Моя Самара. Альманах

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ «МОЯ САМАРА»

Аннотация:

Самара — город талантливых людей, в том числе и замечательных писателей. Прозаики и поэты нашего края всегда были одними из лучших в России. И, пожалуй, именно самарская литература отличалась патриотичностью, любовью к отечеству, к большой и малой родине. Самарское отделение Литературного фонда России предлагает вашему вниманию альманах, авторами которого стали наши писатели-земляки. На страницах альманаха вы прочтете прозу и поэзию, публицистику, мемуары, а также исторические исследования о нашем крае.



Дорогие друзья!

Издание, которое вы держите в своих руках, представляет собой сборник произведений о Самаре, написанных нашими талантливыми земляками. На этих страницах нашли свое отражение настоящее и прошлое города, судьбы его жителей.
Отдельными штрихами, зарисовками и портретами авторы передают живую картину нашей Самары, той, которую мы любим, которой гордимся. Они не просто раскрывают самобытность самарской культуры, они заставляют каждого из своих читателей проникнуться к Самаре самыми теплыми чувствами.
Через призму художественных образов этот сборник предоставляет нам возможность прикоснуться к неповторимой и уникальной истории нашего города, ощутить свою сопричастность к его будущему, дальнейшей судьбе. Убежден, что все прочитанное не оставит равнодушным ни одного из жителей нашего города.
От всей души благодарю авторов и составителей сборника за любовь и преданность родному городу, за стремление воспитать эти чувства в окружающих. Вдохновения и творческих побед!

Администрация городского округа Самара.



О Литературном фонде России и альманахе «Моя Самара»

Литературному фонду России — 156 лет. Серьезная дата! А за ней и серьезная история. Фонд был создан русскими писателями в 1859 году и назывался он в ту пору «Обществом для пособия нуждающимся литераторам и ученым». Наиболее образованные русские писатели, посещавшие заграницу, привезли эту идею из Англии, где к тому времени уже существовал «Literary fund», помогавший лучшим перьям королевства в их нелегком существовании.
В Санкт-Петербурге с 1834 года выходил ежемесячный журнал «Библиотека для чтения». В 1856 году его возглавил новый редактор — писатель, критик и переводчик, один из авторов «Современника» Александр Васильевич Дружинин. В том же году на обеде у графа Г.А. Кушелева-Безбородко (писателя, издателя и мецената) Дружинин и высказал мысль, что неплохо бы и России цивилизоваться: создать общество в помощь русским писателям. Предложение было принято с энтузиазмом. В своем журнале Дружинин опубликовал и статью «Несколько предложений по устройству русского литературного фонда для пособия нуждающимся лицам ученого и литературного круга». Проект устава нового общества составляли знаменитые и уважаемые люди своего времени. Это и один из инициаторов отмены крепостного права, тайный советник, профессор Павел Парфентьевич Заболоцкий-Десятовский, другой знаменитый поборник свободы крестьян, историк, юрист, философ и общественный деятель Константин Дмитриевич Кавелин. Впоследствии Заболоцкий-Десятовский был председателем Литературного фонда, эту должность занимал и академик Яков Карлович Грот (воспитатель царских детей, старший брат «отца Самарской губернии» Константина Карловича Грота). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин так писал о Литературном фонде в самом начале его становления, писал о необходимости поддержки фонда всем обществом: «Нет человека сколько-нибудь образованного, в жизни которого не играла бы роль книга и который не был бы ей обязан. Участие в Литературном фонде — один из немногих способов уплатить хоть часть этого долга».
К началу XX века Литературный фонд уже был крупной и уважаемой общественной организацией. Власть предержащие и меценаты помогали фонду, а он в свою очередь помогал многим писателям Российской империи.
После октябрьского переворота большевики аннулировали Литфонд, но скоро убедились, что без поддержки писателей их власть будет воистину варварской. Они организовали свой Пролитфонд («Пролетарский Литфонд»), но уехать по рельсам агитационно-пролетарской идеологии советская литература (наследница великой русской литературы) далеко бы не смогла. И в 1927 году Литературный фонд обрел новую жизнь. В 1931 году Литфонд РСФСР насчитывал полторы тысячи человек. Это еще было время многих разноплановых и разноидейных писательских организаций. С 1934 года, когда писательские союзы по рекомендации Максима Горького объединились в Союз писателей СССР, две крупнейшие литературные организации — СП СССР и Литфонд СССР — разумно распределили обязанности. Союз писателей СССР ковал профессиональные кадры, Литературный фонд занимался книгоизданием, помогал писателям материально. В годы перестройки Союз писателей СССР раскололся на несколько союзов — Союз писателей России, Союз российских писателей и другие творческие организации (такое положение дел остается и по сию пору), и только Литфонд выстоял и до сегодняшнего дня является цельной творческой и просветительской организацией, объединяющей всех писателей Российской федерации.
В 2015 году Литературный фонд России был переименован в Общероссийское Литературное сообщество. Так решили в столице. Но суть от этого не изменилась. Приоритеты остались те же: объединение всех писательских союзов страны, помощь авторам, пропаганда отечественной литературы. Мы даже именуем нашу организацию по-прежнему: Литфондом России.
Сегодня Литературный фонд России играет огромную роль в культурной жизни Москвы и всей страны в целом, но в Самаре он долгие годы находился, можно так сказать, в тени. А ведь именно в обязанности Литфонда, в первую очередь, входит как книгоиздание, так и издание литературной периодики. С 2008 года Литфонд взял на себя издание исторической серии «Лидеры Самарского края», куда вошли как художественные, так и художественно-документальные романы о замечательных исторических личностях, чья судьба оказалась связана с Самарой: «Князь Григорий Засекин», «Петр Алабин», «Отец Самарской губернии. Константин Карлович Грот», «Самарская казачья вольница», «Константин Головкин», «Апостол народной трезвости. Михаил Дмитриевич Челышов». Все эти книги выходили на средства губернских и городских грантов по культуре. Некоторые из этих романов были переизданы в Москве, переписаны в аудио-формат для слепых России. В Самаре книги серии «ЛСК» получили широкую известность благодаря распространению их через библиотечную систему.
И в заключении о новом издании.
Альманах «Моя Самара» создавался при финансовой поддержке Администрации городского округа Самара. Автором названия альманаха стал Александр Никифорович Завальный, за что мы ему очень благодарны. Оно понравилось всем без исключения — и людям культуры, и ответственным чиновникам.
А это означает только одно — попадание в десятку.
Прекрасный коллектив наших авторов, чьи имена говорят сами за себя, подарит всем любителям русской литературы и отечественной истории много счастливых минут. В добрый путь!

Экс-директор Самарского регионального отделения
Общероссийского Литературного сообщества (Литфонд),
главный редактор альманаха «Моя Самара»,
член Союза писателей России,
Д. В. Агалаков


Городские пейзажи Вагана Каркарьяна


Рецензии