Так ли безобидна нецензурная лексика?

Этот рассказ назывался по-другому. Но был удалён модератором сайта за некоторые вольности, то есть слова, хотя они и были корректно заменены точками и тире. Или, возможно, после жалобы одного из читателей, несогласного с содержанием. Пришлось ещё раз откорректировать текст и сменить название.

     Как-то часто в наше время можно везде и повсеместно услышать нецензурные слова, матерные выражения. Нередко преуспевают в этом молодые люди. Старшее поколение как-будто бы более сдержанное. Может, более воспитанное. Или знают цену словам? Хотя и среди возрастного поколения тоже не мало тех, кто не упустит случая крепко загнуть словечко к месту или не к месту.
 Проходишь, бывало, мимо компании парней и девушек, или даже совсем, казалось бы, детей девяти-двенадцати лет, а у них каждое второе слово – с матом. Ругаются как мальчики, так и девочки. Кажется, даже не понимают смысла ими сказанного.
Пробовал даже замечание делать и взрослым, и детям. Кто-то стыдливо опускал глаза, кто-то извинялся, кто-то пожимал плечами - мол, все так говорят и в этом нет ничего плохого.
 А, может, и на самом деле нет в этом ничего плохого? Почему же тогда эти слова не являются легализованными? Даже статья есть в административном кодексе за использование нецензурных слов в общественных местах. Штраф, конечно, весьма небольшой. Да и доказать противоправное действие очень затруднительно. А тех, кто призван следить за общественным порядком, днём с огнём трудно-то найти, и говорить о том, что они будут кого-то штрафовать – так это вообще маловероятно.
 Ладно, это так, вступление. Но сначала расскажу про один случай из моего далёкого детства, а потом уже можно сделать кое-какие выводы.
Итак. Было это году в 1972-1973. Точно уже не помню. Учился я в классе втором-третьем. По причине того, что мама по болезни вынуждена была по два-три раза в год проходить курс лечения, за мной присматривала моя бабушка. Она приезжала из соседнего городка, оставив деда на хозяйстве, и жила со мной. Бабушку я очень любил. Да и сейчас люблю и вспоминаю с большой теплотой и умилением, хотя давно уже нет её среди нас.
Так вот, в тот поздний вечер, когда мы уже легли спать (жили в маленьком одноквартирном коммунальном домике, стоявшем на некотором отшибе от бараков) раздался вкрадчивый стук в дверь. Потом постучали более решительно.
Мы ещё не успели заснуть. Бабушка подошла к двери и спросила, кто там пожаловал в такое позднее время. Я тоже вскочил с кровати и стоял позади.
- Открой, мать, поговорить нужно, - раздался глуховатый мужской голос.
- А что тебе нужно, мил человек? – спросила бабушка.
- Открой.
- Да как я же я тебе открою? Ведь я тебя не знаю. Мало ли чего? Вдруг не с добром пришёл?
- Да откривай же скарей, ну! – встрял в разговор другой мужской голос с кавказским акцентом.
- Вот ещё! Так вас там несколько! Не пущу!
- Двое нас… Переночевать нам нужно. Пусти, накорми, а утром мы уйдём.
- Вы в своём уме? Нет, не пущу. Лучше уходите подобру-поздорову, а не то в милицию позвоню.
- Не позвонишь. Нет у тебя телефона. Лучше сама открой.
- Да, лючще сама открой, женьщина! Пачему нэ панимаищь, когда по-харощему просят, а? – в свою очередь возмутился кавказец.
- Я кричать буду, - предупредила бабушка.
- Киричи-нэ киричи, никто тибя нэ услышит – засмеялся кавказец. – Ви соусем забыли абичаи гор. Гиде ваща гостиприимства?
- А мы не горцы. У нас свои обычаи, - возразила бабушка.
- Открывай, карга! А не то я ногой дверь вышибу! Последний раз прошу! – в голосе за дверью прозвучала железная твёрдость и явная угроза.
И вот тут произошло то, что я от своей доброй и спокойной бабушки никак не ожидал. Нет, она не показала чудеса немыслимой храбрости и физической силы. Произошло другое, но как потом выяснилось - не менее эффективное. По крайней мере, так считаю уже более чем полвека. А услышал я от бабушки в адрес незваных гостей некоторый набор слов, смысл которых до моего сознания тогда, слава богу, не дошёл по причине малолетства. Тем более, бабушка перед этим строго прошептала мне: "Ну-ка, Андрюша, закрой уши". Ослушаться её, изменившуюся в лице почти до неузнаваемости, я не посмел. Но любопытство оказалось всё же сильнее. Поэтому я пошёл на компромисс со своей совестью. Уши прикрыл ладонями, периодически убирая их от головы, как бы прихлопывая, словно в детской игре. Поэтому последующая весьма гневная бабушкина тирада, изобилующая, как сейчас говорят, неформативной или нецензурной лексикой, донеслась до моего слуха отрывочно. Тем не менее некоторые слова запомнил очень хорошо…
 За дверью вдруг стала тихо. Бабушка приложила к ней ухо.
- Ушли поганцы, - прошептала она через некоторое время. Потом проверила огромный крючок на двери. – Точно ушли… Пойдём спать, Андрюша.
 Я ещё долго ворочался в кровати, а потом спросил с детской наивностью:
- Бабушка, а кто такие х…-сы и п...-сы?
- Это, Андрюша, плохие слова.
- А почему тогда ты их сказала?
- Подрастёшь, объясню. Ну или сам поймёшь…

