Медвытрезвители прошлое и реальность
В период становления советской власти, медвытрезвители находились в юрисдикции системы Здравоохранения. Первый советский медвытрезвитель был открыт в ноябре 1931 г. в культурной столице страны, городе Ленинграде, где исторически сложившийся профиль вытрезвляющего учреждения получил профиль медицинского учреждения помощи «в особых состояниях».
Начиная с 1940 г. учреждения вытрезвления перешли под контроль органов внутренних дел, что изменило отношение к вытрезвителям в обществе, начиная с этого момента, для повышения морального облика советских граждан, вводится в действие воспитательно-карательная система мер, предусматривающая оповещение руководства на работе (образовательной организации) об аморальном поведении сотрудника (обучающегося), что имело весьма плачевные последствия для индивидуума; так как в случае повторного случая «аморалки», можно было и премии лишиться, и из института вылететь. Еще один неприятный нюанс, – пребывание в вытрезвителе становится платным.
Анализируя в дальнейшем систему существования учреждений данной направленности, можно с грустной уверенностью констатировать, что именно в начале становления системы советских вытрезвителей, была заложена и сформирована не приемлемая, не гуманистическая основа нахождения нетрезвых граждан в стенах учреждений, призванных защитить беспомощных индивидуумов. Кроме того, была сформирована морально-устоявшаяся платформа для рукоприкладства сотрудников правоохранительных органов над доставленными, находящимися в ослабленном физически и моральном состоянии людьми.
70е годы — годы организованных руководством страны кампаний, направленных против паразитарного стиля жизни отдельных несознательных граждан (еще было расхожее словцо «элементам»), который характеризовался: тунедеядством и (или) алкоголизмом; дополнялся сквернословием; самогоноварением; получивший совокупное название «антисоветские явления». Профилактике подобных нарушений придавалось огромное значение, свидетельством тому постановления от 16 мая и 16 июня 1972 г.: «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма»; от 1 февраля 1977 г. «О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений XXV съезда КПСС».
Наличие вино-водочного ассортимента по доступным ценам, также традиции, присущие преимущественно сельской прослойке общества в производстве и продвижении самогона, способствовали масштабной алкоголизации населения страны.
Самым массовым, востребованным, любимым советским народом и руководством страны «октябрят, пионеров и комсомольцев, Юрия Гагарина и Глеба Жеглова», оставался традиционный и доступный в ценовом сегменте для советского гражданина напиток, получивший мировое признание; о котором сложено множество анекдотов, веселых историй, снято юмористических пародийных сюжетов, написано песен — непререкаемая королева горестных и радостных застолий, посиделок, пикников и шашлыков, вечеринок и дружеских встреч на троих, водка: «… Водочка! И по любому поводу мы пьём! Была бы водочка, а повод мы всегда найдём!». Слова этой шутливой песенки с хитовым мотивом, вызывающей улыбку, абсолютно не безобидны по смыслу. Водка, так лечившая «измученную» душу, становилась причиной смертоубийств, жестокости по отношению к близким, беспризорности, неизлечимых болезней, способствовала рождению детей-инвалидов или детей с умственными отклонениями, уголовной ответственности и низкого уровня жизни пьющих граждан.
Особенным повышенным спросом пользовалась у населения водка в дни зарплаты, в выходные праздничные/предпраздничные дни, в дни отпуска. На рабочих местах накрывались столы, аналогичное действо происходило в кругу семьи; еще ходили в гости к друзьям и многочисленным родственникам. Не поставить бутылку на стол, было просто не прилично для радушных хозяев. Повальное пьянство в новогодние и майские праздники были всенародной традицией. К ним готовились, о них говорили со вздохом, понимая, что пить придётся, а куда деваться — традиция. Как и традиция владеть нескончаемым арсеналом анекдотов про водку, гранённый стакан, Вовочку, Чапаева и руководство страны. Народ традиции чтил свято …
Слова из песни глашатая эпохи 70-х — Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980), как нельзя лучше подходят к описанию выхода из праздничных десятин советского народа: «… а потом кончил пить, потому что устал …». Водку было принято иметь про запас, она была валютой, с помощью которой можно было решить любые проблемы, за «бутылку» можно было получить больше услуг, чем иной раз за эквивалентные денежные средства.
