Мой дед Иван Горюнов

Мой дед Иван Горюнов

Все, что нахожу в интернете, пишу в воспоминаниях.
https://1418museum.ru/heroes/11041054/
Очень хочу написать правдивый рассказ, но очень переживаю, что не все четко помню, а спросить уже не у кого.
Что же, пусть будет как вспомнила.
Всегда думала, что дед родился в Пензе. Там была его семья, у них было свое ателье, и они жили очень хорошо.
Но сведения из интернета, говорят, что родился он в Астрахани, 6 января 1912 года и погиб 31.07.1941 года (что не верно, он вернулся живой). И вот они, первые противоречия. Вот фото из интернета. Больше ничего пока не находится.
 
Конечно надо было писать раньше, но как-то все не складывалось.
Из его детства и юности в моей памяти почти ничего не сохранилось. О чем очень сожалею.
Знаю только, что он стал военным. Познакомился с моей бабушкой в Забайкальске, там они и поженились. Затем он был направлен на службу в г. Самару.
Жили они очень хорошо, была хорошая квартира в серых дамах, как называли их, а заодно и район. И все было бы прекрасно, но работа была очень далеко, а с транспортом в то время в Самаре было сложно. Поэтому принимают решение переехать поближе к работе, сменив хороший быт на близость работы.
Это был домик, который стоял посередине железнодорожных путей. С одной стороны, главная ж/д дорога на Москву, а с другой ветка для составления и постоянного движения товарных вагонов. Но они там живут не постоянно. Командировки в Москву, Московскую область, часто вместе с семьей. Но это их жилье.
На сборах в Серпухове перед самой войной они были все вместе. Маленькая дочь Лариса, спрашивала, а почему стены мягкие, и к ним нельзя прислониться. И еще много почему. Жили они в палатках. Но они были рядом, и это было счастье. Уже все потихоньку говорили о войне, правда не вслух, а между собой. И вот он ГРОМ. Война застала их в этом лагере. Начались быстрые сборы и возврат в Самару. И уже из Самары, практически в первые дни войны уход на фронт.
Ушел быстро, неизвестно куда, и практически через несколько месяцев, извещение – пропал безвести.
Слезы жены, и вера, что, жив. С этой верой, она и жила всю войну, молилась, может именно это и помогло ему выжить. А как он выживал, попробую восстановить, хотя, наверное, и будет это сложно, но надеюсь на память и помощь Божью.
Рассказ деда я услышала, когда была младшей школьницей, точно не помню, но знаю одно, он тогда попал в больницу, мне было лет 10-12. Попал в тяжелом состоянии, с повреждением ноги, которую поранил, на своей лодке.
И вот только тогда, он начал свой сбивчивый рассказ и воспоминания о том страшном времени.
Очень многое, как я сейчас понимаю, он рассказать не мог, в силу обстоятельств.
Но что-то прозвучало, и очень сильно подействовало на мою детскую душу.
Это сейчас уже понимаешь, особенно когда идет операция в Донбассе, что как все это страшно, и сколько надо сил и мужества, чтобы все это принять и перенести, и выжить.
И так август 1941год
Молодой лейтенант, семья, жена и ребенок 4х лет, а он на передовой.  Что и как не знаю. Знаю, что был друг, и что они были вместе. У друга помню фамилию, Гайдай. Было сказано, что он погиб в первом же бою.
А наш дед, вроде как попал в плен после ранения. Хотя до конца мы не понимаем, возможно, что он был послан специально, и попал не совсем случайно. Выводы делали всей нашей семьей, где были военные и кое-что они знали. Но сейчас уже никого нет и спросить не у кого.
Но вот он у немцев. И начались его скитания и невероятные «приключения», если можно это так назвать.
В памяти всплывает рассказ о поезде, на котором везут военнопленных на территорию Германии. Но ему, и возможно его товарищам в глубь Германии не надо. Поэтому они принимают решение прыгать на полном ходу из поезда, причем где-то в глухом лесу. Прыгают, я понимаю все желающие, потому что если будут беглецы, то остальных просто всех расстреляют.
Смельчаков оказалось трое. Один после прыжка, сломал ногу. Конечно с ним тяжело, но наши своих не бросают.
И вот они втроем, в лесу, без средств существования, без еды. Но насколько знаю, что еще лето или самый конец. С голоду не умерли. Воду, как рассказывал дед пили из луж через тряпочку.
Я плохо помню, куда они шли и местность я еще не могла запомнить в силу возраста.
Но каждый день они передвигались, ночью спали, оставляя дежурить одного из них (хотя может и было наоборот)
В один из дней, дежурный заснул, видимо решив, что ничего страшного, если и он поспит, а может просто его сморило. Но это была роковая ошибка, ибо они были на территории, занятой немцами. И немцы были везде и всюду. Закончился сон, закончилась и свобода. Они опять были у немцев. Но теперь все обстояло куда хуже и сложнее. Их увезли и заключили в шахту, на глубину, откуда не было выхода. И только слабых и больных на день поднимали на работу наверх, остальные же трудились внизу.
И опять нужно было приготовить план для побега, все обдумать и ничего не упустить. Долго он вынашивал план. Расспрашивал, у тех, кто бывал наверху, что там и как.
И в один из дней, было принято решение о побеге. Но бежать одному.
План был дерзкий, но единственно возможный.
Утром, вместе со всеми, кто должен подняться на поверхность, на вагонетке, если правильно помню название, наш Иван садится в нее, народу в ней 25 человек, их обязательно считают, оказалось 26.
Наверх передают, что село не 25, а 26 человек. Он понимает, что его уже там ждут, и что будет за это, тоже понимает
