qqq-33

В  ОБЩЕСТВЕ  МОЛОДЫХ  СТАРЫХ  ПНЕЙ

Едет нас столько же, как в прошлом году и почти тем же составом, вот только коллега «ушел в кусты», со мной «ашпирант». Ашпирант реально нужОн тут: у него зоркий (видеть мелкие надписи на радиодеталях) глаз, твердая рука (паять мелкие радиодетали) и холодная сдержанность (часами копаться в тырнете в поисках китайской схемы).

Поднять с насиженного и продавленного дивана народ очень трудно. Коллега ссылался на домашние хлопоты, расшатанные нервы после отсидки карантина в 21-м… и вообще, он уже ездил в прошлом году, пусть другие теперь. Ашпиранты мялись и тоже как-то туманно ссылались на хлопоты прошедшие и грядущие. Трухлявые пни молодые! Действительно, не понимаю их. На мой взгляд, за казенный кошт предоставляется возможность развлечься на целый месяц (самолетные и корабельные перелеты, море, архипелаг, вольные «чаепития и калибровки», тестирование мадеры и сотерна, прогулки по горам; виды, вкусы, впечатления). Ну да, поработать надо, так это же приходится делать и сидя в скучной лаборатории дома. А тут за поездку платят нехилые суточные заграничные. Но и на таких условиях не спешил народ соглашаться. Руководство даже выдало трехокладную премию еще до отъезда: за решительные и умелые действия по организации поездки! Т.е. не за результат, а только за намерения и сборы! Деньги народ принял, но рвения не добавил.

Новому руководству показалась подходящей схема пути как в прошлом году, и мы таким же путем едем и сейчас. Пересекаем границу, ночуем в хуторке, рано утром на колхозном самолетике, подбирая сонных хуторян по фьордам, прибываем в главный город округа, в полдень рейс, а там нас ждет буксир шахтерский.

Выяснено, что таможни суровы, копают и изымают все подозрительное. Причем, более усердствует родная, российская! Так они борются с вывозом предметов двойного назначения. Причем, толкуют это понятие широко. Ведь и нож может быть оружием обороны, значит, двойного назначения!!! А уж свинец, который применяется в пулях, безоговорочно стратегический матерьял! Наша таможня шмонала серьезно и долго, каждый блочок и приборчик доставали, смотрели, спрашивали назначение, скептически кривились – но пропускали. Та сторона, напротив, плевали на всю электронику и «железо», зато категорически изымали водку!!! Пиво и вино можно, а русская водка под санкциями – и капли не должно быть провезено! Причем, делалось это строго по правилам: протокол, опись изымаемого имущества (бутылок с водкой). Всегда и везде бывало: отобрали – все дела, гуляй. Оказалось, водка не должна оказаться на территории Евросоюза, и нам все бутылки с их содержимым вернут при возвращении! Но смысл! Водка нам нужна там, в России ее достаточно.

Потрошила буржуйка-полицайка мои сумки дотошно и до дна. Водку увидела еще на экране просвечивающего аппарата, достала сразу, а потом взялась за все прочее. Вскрывала пакеты, осматривала каждый сверток. Заявила, что провоз в мяса и продуктов из него запрещен, и тут же вытащила сало. От него такой дух пошел. «Что это?» - «Сало (fat).» Она в сомнении повертела и вернула на место! Логично: сало ведь не мясо! И даже не продукт из него. Удивила ее цветочная пыльца. Я ее покупаю постоянно, ем ложками: и витаминно, и вкусно. Взял я прилично пыльцы, чтобы не было цинги и авитаминоза, депрессии и ремиссии, а равно и нистагма. И она, и я знали это слово по-английски, так что назвать было нетрудно, но она не верила, что это собирают и едят! «Зачем? Наркотик?» - «Нет, витамины. Сразу весь набор, комплекс.» - «Это сильный аллерген, такое не едят!» - «Я ем, и все у нас лопают.» - «Кто делает (собирает)?» - «Пчелы» - «Специальные?» - «Да, особые.» (как добывают пыльцу, я на английском не способен объяснить, пусть будут «специальные пчелы») Она еще порассматривала пыльцу, потряхивая банку, дала понюхать собаке, но вернула на место.