В конце ХХ в., точнее в конце «советского» периода истории России, на добровольно-принудительной основе (при обязательном сопровождении сотрудников правоохранительных органов), помещался на стационарное вытрезвление самый разнообразный контингент населения, где изначально, преобладали мужчины рабочих специальностей. Постепенно, по мере развития в обществе феминистических настроений, стали задерживаться и доставляться женщины, так ратовавшие за равноправие во всех сферах жизни, позже к ним добавились несовершеннолетние граждане, пожилые люди и инвалиды. Начав вытрезвлять на полную катушку, медвытрезвители принимали членов-партии и руководящих работников. «Золотой период» расцвета реабилитирующих учреждений, лучшее свидетельство о потребностях общества в данный исторический момент своего развития.
Один из районов страны, где пили вдосталь и гуляли широко - Европейский Север России. Район, сформировавшийся из многочисленных поселений периода индустриализации страны коммунистического вектора развития, общей площадью 1 646 тыс. кв. км., куда относятся области: Архангельская, Вологодская, Мурманская; Республики: Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ (НАО). Национальный состав, проживающего населения на территориях Европейского Севера, неоднороден, преобладает русский контингент над местными этническими поселениями (последствия урбанизации).
Антиалкогольная кампания мая 1985 г. ознаменовала собой начало нового курса Правительства СССР — Перестройки общества великой державы, продлившейся более 6 лет. Невозможно не отметить, что командно-административный способ воздействия, помог сберечь жизни миллионов населения страны, но не послужил идеологической основой для собственного, вдумчивого отказа граждан от повсеместного употребления алкогольных напитков. Кампания имела весьма плачевные последствия, итогами которой стали:
• агрессивного отношение общества к власти;
• закрытие заводов, производящих напитки на основе винограда, в том числе, производящих сухие вина;
• массовая вырубка виноградников по стране;
• многочасовые очереди за спиртными напитками:
• провокации огромного количества смертей и отравлений техническими спиртосодержащими средствами;
• рост искусственного потребления сахара для производства подпольного алкоголя;
• рост количества наркоманов и токсикоманов.
• сокращение дохода бюджета государства от «безалкогольных воскресений» ресторанов и кафе;
• сокращение дохода бюджета государства от продажи легальной алкогольной продукции;
• стремительный рост производства и продажи подпольного некачественного алкоголя;
• уничтожение высокотехнологичного оборудования по производству качественного отечественного пива.
Антиалкогольная кампания представляла собой синтез ограничений и запретов. Предлагаемые в поддержку инициативные начинания: «Декады трезвости», «Сухой закон в семье», антикафе «Русский чай» и подобные. Ограничительные меры успеха не имели, в кафе подавали «мутный кофе в стакане», блюда были дорогие, поэтому народ шёл пить по квартирам и скверам, в последнем случае дорога в медвытрезвитель была логичным завершением пикника и тусовки. Ещё более тяжкие последствия для здоровья строителей перспективного светлого будущего имели случаи возлияния одеколоном, спиртосодержащими средствами для технических нужд, а также случаи вдыхания лака для волос, среди которых наиболее любим населением был лак ставропольского производителя «Прелесть», сочетание цены и качества! Открытие наркологических диспансеров и подобной профильности отделений при медицинских стационарных учреждениях становится назревшей реальностью общества. Параллельно общество захлёстывают публикации о терроризирующих пожилых родителей или многодетные семьи несознательных граждан, сквернословящих и посещающих учреждения медвытрезвления.
Аналогично и призыв к декадам трезвости не увенчался успехом у граждан, так как в преддверии подобной декады, население массово отоваривалось впрок спиртными напитками, делало запасы, которые начались реализовываться еще до наступления декады, по окончании стратегических запасов ещё завершённой декады трезвости, снабжением страждующих горячительных напитков занимались перекупщики и производители местного самогона. Последствия подобных декад имели крайне негативные результаты и способствовали еще большей алкоголизации страны.
Можно отметить слабую агитационную работу по разъяснению населению о вреде алкогольных напитков в большом объёме (и без хорошей закуски) администрацией предприятий и правоохранительными органами тех лет. Пассивным участием руководства региональных территориальных размещений.
Нельзя умолчать о положительном эффекте масштабной антиалкогольной кампании:
• пустовали медвытрезвители;
• сократилось количество преступлений на почве пьянства бытового характера;
• сократилось количество травм;
• сократилось число прогулов без уважительной причины;
• улучшение экологической ситуации городов;
• уменьшилось число дорожно-транспортных происшествий с участием нетрезвых водителей и пешеходов.
•
Не обошли перемены и медвытрезвители и лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Были отмечены неприятные инциденты, подрывавшие авторитет правоохранительных органов. Сотрудники внутренних органов МВД обогащались за счёт продажи алкоголя и пачечного чая пациентам, которые проходили реабилитацию в ЛТП и медвытрезвителях.
