавать и обнародовать свой провал. Но правде надо смотреть в глаза.
Говорят, степень неприязни зятя к тёще прямо пропорциональна количеству его грехов. Но и это правило здесь не действует: Саша порядочный человек, примерный отец и хороший семьянин.
Значит, дело всё-таки во мне. Я понимаю, что меня освистывают, но продолжаю играть…


Рецензии