Так мы оказались полностью лишены самой критичной валюты: водки. В отель заселяют с полдня, а мы уже в десять часов прибыли в их хуторок.  Два часа слонялись по хуторку-городку, который и сравнить-то не с чем: тысчонка жителей, хуторок на краю земли. Вынуждены были посетить все торговые центры. Интереса ради я смотрел на цены, сравнивая с прошлым годом. Мы все рьяно закупаем здешний кофе, признаваемый отличным и дешевым. В 21-м он был около 100 (разные марки немного различались) за кило. Теперь менее 160 нет ни одного вида кофе. О дороговизне и кризисе говорит и такой факт. В отеле в холле стоит кофе-машина, всякий вселяющийся и желающий мог подойти и задать ей сварить чашечку кофе. Бесплатно! Сейчас на кофе-машине прикреплена надпись: за кофе оплатите дежурному отеля. Вообще в нашей группе я самый способный по части аглицкого, переводил кругом по надобности. У меня проблема с пониманием говорящего, а сам я строчу на аглицком, хоть и с ошибками – самим мной осознаваемыми сразу после произнесения – бойко и неграмотно.

Рано утром, еще по темному, мы вылетели. Кроме нас летело еще двое! Не будь нас, их Dash-200 был бы пустым! Самолетик несильно приподнимался над землей, переваливал через горы и снова садился в очередном колхозе, подбирая еще одного сонного пассажира. В их колхозе Сёршессене село с десяток: с колясками, тазами!

Пилотами были двое мужиков, и они ленились. Сев, они стопорили веревкой только левый винт, который со стороны трапа, а с другой стороны оставляли так, а в прошлом году женщина-пилот точно следовала ТБ и крепила оба винта. Кроме того, попались, видимо, лихие потомки викингов, возможно, бывшие военные летчики. При развороте они резко и залихватски кренились до 30-40 градусов, при посадке пикировали. Может, с точки зрения точного значения термина это и не пикирование, но для пассажирского самолета снижение с наклоном носа в 15-20 градусов – экстремально. Самолет наклоняется вниз носом и несется к земле – как тут не вспомнить немца Андреаса (кажется, так), который намеренно спикировал в гору. В очередной раз пилот одновременно выполнил крутой разворот (с креном в 30 градусов) и пикирование, выправив самолет за пару секунд перед касанием колесами земли. Оно, конечно, интересно и необычно, но предупреждать бы стоило, мол, сейчас полетаем, как на истребителе. А то: самолет несется носом вниз, накренился так, что в иллюминатор видно землю прямо под собой – и чё думать?! В Сёршессене при посадке самолет не менее двух секунд катился по полосе только левым колесом, а правое висело в воздухе. Я сидел под крылом справа по борту и видел, что колесо с моей стороны еще не коснулось бетона и не крутится, а тряска и толчки самолета уже началась, будто он катится по полосе. Можно было бы допустить, что из-за бокового ветра пилот направляет самолет под углом к оси полосы, и только после надежного касания одним колесом выравнивает вектор скорости по оси полосы. Но стоял штиль по всему пути, даже малых волн во фьордах не было. А в конечном пункте, в столичном городе пилот сделал козла: после касания полосы самолет дважды подпрыгнул довольно высоко и чувствительно так грохнулся на бетон. Если пикирование со штопором еще можно списать на молодую и нерастраченную удаль, то за козла надавать по шее однозначно стОит! У меня остеохондроз, такие прыжки неприятны.