Период Перестройки, характеризующейся гласностью во всех сферах общественного уклада, привел к перераспределению полномочий в организации системы вытрезвителей. Оформление нетрезвого гражданина в медвытрезвитель снова отводилась Здравоохранению, а доставка и обеспечение порядка подвыпивших, буянивших и чинивших беспорядки граждан, возлагалась на органы внутренних дел. Подобная система доставки нетрезвых граждан сотрудниками правоохранительных органов и оставление их в дальнейшем на попечение медработников без силового контроля, привела:
• к нарушению прав пациентов и сотрудников медицинских учреждений;
• послужила созданием криминогенной основы взаимоотношений между ними, в том числе, с точки зрения этических норм — подвыпивших граждан обслуживали в приоритетном порядке, так как режим сопровождения этой категории задержанных, не предполагал постоянного нахождения с задержанным;
• кроме того, после получения приоритетной медицинской помощи, оказанной подвыпившему гражданину, он мог, совершая противоправные действия, самовольно покинуть медучреждение, избежав административной ответственности.
В ХХI в., несмотря на пропагандируемый повсеместно ЗОЖ (здоровый образ жизни, имеющий позитивные тенденции), полностью традиция «выпить» в последний рабочий день недели, в законные выходные дни, в привычные с пятницы на субботу, последовательно переходя с субботы на воскресенье, не изжила себя и считается нормой среди «малопьющего офисного планктона». Тенденция офисных сотрудников текущего века «с изюминкой» отметить окончание рабочей недели в кругу коллег являет собой систему заимствованного корпоративного поведения западной модели, имитирующей благожелательное отношение друг к другу.
В условиях жесткой конкуренции, подобные совместные посиделки объединяют людей, проводящих практически сутки рабочего времени в ограниченном офисном пространстве для решения однообразных задач, дают выплеснуться накопившимся эмоциям, способствуют неформальному обсуждению проблем, несут экономический эффект — сплачивая коллектив попойками за счёт фирмы (или за счёт самого планктона, вариативные комбинации): в офисе и на природе, можно сэкономить на оплате труда сотрудников, «зомбировать»: выработать рефлекс на ожидание халявной выпивки.
Сплочённые совместными возлияниями сотрудники будут:
• охотнее взаимозаменять друг друга
• на безвозмездной основе заниматься наставничеством;
• отказываться в случае надобности для фирмы от оформления больничных листов и продолжать работать, чтобы уложиться в срок, не подвести руководство и коллег;
• чувствовать благодарность к руководству;
• самое главное, сотрудникам будет труднее уйти по собственному желанию на более оплачиваемое место в другую фирму, потерять психологический устой, с полюбившимися традициями совместного времяпрепровождения.
Посиделки в прошлом, получили ныне красивое модное название «корпоративы». После таких мероприятий, сопровождающихся обильными возлияниями, как правило, происходит примерно то же, что и после «душевного разговора на троих». Разница потребителей спиртных напитков текущего века — нет привычного для традиций прошлого века, «гранённого стакана» и хрустальных рюмок — современное поколение предпочитает преимущественно стеклянные рюмки или одноразовый пластик. Но главное не то, из чего пьют и градус напитка, а последствия душевных возлияний.
Оказавшийся без помощи нетрезвый человек, может стать мишенью и лёгкой добычей преступных элементов, либо равнодушного или халатного отношения проходящих мимо людей, не остановившихся, чтобы оказать в случае надобности, необходимую помощь подвыпившему гражданину. И вот в подобных ситуациях уместно встаёт вопрос об организации системы медвытрезвителей, их юрисдикции и финансирования.
Медвытрезвители были необходимы советскому обществу, стали его неотъемлемым атрибутом. Нужны современному обществу и сейчас. Организация подобных заведений вытрезвления, должна иметь правовой статус и действовать в интересах, нуждающихся в услуге вытрезвления граждан, а именно:
• способствовать сохранению чести, достоинства, благосостояния доставленных граждан в состоянии опьянения;
• опосредованно, способствовать поддержанию здоровья;
• демонстрировать гуманистическое отношение сотрудников учреждений вытрезвления к доставленным гражданам;
• соблюдать принципы прав и свобод личности, принцип анонимности;
• проводить профилактические беседы о вреде и последствиях алкоголизации личности;
• выявить статью бюджета, предусматривающую финансовые расходы на содержание граждан в состоянии алкогольного опьянения;
• использовать способы воздействия, путём обращения внимания на проблему алкоголизации личности самого гражданина и его близкого круга, неравнодушных родственников и друзей;
• повышать взаимную социальную ответственность населения.