Но на этом история не закончилась. Утром бабушка накормила меня блинчиками, и я отправился в школу. Выйдя за калитку, пройдя с десяток метров, увидел двух милиционеров в форме и несколько гражданских. Они стояли возле лежащего на спине мужчины. Его открытые застывшие глаза уставились в небо.
- Всё, труп,- со знанием дела сказал один из милиционеров.
- Их тут двое, трупов… - второй милиционер показал пальцем на другого человека, лежащего в кустах неподалёку.
- Следов насильственной смерти нет, - произнес один из гражданских с чемоданчиком в руках. – И что интересно: по всем признакам у обоих случился сердечный приступ в одно и то же время.
- Не наши это люди. Может, беглые? Один явно нерусский. Ладно, машину вызвали?..
 Мне вдруг стало плохо от увиденного, и я поспешил уйти.
По прошествии многих лет я до сих пор уверен, что это были те самые люди, которые хотели ворваться к нам в дом. Но что с ними случилось на самом деле, могу лишь догадываться. Можно, конечно, предположить, что они выпили чего-то там или съели. Или же сами стали жертвой таких же личностей. Но с большой уверенностью предполагаю, что в их организмах произошёл сбой на энергетическом уровне от тех слов, которые были произнесены моей бабушкой в их адрес.
 Из любопытства, уже будучи взрослым, я интересовался темой нецензурной речи в русском языке, читал литературу, перелопатил много информации в интернете. Пришёл к выводу (кстати, согласен со многими авторами, освещавшими этот вопрос), что русский мат несёт в себе огромную энергетику. До сих пор непонятно, откуда он взялся на самом деле.
Есть несколько неподтвержденных гипотез. Одна из них самая интересная на мой взгляд. Согласно ей гениталии, задуманные природой для исполнения одной из самых главных функций – продолжение рода, должны непременно обладать соответствующей энергетикой и здоровьем. И всё, что с ними связано, также обладает большой энергетикой, даже слова и мысли. Без этой энергетики не будет никакого здоровья.
 Каким-то образом это прознали наши предки-славяне. Они придумали и стали применять слова из определенных звуков, несущих сакральный смысл, которые нужно произносить лишь в самых крайних случаях. Самых-самых! Когда жизни угрожает явная опасность. Нужно было решительно воспользоваться этой энергетикой, но только тогда, когда это действительно необходимо. И «не распылять» их энергетику в суете и не к месту. Иначе толку от них не только не будет, но и с каждым произнесённым звуком ты сам будешь терять трудновосполнимую энергию своих собственных жизненных сил. Поэтому-то и было наложено негласное табу на эти слова.
В эту гипотезу можно верить, а можно нет. Пускай каждый решает сам. И заодно проверяет это на себе. Но нельзя опровергнуть многочисленные факты, что многие русские люди, побывавшие на рубеже жизни и смерти, отчаянно материли тех, кто нёс им угрозу, и при этом каким-то чудом выжили. А может, и нет никакого чуда? Ведь мудрая природа заинтересована в выживании тех, кто следует её законам и соответственно интересен. Вот только пользоваться любыми открытиями нужно весьма умеючи и осторожно.
И ещё. Может, неспроста мы видим вокруг немало современных молодых людей, откормленных или наоборот хилых, но непременно очень часто явно нездоровых? Не от того ли, что они беспричинно и не к месту матерятся? И не просто так, вставляя крутое, как им кажется словечко, а уже говорят матом. Просто говорят. И тратят при этом свою энергию. А мы молча проходим мимо…
Р.С. Недавно смотрел передачу про Романа Трахтенберга. Многие помнят этого известного и в чём-то даже талантливого шоу-мена, который снимался в кино, вёл передачи на ТВ и радио, во всю фантазию используя нецензурные выражения. Выпустил несколько дисков с анекдотами такого же содержания. Умер он внезапно, едва достигнув сорокалетнего возраста. Вскрытие показало, что состояние его органов было как у старика.


Рецензии
Интересный рассказ, Андрей!
)))))

Хотя, ясное дело, обобщать не стоит. Мне кажется, нецензурные слова порой стоит употреблять, но весьма редко. Или логика ситуации потребует, либо юмора ради.

Мне, как преподавателю вуза, приходилось пробираться сквозь толпы студентов, скажем, на большой перемене. Так от этих небесных созданий, девочек 18-20 лет иногда услышишь такое, что супротив них боцман сухогруза - наивный мальчик в коротких штанишках.
:)

С улыбкой

Виталий Симоновский   29.11.2023 18:54     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!

Андрей Сенчугов   29.11.2023 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.