Савары албанские

---
     Савары приняли важное участие в складывании азербайджанского языка вместе с древнетюркскими племенами, хотя сами были много древнее и имели собственную лексику, идущую ещё с дотюркских времён, ирано-арийских.
     Савары присутствовали среди поздних мигрантов в Закавказье, местных племён, коих историки называли киммерийцами, искутами, саками, шедшими со стороны Мидии, Манны, Атропатены, Кавказской Албании. Последнюю такую миграцию историки наблюдали в 7-8 века по Рождеству Христову.
---
     Были савары на территории Кавказской Албании и в Первое Средневековье среди в основном тюркских племён с Северного Кавказа и с Иранского Нагорья. В это время они присутствовали среди отрядов переселенцев гуннов, кангаров, печенегов, кипчаков, булгар, оранцев, чулов, хазар.
     Савары, как самостоятельная племенная единица, приходили на территорию будущего Азербайджана и в начале Новых Веков, передав азербайджанскому языку такую лексическую единицу, как «ар», то есть сильный, мужчина, крепкий, по всей видимости ирано-арийского происхождения, но принесенную уже тюркоязычными саварами.
---
     Савары поучаствовали в образовании таких населённых пунктов в Древней Албании, как Савалан (впервые упоминается под 479-м годом в Иранском Азербайджане); Саварабад-Бала (впервые упоминается под 351-м годом); Саварабад-Паин (впервые упоминается под 351-м годом); Саваран (впервые упоминается под 351-м годом); Савардийа (впервые упоминается под 129-м годом); Савар-Калате (впервые упоминается под 351-м годом); Саварчи (впервые упоминается под 35-м годом); также Биле-Сувар (начало Новых веков).
---
     По поводу тюркоязычного происхождения азербайджанских этнонимов, полученных от болгар, савар, сабир и сувар современные исследователи высказывают сомнения, полагая, что они имеют более древнее происхождение, задолго до тюркской миграции, несмотря на то, что тюркская миграция захватила также и савар.
     Топоним Шаберан в Кавказской Албании, который упоминается в арабских описаниях событий 7-го века по Рождеству Христову, намекает на то, что савары обитали в Северо-восточной Кавказской Албании ещё в 4-м веке, когда здесь использовалась преимущественно ирано-арийская лексика, имевшей своим первоначальным происхождением ирано-арийские племена с Южных предгорий Урала, среди которых были и будущие булгаро-савиры, а ещё ранее персидские племена конца 1-го тысячелетия до Рождества Христова с индоиранской лексикой, которые нашли на земле Шаберана савир, булгар, шаврано-саваров со сходной лексикой.
---
     Только с первых веков по Рождеству Христову в Кавказской Албании появляются савиры и булгары тюркоязычной лексики. Шли они в составе гуннов, кангаров, печенегов, хурсов, катаков, чулов, шамаков, аранов, тертеров, кергилов. Согласно Истории Албан это было время правления парфянского царя Валаршака, он же Тиридат. Моисей Каланкатуйский обозначил эти новые племена как народы Севера, видимо именно савиры были в то время толмачами для гуннских воевод в среде коренных жителей.
---
     Птолемей, писавший во 2-м веке по Рождеству Христову, также отмечает важную роль савар в этой тюркоязычной миграции, отмечая их присутствие почти во всех событиях в Кавказской Албании в то время. О том же сообщали в 5-м веке Плиний и Тит-Ливий.
+++++++++++++++++++++


Рецензии