•
Развитие коррупции в правоохранительных органах во времена Брежневского «застоя», злоупотребления своими служебными полномочиями, послужили предметом многочисленных дискуссий правозащитников о неправомерных действиях сотрудников советской милиции по отношению к задержанным гражданам, произволу и насилию со стороны представителей закона и власти.
С 1 января 2012 г. союз двух структур прекратил свое существование, медвытрезвители официально были упразднены. После ликвидации медвытрезвителей проблемы граждан, находящихся в состоянии алкогольного и тяжёлого алкогольного опьянения, приобрели масштабный характер: лицам в тяжелом алкогольном опьянении, доставленным полицией в медицинские учреждения, не оказывается специализированная специфическая медицинская помощь, ограничиваясь лишь первой необходимой медицинской помощью. В случае агрессивного поведения лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, медицинское учреждение может отказать подобному пациенту в приеме.
Существует еще один аспект, требующий нововведений, -- когда агрессивному пациенту не нужна медицинская помощь, но он нуждается в режиме изоляции, чтобы прийти в себя во время сна, снять приступы агрессии или восстановить силы. Оставление недееспособных граждан в момент опьянения в беспомощном или агрессивном состоянии во внешней незащищенной среде общественного бытования (на произвол судьбы), способствует развитию криминогенной ситуации в целом и требует реализации комплексного подхода решения проблемы, основанном на:
• изоляции лиц в состоянии алкогольного опьянения, с последующим оказанием им специфической медицинской помощи;
• разработки правовых законодательных актов, направленных на снижение противоправных деяний всех граждан РФ;
• реализации мер, направленных на спасение жизни гражданина, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Проблема вытрезвителей, их возрождение в качестве системы, необходима обществу, с учетом изменений его современного состояния, когда опьянение может носить не только алкогольный, а еще токсический и наркотический характер, для лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, не способных ориентироваться в пространстве, находящихся в бессознательном состоянии. Приоритетом реализации могут стать региональные вытрезвители, способные оказать нетрезвым гражданам любой из указанных выше категорий, в стационарах условиях кратковременного пребывания за счет региональных бюджетов. Вытрезвители способствуют улучшению и стабилизации жизни населения, предотвращают преступления против недееспособных (в момент опьянения) граждан, агрессивно настроенных подвыпивших лиц против мирного населения, а также краж, произошедших с опьяневшими лицами.
В Татарстане и Костроме вытрезвители были возрождены на базе наркодиспансеров. Пребывание в них комфортно, услуга оказывается бесплатно. Муниципальные власти считают, что вытрезвитель оправдывает свое содержание, так как уменьшилось количество отравлений алкоголем, благодаря своевременно оказанной помощи, а также выжили те, кто был вовремя доставлен, не получил переохлаждения и не замерз. Спасенные граждане частенько пишут благодарности администрации, правда неразборчивым почерком!
В регионах, в преддверии празднования нового года, открылись 22 заведения нового типа, способные принять порядка 800 гостей. Среди первых посетителей, преобладали изрядно подвыпившие Деды Морозы и Снегурочки, не давая возможности добровольно пришедшим граждан без определённого места жительства, отдохнуть в комфортным условиях, им приходилось по 6 часов ожидать очереди. Зато труженики Новогодней ночи были очень довольны: свежие простыни и сохраненные бумажники, по сравнению со штрафом об административном правонарушении по статье 20.21 КоАП РФ в пару тысяч рублей, не смогли конкурировать с сохраненными гонорарами и сбереженном здоровье.
Сегодня вопрос о возрождении вытрезвителей актуален вновь. Возрождение вытрезвителей необходимо современному обществу. Но есть ряд ограничений нового времени, когда личность каждого индивидуума признаётся главной ценностью общества и затрагивает границы личной свободы.
Если обратиться к зарубежному опыту, то необходимо отметить, что в западном обществе проблема выпившего гражданина считается его личным делом, либо проблемой его близкого окружения. Для агрессивно настроенных граждан предусмотрено содержание в отдельных камерах отделений полиции. В Финляндии созданы условия для естественного протрезвления беспомощного прохожего. В Германии созданы системы самотестирования и самоконтроля алкопотребления, онлайн консультирование и реабилитационные программы в виртуальном пространстве. Ориентиром служит слоган – «помоги себе сам!».
В целях снижения масштабов потребления алкогольной продукции вытрезвители должны, послужить местом встречи потенциального пациента со специалистами, реализующими задачи мотивационного вмешательства, вторичной профилактики и реабилитации.
Свидетельство о публикации №223032401122