Знание

Знание есть результат творческой деятельности человека, единство фор­мы (вопроса) и содержания (ответа). Знание – отображение реальности и ее законов в понятиях, принципах, закономерностях, образующих систему знаниевых инструментов, где инструментами знания являются мировоззрение – теория – техно­логия – проект – система.
_______________________________________
Знание
Knowledge, ;;

Общее значение слова – новые сведения как результат познавательной деятельности человека. Эти сведения могут образовать знание обыденное ("здравый смысл") и научное, практическое и теоретическое. Каждый вид экономического знания играет особую и незаменимую роль в экономике, бизнесе, управлении. Даже казалось бы простейшее обыденное знание. Оно формирует экономику "здравого смысла" (в английском языке commonplace economics или conventional economics), которая является важнейшая составляющая экономического знания и в наши дни, и которая была доминирующей вплоть до первой трети двадцатого века.

Слово имеет исконно славянскую этимологию (старославянское "знатель"). Индоевропейские истоки слова ведут к gen - рождаться. Этимология слова подчеркивает такой неотъемлемый атрибут знания как новизна. Английское knowledge своими корнями пересекается со словом can - быть в состоянии, мочь. Это подчеркивает такую характеристику знания как его преобразующее начало и ставит вопрос о знании как факторе экономического роста.

Как фактор экономического роста знание рассматривается в двух аспектах: инженерно-технологическом и институционально-информационном. Первый аспект – это знания технологии и техники, то есть "ноу-хау". Когда говорят о разрыве в уровне знаний между странами, то подразумевают именно этот аспект. Институционально-информационный аспект – это знания свойств или качеств того, что составляет экономическую картину мира: явлений, процессов, институтов.

Можно ли количественно оценить роль знаний как фактора экономического роста?

Напрямую рассчитать воздействие знаний на экономический рост невозможно. Воздействие рассчитывается косвенно, – к вкладу знаний относят ту часть прироста, которая не может быть объяснена накоплением видимых факторов, прежде всего капитала и труда. Остаток в расчетах, необъясняемый этими факторами относят к росту их продуктивности, то есть к их более "умному", благодаря знаниям, использованию. Этот остаток называют остатком Солоу в честь автора методики соответствующих расчетов. Иногда этот остаток называют мерой нашего невежества, потому что он представляет собой то, что мы не можем объяснить.

Знание предполагает образование. Но автоматический "перелив" образования в знания не возможен. Образование трансформируется в знания как фактор экономического роста только в условиях открытой экономики и демократического устройства общества. В качестве примера можно привести бывший Советский Союз. Его население было высокообразованным, уровень грамотности приближался к 100 процентной отметке. Однако из-за политической и экономической закрытости страны, ограничений на прямые зарубежные инвестиции, международную миграцию труда и международное сотрудничество работники и управленцы не могла принимать, адаптировать и развивать новейшие знания в их инженерно-технологическом и институционально-информационном аспектах. Это была страна высокообразованных, но не знающих людей.


Рецензии