Рецепт шликера
-Николай, - хозяйка груза Валя обратилась к водителю фуры, - я вспомнила ещё одну историю из жизни Рафаэля, в которой он был поражён действиями тех людей, от которых зависело принятие решения и далее его дальнейшая жизнь. Хочешь, расскажу?
-Да, расскажи.
-Зимой 1997 года Рафаэль работал в Капчагае на небольшом керамическом предприятии управляющим или можно сказать директором. Он занимался организацией производства, нанимал людей, отрабатывал технологию, придумывал новые изделия, сбывал изделия. В общем, всё производство держалось на нём. И вот неожиданно у них появляются гости с Алматинского керамического завода. Директор, Горелов Владимир Михайлович лет 45 и главный художник Куляш Гайсина. Куляш Рафаэль знал, и оказывается, она предложила директору съездить в Капчагай и посмотреть на него. Директор всё дотошно расспрашивал, как он работает, какие обязанности выполняет. Потом предлагает Рафаэлю работать у него в Алмате. Конечно, Рафаэль обрадовался такому предложению и с удовольствием принял. Это же здорово работать в Алмате, таком, красивом, большом городе. Южной столице Казахстана. Когда ему было 7 лет, они всей семьёй гостили в Алмате у дальних родственников. Тогда ему ребёнку из таёжной глуши Сибири, Алмата, город с яблоками и много чего ещё привлекательного и приятного показался райским местом. Далее он всё детство мечтал жить там, и вот, наконец, мечта начинает сбываться. Он распланировал, что его семья будет продолжать жить в Капчагае, сам ездить на работу в Алмату, хорошо покажет себя и новые хозяева завода, увидев его старания, дадут ему квартиру. Тогда перевезёт туда семью и будет у него в жизни всё хорошо. А пока при принятии заявления директор, как бы спрашивая себя, сказал: «На какую же должность принять тебя?». Рафаэль настолько был универсальным специалистом, что директор растерялся. «Ладно, давай пока художником». Ладно, Рафаэль согласен. Ему лишь бы закрепиться. Работает он так месяца два и главный художник Куляш Гайсина просит Рафаэля сделать одну из керамических масс белой как фарфор или как фаянс, а то она у них серая и заказчики недовольные, говорят, что грязная. Двадцать лет назад эта масса была большим шагом для завода, и её рецепт добывался большими трудами. Усердно работали технологи. Даже во главе с главным инженером делегацией ездили на Украину с просьбой дать рецепт белой массы. Тамошнее начальство любезно отказало. Тогда они наладили контакт с массозаготовителями и, подкупив их попойкой и видимо деньгами добыли таки рецепт. До этого завод выпускал изделия только из красной глины, и соответственно продукция завода была красного цвета, а тут по заданию из министерства, нужно было развиваться и налаживать на заводе выпуск изделий из белой керамики, которая была более привлекательной и дорогой. Но у ней были свои особенности и сложности производства. Тем не менее, специалисты справились с заданием. Но время идёт и потребителей уже не устраивает цвет этой так называемой белой керамики. Нужно сделать её по-настоящему белой. Может у Рафаэля получится. Он удивился такой просьбе главного художника. Это не относится в его обязанности. Куляш говорит, что сейчас осталась только одна технолог и она работает над новой массой, но у неё пока ничего не получается, а Рафаэль ведь работал на фарфоровом заводе и может у него, что-нибудь получится. Рафаэль задумался, а что это шанс хорошо показать себя перед владельцами завода. Он хорошо понимал значение белой массы в ассортименте изделий завода. Заказы пойдут валом, и серийные изделия начнут пользоваться большим спросом. Хорошо, он попробует позаниматься новой белой массой. Попросил рецепт имеющейся, грязной массы. Да, он был не технологом, а художником дизайнером, но был и дотошным специалистом по керамике. Когда учился