Почему именно Шопен так нравился многим режиссёрам

   
    Безусловно, дорогой товарищ Эйрамджан, сажая за фортепьяно чудесных артистов, Михаила Державина и Марину Дюжеву в своём, наполненным скрытым оптимизмом фильме "Импотент", не требовал от артистов точного соблюдения "попадания по клавишам". Но та виртуозная удаль, наблюдаемая на экране при отвязном исполнении ими в "четыре руки" 3-ей части "Сонаты ре-минор, op. 31 №2 "Буря"" тов. Бетховена, во истину… впечатляет. Да и то, правда, чего изображать из себя "Рихтеров", когда "на дворе" 1996 год и всем точно не до "Тарковского".

Но вот, интересно, а как сам режиссёр Говорухин воспринимал отвязное  наигрывание Шараповым в "бандитской малине", весьма "залихватского" 2-го этюда Шопена (ор. 25, № 2, фа минор, presto)? Думаю, что при монтаже ему точно захотелось совместить "правду характера" с этим нежданно-блистательным  исполнением столь сложной композиции. Да и вправду, если вдуматься – пришедший с фронта разведчик, вдруг, не снимая пальто, легко "выдаёт" сию фортепьянную трель перед изумлённой героиней Валерии Заклунной. По признанию самого Говорухина, ему  случайно пришла в голову мысль накинуть "шараповское" одеяние на музыкального редактора Галину Бурименко, так как времени приглашать пианиста, уже не было. Как ни странно, но эта музыкальная феерия смотрится на экране чуть ли самым ярким моментом фильма. В отличие, кстати, от нелепого "парика" Джигарханяна (Горбатова), за который заслуженному артисту было стыдно ещё многие, многие годы… .
Понятно, что прославивший молодого Владимира Конкина многосерийный телефильм "Как закалялась сталь", снятого на киностудии им. Довженко в 1973 году, сегодня уже мало кто помнит. И тогда, ещё задолго до "шараповских наигрышей", режиссёр картины Николай Мащенко в эпизоде с приглашением Корчагиным симпатичной дворянки Тони Тумановой, дабы та сыграла перед  его друзьями, решил так же "обратиться" к Шопену. И вот, сидящая за фортепьяно на пленере героиня хорошенькой Натальи Сайко, начинает играть " фантазию-экспромт до-диез минор, op. 66". Вещица, надо отметить, по сложности не так и далека от предложенного  Говорухиным 6-ю годами позже, 2-го этюда". Правда, как и в "Месте встречи изменить нельзя", старательной барышне так же не дали доиграть Шопена до финала. Ну, не нравился всем этим слушателям предложенные произведения этого польского француза.
Помню, лет 15 тому назад в престижной интеллектуальной передаче на НТВ "Своя игра", знаменитые "художества Шарапова" отчего-то назвали "Революционным этюдом ор. 10, № 12 ре-минор".  И все … поверили. Но мы то сегодня знаем правду! Не так ли, господа-меломаны?!
Ну, и "вдогонку" хочется остановиться на "Оскароносном" фильме братьев Фаррелли "Зелёная книга". Эта история, как вы помните, снята по реальным событиям 1962 года, где знаменитый пианист Дон Ширли едет в южные штаты Америки, дабы поиграть перед местной публикой на обязательном "Steinway & Sons". Музыкант едет на голубом "Кадиллаке" по стране и наигрывает со своими русскими партнёрами "не пойми что". Однако на самую концовку картины режиссёры "припасли" ярчайший "этюд Шопена No. 11 ля минор, Op. 25.", который реально впечатляет.
Во всех этих фильмах немного удивляет "привязанность" авторов к этому знаменитому польскому композитору. Но ведь "крутые" фортепьянные темы есть и у Листа, Рахманинова и … роскошного Владимира Шаинского. Правда, последний родился несколько позже, предлагаемых в этих лентах, событий.
Но наш Шарапов, как ни крути, самый неожиданный и … одарённый!!!


Рецензии
Большое спасибо, уважаемый Алексей за познавательную для меня публикацию, прочитала с большим интересом.
----------
С уважением.

Александра Вежливая   02.04.2023 19:02     Заявить о нарушении
Вам, Александра, спасибо ЧТО читаете...
А Шопен, как выбор режиссёров, довольно странен в смысле сложности.. Но, ВИДИМО, им это и нравится)))

Станов Алексей   05.04.2023 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.