Время испытаний. книга вторая. глава двадцатая. И

ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ.Книга вторая.
Глава двадцатая.И так нехорошо,и так плохо

Работа всегда успокаивала Сергея в самые трудные его времена.Но после вчерашнего разгрома в его квартире,после уезда Людмилы к своим родителям в Медуны,ему стало не по себе.Пусть они там ругались с ней,не разговаривали неделями,пусть она ему даже изменяла,но теперь-то ему стало здесь совершенно дико,пусто и одиноко.Даже появилось в этих стенах эхо? Просто удивительно,ведь,он же здесь есть,живой и здравствующий!
Сергею было жаль расставаться не только с ней и дочерью,но и с тем укладом жизни к которому он,оказывается,привык за пять лет? В то же время, Сергей понимал,что так долго же продолжаться не могло,что в нём,рано или поздно,сработало бы чувство самосохранения и уважение к себе,к своей личности,что такая жизнь,рано или поздно,должна была бы и окончиться. Но с более,ещё худшими последствиями,чем сейчас!Сколько бы он мог ещё вытерпеть такое отношение к себе? Год,два,не более!Так лучше же сразу отрубить,прекратить агонию их семейных отношений.Чем раньше,тем лучше!Он совершенно отчётливо чувствовал,что одними только пощёчинами тогда бы здесь дело не обошлось? Но зачем ему такие приключения?!Зачем!
Сергея удивляло только одно:когда она была рядом с ним,то ему было нехорошо.Очень нехорошо.Она давила его морально и убивала.И он готов был её прибить,гася в себе вспышки гнева.Однако же, когда её не было,то ему её не хватало.Вот такой получался  коленкор!
Но к работе,всё равно,Сергею приступать было надо.С утра он уже забежал в цех фитингов в литейный пролёт,переговорил там с заливщиком,решил написать о нём небольшую заметку.Материала,как всегда, на первую полосу не хватало.Сергей сидел в редакции,за своим любимым старым столом,давно поцарапанным,и не знал с чего начать.Потом решил:"Прямо с разбегу!". Вывел на листе писчей бумаги заголовок:
"ЗАЛИВЩИК ЗАЙКИН". И тут же его рука побежала дальше:ЭЛЕОНОРА Кузьминична предупредительно вышла из комнаты к Жанне Моисеевне,чтобы не мешать ему.Вскоре.  их негромкие разговоры перестали привлекать его внимание,он был весь в работе.Вот что он написал:
,"… Литейный пролёт цеха фитингов. Среди брызг расплавленного металла,в  огненных отблесках, работают увлечённо люди. Профессия заливщика требует от рабочих аккуратности и выдержки,твердости характера. С горячим металлом шутки плохи.
Среди заливщиков пользуется здесь всеобщим уважением,репутацией твёрдого человека не только в своих словах-сеждения, действиях и поступках пользуется Иван Васильевич Зуйкин.
 Если на него посмотреть со стороны в то время, когда он занят своим делом, то можно увидеть, что  работает он неторопливо, но уверенно, и то, что его кажущаяся неторопливость всегда оборачивается  точным расчётом, экономией времени и хорошим качеством работы. Вот так,  не суетясь и не торопясь, как бы  потихоньку, он и оказывается впереди, раз он всё  делает основательно и аккуратно. Понаблюдав за ним, вы без труда  поймёте, что главная его черта характера  – хладнокровие, то есть, спокойствие и выдержка. А в сочетании этих качеств с исключительным трудолюбием и получается необыкновенный талант этого человека!
 И это его трудолюбие лежит в основе всего его характера, характера  настоящего рабочего, русского человека. И он, этот его характер проявляется у него в любом деле – трудится ли он в цехе, дома или, к примеру,  на полях в подшефном колхозе.  Ведь даже здесь, казалось бы, далеко от цеха и дома, от его огненной профессии, в колхозе им Свердлова, поля которого широко раскинулись  в Дубенском районе, он, исконный горожанин и потомственный рабочий, Зуйкин,  вдруг стал одним из самых нужных людей?! То есть не только крестьянином, ни и мастером на все руки! Он, оказывается, также хорошо умеет работать и на сеялке, и на веялке, и на тракторе, и на комбайне, как и у себя в цехе на литейном конвейере.  А если надо, то он может работать и по двенадцать часов в сутки без выходных дней, понимая, что летний день год кормит! Откуда же у него, у кадрового рабочего, такое  крестьянское понимание и внимание к земле, уважительное отношение к сельскому труду?  И если, опять же, понаблюдать за ним и здесь со стороны, то есть,  за тем как он работает, то можно понять ещё и одно: в основе  его характера также лежит и  рабочая совесть, и  воспитанное с детства чувство долга.
 Иван Васильевич всегда работает там, где трудно, лёгких путей в жизни никогда не искал и не ищет. Такой уж у него характер. Он никогда не боялся и не побоится сказать в лицо любому, если кто-то рядом с ним плохо работает, как говорят «халтурит», хитрит, то есть хочет выполнить работу кое-как, что о лодырь. Вот потому уважают его, хоть и побаиваются его крепкого слова, где бы он ни трудился, не только за умение работать, но и за прямоту характера и честность в работе.  И он такой не только в поле, но и дома, и не работе в цехе. Вот если, например, видит он, что кто-то льёт в формы остывающий металл, а это каждый знает на заливке –  заведомый брак. И этот брак сводит к нулю всю тяжкую работу литейного пролёта – и формовщиков, и укладчиков стержней, да и самого заливщика, да ещё приводит к потере металла, то он не стерпит, обязательно подойдет и скажет: « Что же ты делаешь?! Брак ведь гонишь?!». И так выразительно посмотрит в глаза этому человеку, что на него тому трудно обидеться – ведь он прав!
Не может Иван Васильевич жить спокойно и размеренно. Неторопливо, но основательно освоил он и смежную профессию плавильщика. Так что при необходимости он всегда готов поработать и на этом участке. Впрочем, в цехе он уже успел поработать на многих участках. Ещё до работы заливщиком он трудился на складе готовой продукции, затем работал наждачником (была в цехе такая тяжёлая профессия), а вот сейчас его назначили бригадиром на участке заливки.
 Под его началом теперь трудятся девять человек. Перенимают молодые  его профессиональный и жизненный опыт. Наблюдают за его работой, где каждое движение чётко выверено. Нравится им его прямота и крепкий рабочий характер. И вместе с ними нам нельзя  не сказать: если бы было больше на свете  таких людей, как Иван Васильевич Зуйкин – честных и открытых, умеющих не только хорошо трудиться, но и быть прямыми, открытыми в жизни, жадных до работы и  общения с людьми, то жить было бы нам намного легче. Такие люди всегда готовы помочь друг другу не только в освоении профессии, но и в любом трудном деле. Как хорошо,  когда рядом с тобой окажется человек надёжный, способный помочь в нужную минуту!  Ведь тогда жизнь была бы у каждого из нас светлее и радостнее!
1978.               


Рецензии