в институте, то там изучали и технологию керамического производства с красными и белыми массами. Работая на небольшом керамическом предприятии ему пришлось заниматься керамическим шликером, то есть из твёрдой массы делать жидкую. А это оказалось не просто. Но ему удалось добиться хорошего результата. И теперь на просьбу Куляш он не растерялся. Изучил рецепт заводской белой массы, которую делали жидким шликером. Убрал загрязнители и добавил отбеливатели. Дал рецепт Куляш. Та очень обрадовалась. Через несколько дней технолог приносит Рафаэлю в ведёрке готовый шликер по его рецепту. Он отливает несколько небольших изделий и после обжига получает совершенно белую керамику, как фаянс! Это успех! С радостью отдаёт одно изделие Куляш. Та ещё больше радуется, чем Рафаэль и говорит, что сейчас же покажет директору завода. Теперь Рафаэль с нетерпением ждёт признание его труда и заслуженного вознаграждения. Возможно, его повысят даже до должности зама директора! Но дни проходят и ничего этого не происходит. Рафаэль подумал, что видимо его в очередной раз обманули, и рецепт его шликера присвоила себе технолог. Ведь он придумал его не по заданию, а по личной инициативе. Ну, что же опять в очередной раз его обдурили. Обидно, конечно, но не выяснять же отношения, всё равно ничего не добьётся. Так уж быть, будет работать просто художником, лишь бы работать. Времена были разгула дикого капитализма и с работой трудновато. Успокоился и работает себе потихоньку, но тут как-то мимоходом встречает его в коридоре директор завода. Рафаэль здоровается и намеревается пройти мимо. Директор останавливает его и суровым голосом, не предвещавшим ничего хорошего, спрашивает: «Хакимов, почему ты занимаешься не своим делом?». Хакимов оторопел: «Каким делом?». – «Зачем ты придумал новый рецепт шликера?». – «Куляш, мой начальник попросила». – «Понятно. Ну, так вот, впредь ты ничего не делай, что не касается твоих должностных обязанностей. У нас скоро будет переаттестация, и ты можешь не пройти его». Рафаэль очень удивился, как директор поменял отношение к нему. Когда принимал, не знал, на какую должность определить, а теперь угрожает увольнением. Понял, что его могут оставить без работы и конечно пообещал, что ничего такого, что повредит заводу, он делать не будет.
-Ну, ничего себе директор выдал! – удивлённо заговорил Николай, - даже я далёкий человек от керамики понял, что директор тупо отчитал Рафаэля вместо того, чтобы поощрить. Он, что совсем дурак? Рафаэль ведь по простоте своей сделал царский подарок заводу! Новый рецепт массы! По нынешним капиталистическим временам это стоит больших денег! Это же самый секретный секрет любого производства, а тут директор просто надавал ему по щекам. Должно быть Рафаэлю было обидно.
-Да, обиделся он на директора и спросил Куляш про судьбу рецепта. Она, мол, так-то и так, в общем, не приняли твой рецепт. Ну не приняли и ладно, бывает. После этого случая он стал замечать, что к нему относятся как к чужаку. Уволился, отработав четыре месяца.
-Даа, уж, отказаться от такого специалиста! И это ведь везде у нас так. Поэтому мы и не развиваемся как на Западе, хиреем. Там на Западе Рафаэль бы стал миллионером, а здесь пнули, как нашкодившего пса.
Помолчав, Николай говорит: «Погоди-ка, а вот эта инсценировка недовольства, не было ли хитрым ходом директора, чтобы не платить Рафаэлю? Мол, он сделал плохо заводу, предложив новый рецепт массы, а сами тайком запустили в производство, выдав за своё и конечно получив вознаграждение.
-Я также говорила Рафаэлю об этом. Он сказал, что потом когда бывал на заводе, не видел изделий по его рецепту массы.
-Эээх, страна дэбилов! – Николай вздохнул.
Хакимов Рафаэль Абдрахимович
Казахстан
Алматинская область
Капчагай
Январь 2022
Свидетельство о публикации №223032300899