Эти вагонетки, или может быть лифт (чтобы было понятнее) двигались всегда в паре. Одна наверх, другая вниз.
Он забирается на крышу вагонетки, и на ходу прыгает на другую. Затем у него фантастически получается выбраться наружу, и уйти подальше от этого кошмара. Представить это просто невозможно. В тылу у немцев, не совсем понимая где ты и что твориться на фронте. Да и вообще, что делать дальше.
Далее начинаются скитания по лесам, полям и населенным пунктам.
Хорошее знание немецкого языка, помогают выдавать себя за кого угодно. Скитания длятся несколько лет. А в это время жена ждет его дома и еще надеется, что он жив. Жене некогда скучать, у нее полный дом эвакуированных родных и близких и из Москвы, и из Харькова, и из Ленинграда.
Всем нашелся угол. И как говорится в тесноте, да не в обиде. Все дружно живут, главное живы и здоровы.
Паёк, который получает семья, за пропавшего безвести, идёт на питание всем, поэтому не голодают, но все равно изредка ездят на рынок, что-то продать или поменять на еду.
А Иван пытается выжить в Германии, толи еще где, география не сохранилась в моей памяти. Но, наверное, это все же Германия, раз говорит он на немецком языке.
Рассказ деда очень часто наполняется немецкой речью, настолько он взволнован и воспоминания нахлынули.
Напомню, что все происходит в больнице, в хирургическом отделении. Мы сидим рядом с ним вместе с моей мамой, слушаем все это, и по телу бегут мурашки, на глазах слезы. И не хочется верить, что все это было с твоим близким и родным человеком.
Больше никогда он к этой теме не возвращался. И по рассказам мамы, она все это слышала впервые.
В конце концов, в одной деревне он находит приют и работу за пропитание. Вернуться назад пока не представляется никакой возможности.
А дома он потерян на несколько лет, и никто не знает, жив он или нет. И только надежда и молитвы бабушки о том, чтобы вернулся живой и невредимый, возможно помогают ему выжить.
Но это еще не все! Далее в той местности, где приютился наш дед, появляются американцы.
Они убивают и ищут всех, кто попадается под их горячую руку.
И опять есть вероятность, что дни его сочтены. Сдаться, не представляется в этот момент никакой возможности. Не поймут, ведь не ясно где свои, а где чужие. И нет гарантий, что его сразу не убьют.
Он забирается в стог сена в сарае, на самый верх и молча ждет, что будет.
И вот американцы появляются в дверях, подходят к стогу, берут вилы и начинают тыкать ими в стог.
Наверное, молитвы жены, да и свои молитвы, возможно, были услышаны. НЕ попадают в него и уходят, оставляя в состоянии шока, и этот шок длится уже на протяжении всего времени, а вернее с самого начала войны, с 22 июня 1941 года.
Просидев долго, спускается и решает, что делать дальше.
Американцы, вроде как наши союзники, и, наверное, это шанс, вернуться на Родину. Но прежде надо все продумать, с чем к ним прийти, что сказать, чтобы не убили на месте.
И вот решение принято, и он идет к американцам. И о боже, все нормально. Они его принимают, выслушивают его историю. И обещают вернуть к своим.
А русские уже рядом. Находятся на другой стороне реки. Какая река, тоже не помню… А очень жаль.
Строится понтонный мост. Работа закончена. Никто не решается первым ступить на него и встретиться. Ни русские, ни американцы.
И тогда наш дед первым едет по нему. Ему дают автомобиль, водить его он умеет. Машина нагружается полностью подарками. И вот она – долгожданная встреча с русскими.
Но проходит не так, как хотелось бы. Наверное, если бы он знал, что его ждет, то возможно и было бы другое решение. Но увы. Есть дом, жена, ребенок. И он хочет их видеть.
Дальше допросы, лагерь и проверка, которая длится до 1947года. Сколько пережито и еще пересмотрено в своей жизни, представить трудно. Но вера, что он не виновен и будет оправдан, превыше всего. Это сейчас мы понимаем, что в той ситуации проверок и недоверия выжить, не сдаться и просто остаться человеком, уже подвиг. А проверки были жестокими. Их выставляли на постамент, мимо прогоняли немцев, предателей, которые в любой момент просто от злости и неудовлетворенности могли указать на любого невинного человека и перевести его в свое положение, в разряд предателей.
Но не нашлось таких в его адрес, молитвы жены и просто вера его во все хорошее, помогли выжить и тут. Два года длились испытания и проверки и это была еще одна война, но уже на своей территории.
И вот наконец долгожданная встреча с семьей, дочкой, которой уже 10 лет.
И дальнейшая уже мирная жизнь.
Работа на военном заводе, и полная реабилитация.
Слава богу, что кошмар длиною в 6 лет закончился.
И вспоминать о нем, он больше не хотел.
И скорее всего, если бы не эта больница, то мы так и не узнали бы о его военном пути.
Прошу помнить, что я была ребенком, может что-то не точно воспроизвела. Написать решила все это только сейчас. Одно знаю, что река не Эльба, видимо похожая ситуация. Ибо таких событий было не мало, если смотреть историю Войны. Рассказ деда был очень взволнованный и правдивый.
Светлая память нашему дорогому дедушке.


Рецензии
Здравствуйте, Алевтина!
С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в специальном льготном Конкурсе Международного Фонда ВСМ для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2023/10/19/1009 .

С уважением и пожеланием удачи.

Фонд Всм   30.10.2023 10:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.