Будучи летаем, я всегда слежу за всеми манипуляциями пилотов с элементами самолета: понимая физику аэродинамических процессов, мне интересно наблюдать проявления разных мелких и удивительных явлений. Лопасти винта раскрашены, при  вращении получаются концентрические окружности разного цвета. Изменения шага винта (положения к набегающему потоку воздуха) вызывают игру оттенков этих колец. Заметил, что при резком изменении тяги эти концентрические кольца неспешно колышутся, будто завеса из тряпок колеблема ветром (в полете!); с одной стороны отклоняясь назад, а на противоположной – вперед. Продолжая наблюдать за колебаниями колец, приметил, что колеблются только внешние 2 кольца (т.е. кончики лопастей, не вся лопасть, меняет угол). Значит, происходят именно колебания лопасти вдоль оси вращения. (Если перенести это на летящий вертолет, чтобы лучше понял, то это выглядело бы, что концы лопастей изгибаются вверх-вниз, причем, слева, к примеру, вниз, а справа – вверх, а спереди и сзади лопасти ровные.) Представляешь, при таких-то нагрузках лопасти еще испытывают воздействие на изгиб!

Иногда при посадке, когда самолет выпускает закрылки, то в месте стыковки элерона и закрылка образуется, видимо, особое разрежение (или завихрение), падает адиабатически (резко) температура воздуха и (при подходящей влажности) происходит конденсация водяного пара: с крыла назад тянется тонкая струйка тумана. Так вот, подобный эффект происходил с винтом при посадке: с концов лопастей (возможно, одной лопасти с каким-то дефектом) срывалась такая струйка. Но лопасть описывает круг, так что образовывалась туманная трубка по размеру пропеллятора, тянущаяся назад. Красиво выглядит. Но молодые все проспали, им это неинтересно.

Кстати, винтовой самолет тормозит гораздо резче, чем турбинный. Боинг тоже включает турбину на реверс, но это слабо ощущается. Включение винта на реверс давало такое торможение, что без ремней точно бы сбросило с кресла.

Прилетев, мы побыли всего пару часов. Только отвезли нас в поселок в магазин. Продуктами мы запаслись еще в столичном городе, пока ждали, в тут нас интересовал магазин «Вин-монополь». Это единственный магазин на весь архипелаг, тем более, гарантированного качества и низких цен (беспошлинная зона). Все там затариваются, когда попадают сюда. Действует строгое правило: приезжим в месяц по литру крепкого (любого названия: коньяк, виски, джин и пр.). Но что русскому-то литр на месяц! Вино продается без ограничений, но его почему-то брать не любят. При оплате на кассе требуют посадочный талон, в котором ставится штамп «употреблён». Перед нами на кассе были двое местных, у них потребовали аусвайс (талоны). Нам же, видя, что мы русские и отправляемся далее (с рюкзаками и сумарями, явно не местные и не западные), продавец отпустил, не спрашивая талоны и не ограничивая в количестве. Свои непременно настучат, а русские только рады будут, что без ограничений продал.

Я крепкие напитки не люблю, взял вино: шабли, кьянти, сотерн. Вина дорогие и отличного качества, чего бы не посмаковать! Как прошлый раз: долгими полярными вечерами принять бокальчик шабли – оченно благотворно на синапсы действует и распоясывает фантазию. Калибровка с кьянти идет гораздо лучше!

Ранее мы добирались на любых попутках: катерах, вертолетах, прогулочных катамаранах. Ныне прогулочно-туристические катера отказываются возить русских. Это не государственное решение, а лично владельца этих катеров. Так что пришел за нами буксирочек, единственно имеющийся в порту и выполняющий технические дела – вроде маневрового тепловоза на станции. На нем небольшая щелястая кабинка для (машиниста?) (водителя?) рулевого и четыре места для сидения. Остальная палуба – стальная площадка для размещения грузов, кран и лебедка на корме. Вот и весь этот самый… такелаж. Нам повезло снова. Стоял такой штиль, что море было как масляное: никакой ряби на воде, только пологие, медленные и гладкие волны. Совсем невысокие. При таком штиле вода красивая: густо-темно-синяя, чуть с зеленцой. Кораблик тарахтел и шустро бежал, а температура около нуля, на палубе долго не выстоишь. Набились в рубку два на три метра все 12 человек, не считая капитана, он же рулевой, он же моторист! Когда ему нужно было что-то сделать на палубе, он бросал штурвал и выходил. При этом кораблик начинал описывать долгую дугу. Море широко, берега далеко, так что мы не вмешивались, раз капитан не попросил.


Рецензии