Поклонные кресты

Кресту твоему покланяемся, Владыко…
      В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются прихожане. Богослужение это отличается особой красотой и продолжительностью и помогает верующим людям в их духовном путешествии к Пасхе Господней обрести в середине поста силы для дальнейшего его продолжения. При выносе креста поётся тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Особое почитание Креста продолжается всю неделю, которая так и называется Крестопоклонной. Само почитание Креста в церкви является неотъемлемой частью её жизни.
      В наши дни, путешествуя по городам и весям необъятной России, всё чаще можно увидеть на дорогах поклонные кресты, призывающие утомлённого путешественника вспомнить о Боге и, сотворив краткую молитву, осенить себя крёстным знамением. История таких крестов восходит к первым векам христианства и подробно изложена в книге кандидата искусствоведения Светланы Гнутовой в составленной ей книге «Крест в России». Книга была издана в 2004 году издательством Данилова монастыря и получила высокую оценку научного сообщества, как фундаментальный труд по этой теме. Далее в своей статье я буду время от времени опираться на её концепции.
     Крест был орудием позорной казни. Римских граждан, из уважения к их статусу, в случае достойных смерти провинностей казнили через усекновение мечом, в то время как смерть не римских граждан на кресте могла быть очень долгой и мучительной, и, наблюдая её реалии в повседневной жизни, первые христиане избегали использования креста как символа своей веры. Мы знаем о таких символах, как Добрый пастырь, или рыба, или пеликан, расклёвывающий свою грудь, чтобы накормить своей кровью птенцов, аллегорически изображающих Христа.
      С прекращением гонения на христиан крест Христов начинает оформляться как символ христианства. Соборные постановления запрещают аллегорические изображения. Христиане начинают носить нательные кресты и обозначать крестами пространство, требующее молитвенного внимания.
Кресты можно разделить на следующие категории:
Поклонные кресты. Их ставят вне храмов для напоминания верующим о Христе.
Обетные кресты.  Ставят по данному обету как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.
Охранные кресты. Служат в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.
Памятные кресты. Устанавливаются в знак памяти о каком-то значимом событии: на местах сражений, на местах гибели людей с целью призвать к молитве за них.
Кресты на храмах и часовнях. Обозначают религиозную принадлежность зданий.
Кресты на могилах. Обозначают места захоронения православных христиан.
Такая классификация, дополненная мной двумя последними пунктами, является достаточно условной, так как любой крест, обозначенный как крест Христов, требует молитвенного сосредоточения от верующего человека.
    Как доказательство условности такой классификации я приведу несколько примеров из жизни, как кресты на могилах становятся поклонными.
      Однажды я пришёл в Новоспасский монастырь помолиться.  В монастыре я встретил знакомую садовницу, которая там работала. У меня были житейские проблемы, и я ей о них рассказал.
- Пойдём, я тебя к владыке подведу, он поможет.  - сказала она.
Я удивился, зная прекрасно, как сложно попадать на приём к владыкам, а тут вот  так запросто – раз, и подведут. Садовница повела меня в сторону дома наместника, и я оказался перед крестами.
- Ну, вот владыка, - сказала она.
- Где владыка? - спросил я , напряжённо оглядываясь.
- Вот здесь, - сказала она, показывая рукой на могильный крест с надписью «архиепископ Алексий (Фролов)».
     Владыку очень любили сотрудники, насельники и прихожане монастыря, и почти сразу после смерти стали почитать его могилу. Молиться пока за упокой души владыки, а там -  как Господь рассудит. Я приложился с такой молитвой к могильному кресту, который стал для многих прихожан поклонным крестом. На душе стало легче.
      Интересен случай с почитанием креста схимонахини Гавриилы, похороненной на кладбище возле Тихвинского храма в Алексеевском. Подробно о жизни этой подвижницы читатели могут узнать из книги «По земле как по небу» - издательства Данилова монастыря.
       Ещё один пример почитания могильных крестов как поклонных можно наблюдать на могилах недавно почивших лаврских старцев. Их могилы всё время украшены живыми цветами. Память об отце Кирилле и отце Науме живёт в сердцах многих верующих людей. У кого-то из них жизнь изменилась лишь от единственной встречи с одним из старцев, кто-то мог ездить к ним достаточно часто. Иногда знавшие старцев батюшки служат на одной из этих могил панихиду или литию, и сразу собираются люди ещё раз молитвенно почтить память и душой соприкоснуться с усопшими духовниками. Потому, как у Бога все живы.
