Благодарность

   Расскажу одну историю, которую слышала от бабушки в детстве.
   Было это в тридцатые годы прошлого столетия, за несколько лет до Великой Отечественной войны. В одной  обычной деревне жила одинокая девушка по имени Тося. Родители ее давно умерли и осталась Тося совсем одна. Была она девушкой доброй и трудолюбивой, работала с утра до ночи в колхозе птичницей, ухаживала за гусями. Надо сказать, что птичий двор, где она трудилась, был сооружен из оставшегося с давних времен барского скотного двора, изрядно разрушенного местными жителями в порыве ненависти к царскому режиму. Красный кирпич, из которого был построен этот двор, с небывалой жадностью и усердием растаскивали все те же жители местных деревень на разные нужды, в основном на кладку домашних печей.  Двор тот был добротно построен и разобрать стены на кирпичи было тяжело. В общем, ломать было непросто! Так что оставшийся остов былого добротного сооружения выглядел как после изрядной бомбежки.  Со временем на месте этого строения соорудили гусятник. Было в то время  очень сложно со строительными  материалами, поэтому решено было построить временное сооружение и обойтись подручными материалами.  Вот и  пристроили, как сумели - к оставшимся двум стенам этого сооружения на скорую руку деревянные стенки из досок и жердей, соорудив подобие загона. Прошло более десятка лет с той поры, а «временный» гусятник так все и стоял. С годами он порядком обветшал, осел и покосился… Однако средств в колхозе на новый так и не было.  Каждый раз надеясь: «Авось не рухнет! Может, еще пару лет простоит», местное начальство забывало о нем. Работали в гусятнике всего три девушки. Одна из которых и была та самая сирота по имени Тося. О ней и будет этот рассказ.
    Однажды, заходя в закуток, где они с подружками оставляли свои вещи и переодевались в рабочую одежду-халат и фартук, девушка увидела маленького крысенка. Он сидел возле ее узелка с обедом и с аппетитом уплетал за обе щеки кусок ржаного хлеба. Тося, привычная ко всякой живности, вовсе не напугалась и не закричала, как часто поступают девушки при виде мышки и уж тем более крысы. Она внимательно смотрела на этого голодного наглеца и думала, что если и отобрать у него хлеб, есть все равно будет нельзя. Так что пусть хоть он спокойно поест. Крысенок тем временем, насытившись, совсем обнаглел, ловко ухватил оставшийся кусочек и поволок в дырку под стеной.
- Что же, значит, так надо! Я не настолько уж и голодная, потерплю. Может быть там твоя маманька прячется и ты ей кусочек понес? Угощайтесь! - сказала вслух девушка, зачерпнув ковшиком воды из ведра и, прикрыв от удовольствия глаза, принялась пить вкусную родниковую воду.
   На следующий день почти в то же время крысенок снова пришел на то место, где накануне лакомился вкусным хлебушком.  Он, то задирая голову, смешно шевелил носом и усами, обнюхивая все вокруг, то снова прижимаясь к земляному полу, бегал из стороны в сторону, пытаясь найти там что-то съедобное.   Девушка, увидев в этот раз малыша, бросила ему на пол немного семечек. Крысенок обрадовался и весело принялся грызть зернышко за зернышком, то и дело посматривая в сторону девушки и совсем не опасаясь ее. Тося, улыбаясь, подбрасывала малышу семечки и наблюдала за его смешными и ловкими движениями. Крысенок передними лапками брал угощение и, чуть приподнявшись, выедал зерно, оставляя мелкие кусочки кожуры.  Закончив трапезу, и убедившись, что все съедено, малыш почистил передними лапками мордочку, внимательно посмотрел на девушку и, сверкнув черными бусинками зорких глаз, скрылся в своем убежище.
   Так день за днем продолжалось это общение. Девушка, когда-то сжалившаяся над крысенком, привыкла к его обществу и каждый день, приходя рано утром на работу, оставляла ему на полу что-то вкусное.    Прошел месяц или чуть больше. Крысенок подрос и стал совсем большой. Он смело бегал по закутку, забирался на подоконник, на покрытые соломой ящики, стоявшие вдоль стены, на которых порой отдыхала девушка в перерывах между работой.
  Наступила дождливая осень. Маленькие гусенята выросли и стали настоящими гусями. А это означало, что у Тоси стало больше забот и работы. Вырос и ее  приятель-крысенок.
   Однажды утром, накормив гусей, Тося решила вздремнуть на своей лежанке в закутке. Сон сладкой негой смежил ее глаза и увлек в легкий туман. Сквозь сон она чувствовала, что по ней бегает ее дружок-крыса. Она отмахнулась от своего навязчивого друга и укрылась своей кофтой. Однако крысенок не сдавался, лез к ней на голову, пищал, и вдруг, укусил ее за ухо…
- Да, что ж ты, делаешь, а? - вскрикнула девушка рассерженно, вскочив с лежанки и пытаясь поймать своего обидчика. Да, где там! Он ловко юркнул в свою норку в полу… В этот момент на то место, где спала Тося, рухнула стена и обвалился ветхий потолок. Сквозь поднявшуюся пыль, девушка выскочила на улицу, а когда пыль улеглась, она увидела, что кирпичи и бревна полностью завалили место, где стояли ящики, на которых она устроила себе лежанку для отдыха. Так хвостатый дружок спас ей жизнь, отблагодарив за ее доброту.
Вот такая была история.

23.03.2023, Санкт-Петербург


Рецензии
Приветствую Васм, Людмила!
История интересная и в чём-то повторяет подобные. Описаны случаи, когда людей спасают кошки и собаки таким же вот беспокойством.
А в данном случае остаётся только сказать, что добрые дела добром возвращаются.
И ещё: мы напрасно не признаём за домашними и другими животными интеллекта. Есть он у них, у кого больше, у кого меньше. А крыса - чемпион в этом смысле.
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   24.03.2023 07:09     Заявить о нарушении