Судьба и небо. Николай Трофимов

Отрывок из художественно-документального романа
***************

Апрель 1945 г.

В этот период, когда воздушных боев было совсем мало, Покрышкину пришла в голову идея использовать свои истребители в качестве бомбардировщиков. Сама идея была, конечно, не нова. Обе стороны иногда подвешивали бомбы на истребители, превращая их в истребители-бомбардировщики. Немцы такое проделывали с FW-190, не говоря уже о том, что у них был штатный истребитель-бомбардировщик Ме-110. А у нас был штатный истребитель-бомбардировщик  ЯК-9Б, модификация истребителя дальнего действия ЯК-9Д. Модификация заключалась в том, что за кабиной летчика, на месте задней кабины, были оборудованы четыре бомбоотсека для подвески четырех фугасных бомб ФАБ-100 или четырех кассет с противотанковыми авиабомбами ПТАБ массой 1,5 кг по 32 бомбы в каждой кассете. Бомбометание можно было осуществлять только с горизонтального полета, поскольку ЯК-9Б не удовлетворял требованиям прочности корпуса для пикирующих бомбардировщиков. Скорость и скороподъемность у нагруженных бомбами Яков, конечно, существенно снижались. Аэрокобра тоже подходила для превращения ее в истребитель-бомбардировщик. Техники подвешивали под истребителями по одной    двухсотпятидесятикилограммовой бомбе. Теперь это можно было делать, потому как истребителей противника в воздухе было днем с огнем не сыскать, а летать над Берлином просто так, практически в режиме экскурсии, было никому не интересно, да и напрасной тратой горючего. На земле было что бомбить. Еще продолжались уличные бои, в развалинах держали оборону наиболее упорные группы, среди которых было много юнцов и стариков из фольксштурма, немецкого аналога советского народного ополчения. Поддержки с воздуха, разумеется, хватало и без истребителей: в небе постоянно кружились «пешки», которые славились точностью бомбометания. Но было чем занять и истребителей, которым не осталось противников в воздухе.

Первой бомбить полетела восьмерка Николая Трофимова, который привел свою группу на Берлин и отыскал нужный объект. Трофимов построил группу, разделенную на два звена, в боевой порядок «пеленг». Пока одно звено пикировало на цель и одновременно сбрасывало по команде бомбы, второе звено его прикрывало от неожиданностей. Потом звенья поменялись ролями. Цель была уничтожена. Гвардии капитан Трофимов  в свои 22 года не просто «старик», это настоящий ас, мастер высшего пилотажа, опытнейший воздушный боец и командир.

Трофимов из крестьянской семьи, родился в деревне Московской области, окончил аэроклуб, затем Качинскую авиационную школу летчиков. Он всегда немногословен, спокоен и рассудителен. Абсолютным спокойствием Трофимова в бою восхищался Покрышкин, сразу же разглядевший в нем выдающегося воздушного бойца. «Справа ниже мессеры, иду в атаку!» - сообщает он в эфир, командуя парой прикрытия, а голос  такой спокойный и будничный, словно он сейчас не в бою, а на кухне о пустяках беседует. Это его спокойствие и деловитость в бою передавались другим. На земле он флегматичен, ходит, немного прихрамывая, - результат тяжелого ранения. Невысок ростом, светловолосый и голубоглазый, худощавый настолько, что кажется хрупким, а на самом деле – железный человек, беспощадный к врагу, хладнокровный, выносливый и бесстрашный.   Кажется, что такие эмоции, как страх, гнев, азарт, раздражение просто неведомы ему.
   
   На фронте Трофимов с августа 1942 года. Сразу по окончании авиашколы служил в ней летчиком-инструктором и бомбардировал начальство рапортами о переводе в действующую армию. Наконец, добился своего. До мая 1943 –го служил в 84-ом ИАП, потом – в 16-м ГИАП, у Покрышкина. Их было три друга-Николая в полку – Трофимов, Чистов и Карпов, настолько похожих внешне, что их даже путали и называли «святой троицей». Карпов и Чистов погибли в один день – 31 мая 1944 года в бою под Яссами, а Трофимов продолжал летать, увеличивая боевой счет.
К концу войны за его плечами 387 боевых вылетов, 75 воздушных боев, 14 сбитых лично и 11 в группе самолетов противника. На груди его 5 орденов Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, орден Александра Невского и Отчественной войны 1-й степени, ждет его и орден Ленина с золотой звездой Героя. Высшее звание будет присвоено Трофимову уже после войны, 27 июня 1945 года. В 1950 году он окончит Военно-воздушную академию, потом Военную академию генштаба,  будет командовать полком, дивизией, авиацией армии ПВО, станет генерал-лейтенантом авиации.      


Рецензии