     Поклонные кресты есть в большинстве монастырей и каждый из них имеет свою уникальную историю. В Даниловом монастыре такой крест можно найти рядом с поминальной часовней, где захоронены останки, найденные на месте практически разорённого в советское время монастырского некрополя. Перед этим крестом братия монастыря совершает заупокойные службы в память о монахах монастыря, пострадавших в годы гонений. На монастырских кладбищах часто бывают захоронены не известные для церкви святые. Миром и покоем веет от монастырского креста. Имена подвижников скорее всего мы уже в этой жизни никогда не узнаем, но место для их поминовения обозначено крестом.
     Такие кресты часто содержат надписи и молитвы, прочтение которых даёт подсказку о том, какая молитва нужна на этом месте.
       Вот текст с обратной стороны поклонного Креста в Покровском монастыре в Хотьково:
Крест хранитель всея вселенныя. Крест - красота церкви. Крест - верных утверждение. Крест - ангелов слава и демонов язва.
       Краткие и ёмкие слова, напоминающие паломнику о вселенском значении Креста Христова.
       Иногда кресты могут содержать целые духовные рассказы, понятные людям, причастным к событиям, по причине которых этот крест был установлен. Крест на могиле иерея Алексия Грачёва, погибшего вместе со своим другом - экономом Данилова монастыря архидьяконом Романом Тамбергом, является своего рода притчей о жизни пастыря, похороненного возле храма, настоятелем которого он был.
       В центре композиции благословляющий Христос с предстоящими Иоанном Предтечей и Пресвятой Богородицей – свидетельствуют о пастырском служении отца Алексия. Слева от Христа святой Роман Сладкопевец – святой покровитель архидьякона Романа, лучшего друга батюшки, с которым они вместе погибли в одной машине, справа от Христа -  святой Геннадий Цареградский, святой покровитель другого почившего друга - протоиерея Геннадия Огрызкова. Ниже находится икона Рождества Христова – она напоминает нам о том, что он был настоятелем Христорождественского храма в Митино. Крест высечен из толстой каменной глыбы, и на правом и левом его торцах есть место для изображения других святых покровителей, которые сопутствовали батюшке и его семье при его жизни. По левую руку Христа мы видим святых мучениц Ирину и Анастасию, ниже святых мучеников Александра и Павла. Это духовный образ семьи батюшки - святые покровители матушки Ирины и детей батюшки - Анастасии, Павла и Александра. По правую руку Спасителя -святитель Тихон, святой Даниил Московский, преподобный Сергий, святитель Алексий Московский. Здесь задача для прочтения этого аллегорического повествования о жизни пастыря немного усложняется.
     Святитель Алексий является покровителем как самого иерея Алексия, так и его духовника - епископа Алексия, к которому батюшка сначала ездил окормляться в Троице - Сергиеву Лавру, а затем в Данилов монастырь -  святые покровители этих обителей и изображены на кресте. Причина изображения святого патриарха Тихона остались для меня до конца не ясна.
      Саму идею памятника как духовной биографии человека разработал ныне покойный архитектор Дмитрий Сергеевич Соколов, одно время руководивший архитектурными мастерскими Данилова монастыря и спроектировавший за свою жизнь больше сорока православных храмов. Часовню преподобного князя Даниила с поклонным крестом проектировал тоже он. Первый подобный биографический крест был установлен на могиле протоиерея Геннадия Огрызкова. Архитектор нарисовал, а резчик Александр Иванович Коровин изваял эти кресты.
      Возможно, святой патриарх Тихон являлся покровителем для тех людей, которые пришли в церковь ещё до официального прекращения гонений на неё. То, что отец Алексий особо почитал святителя Тихона, подтверждют его близкие люди.
      Сама идея крестов – биографий в наши дни не получила дальнейшего развития. Крест на могиле отца Алексия тоже можно отнести к разряду особо почитаемых. Ежегодно в день его памяти на его могилу приезжают десятки священников, чтобы отслужить панихиду или литию, и многие благодарные чада, чтобы молитвенно почтить память доброго пастыря.
      Почитание крестов на могилах как поклонных свидетельствует нам о том, что Христос всегда и вовеки тот же, и взявшие его Крест и достойно пронёсшие его через свою жизнь последователи могут вставать в один ряд с праведниками после своей смерти. Канонизация святых - всегда дело сложное и долгое. Необходимо собирать множество фактов и свидетельств о чудесной помощи почившего святого, но при этом надо понимать, что именно благодать привлекает людей на могилы праведников. На православных кладбищах много крестов, но немногие из них становятся поклонными.      
       Молитва перед Крестом освящает пространство вокруг и даёт начало духовной жизни в тех местах, где её не было, или возрождает её там, где она была утрачена в годы гонений. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».


Рецензии