Мысли на заметку. 29 июля 2013 года

       Утром проснулся, помылся и обрезал деревья. Читал в ванне о Шекспире на английском. Ничего о нём неизвестно, а что уж говорить об Иисусе. И о фактах биографии спорить не имеет никакого смысла в обоих случаях, а о том, что он для нас, спорить можно, потому что только это важно. Но и там, и там мы имеем дело с мифами. И получается Иисус такой, какого хотят видеть, какой нужен людям. И Шекспир — тоже.
       _________________

       Это пустяки, а думал и о чём-то важном и хотел записать, но забыл.
       _________________

       Вспомнил. Я, как резал сучья, думал о том, что я мыслю, что-то открываю для себя, записываю эти открытия мышления — и забываю их. Меня какая-то мысль поражает, а через несколько часов я могу и не вспомнить о ней, даже если пытаюсь вспомнить. Что уж говорить о мыслях чужих людей. Но на самом деле это не так: количество переходит в качество, без мыслей 10-летней давности не было бы теперешних мыслей. А самое главное, я посредством мысли двигаюсь; и это движение не во времени и не в пространстве, это движение сущностное.
       _________________

       И это ещё раз доказывает, что наше знание носит отрицательный характер: что узнал, то откусил и переработал, и испражнился. (Цинично, но верно.)
       _________________

       Мысли можно не запоминать, но меняется всеохватывающее отношение. (Лучше всего, кстати, такое отношение удаётся выразить посредством литературы, не философии.)

       Философия нарабатывает то всеохватывающее отношение, которое позволяет создавать настоящую литературу. В настоящем писателе и важно это отношение, а не сюжет.
       _________________

       [...]  Не спал. Вечером прошлись до станции и кругом — обратно. С семечками. Жгли костёр в беседке. Потепление не наступает. В ночь фильм Фёклы Толстой о Толстых.
       _________________

       Всё думал о кантовской формуле пространства: это всеобщее, это такое целое, которое не является частью никакого другого целого. (Это в изложении Мамардашвили.)

       И то же самое в сущностном мире: Бог — это то целое, которое само не является частью никакого другого целого. Это то непространственное целое, которое не является частью другого целого.


Рецензии