Сабарда

---
     Сабарда.
     Страна, также река в бассейне реки Камы.
     Персидские летописи упоминают страну Субар-ки как землю Сабарды, Сабира и Матиены, Мада (Мадьяр).
---
     Геродот называет их Сапир, Сабир, а также Макр или Магар и Матиена, имя в виду мадьяр.
     Вернадский отмечает, что в начале 5-го века по Рождеству Христову поблизости от утигуров и кутригуров, одних из крупнейших гуннских орд, мигрировала ещё одна крупная орда, которую историки называли сабероями, саварами и савирами. Мигрировала Саварская орда по Предгорьям Северного Кавказа. При этом историк Вернадский выделяет савир, как распространившими свою власть и на мадьяр угорского происхождения, сюда пришли много позже савир, только во второй половине 5-го века Новой Эры со стороны Среднего Урала.
---
     Мадьяры, хотя и находились в пределах савирской орды, были носителями совершенно иной социокультуры, что в последствии вылилось в ряд конфликтов, один из которых запечатлён в развалинах Правобережного Саркела, города Хазарии. Тогда мадьяры неожиданно напали на этот город в первой половине 9-го века, когда савирский отряд, квартировавшийся здесь, был в походе. С этого времени историки больше не смешивали савир и хазар с мадьярами, а сами мадьяры ушли на Запад, где основали нынешнюю Венгрию.
     Кстати и ныне в Венгрии есть поселения, где преимущественно живут савиры, осетины и булгары. Их немного, но они есть, подтверждая культурно-историческую общность этих народов, несмотря на то, что они имеют различное социокультурное и генокультурное происхождение, а их места исхода остались друг от друг от друга.
---
     Мадьяр часто называли в их ранних булгаро-угорских походах вместе с савирами. Мадьяр называли вместе с савирами и в ранние века Новой Эры в их миграциях в составе Тюркского Каганата, позже в составе Гуннской Орды, Хазарского Каганата. Однако это были племена разного этнического происхождения: мадьяры сформировались в финно-горской социокультурной среде, савиры появились в эпоху ирано-арийской миграции зороастрийского типа начала 1-го тысячелетия до Рождества Христова, а, возможно, и ещё раньше.


Рецензии