Сяньбийское tag и tagnar

Сяньбийское TAG и TAGNAR

В парамонгольском сяньбийском языке TAG "страна", но TAGNAR "горы".

Эта ситуация нас озадачиваеь, так как "-нар" это одно из халха-монг. показателей множественности. Если к ТАГ "страна" добавляется "-нар", то это должно означать "страны", а не "горы". Отсюда следует, что в сяньбийском ТАГ должно было кроме основного "страна" должно было иметь и дополнительное "гора", иначе непонятен механизм образования нового значения "горы" с помощью показателя множ. числа "-нар" (ср. арм. "-нер", лезг. "-яр, -ар" и ав "-ал".

Единственными, кто мог иметь схожий с совр. аварским показатель множ. числа явл. Зап.Хуа китайских хроник, известные как HOA (народ Хоал/Хоалиты, также Хвалынское море - Каспий).

В китайских источниках некие "зап. хоа" ушли в страну KUA-LA-ZIMU и KUA-LIKIA. Первое- Хорезм (Хвар-зам), второе неизвестно, но некоторые китайские исследователи высказывали предположение, что под этим названием могла скрываться "Лекия" (Дагhестан).

В зап. историографии Хоал и Эбодало/Эптла Хионо (гунны-эфталиты) проходят по категории The HUA/HOA-HUNS. То же самое можно прочитать в Британской Энциклопедии: политическим именем эфталитов в иранских пределах явл. HOA, HOA-TUN.

Мы полагаем, что ХОАЛИКИЯ - это ХОАЛ, т.е. самые от которых в русских летописях Каспий упоминается как "Море Хвалынское".

Хьванал и Гъванал - это та самая группировка хонов,к которым в своё время примкнули предки современных андийцев, поэтому они так себя до сих пор называют. Здесь мы также видим сочетание X'W-ON/X'WAN (HOA,HUA).

В античных истчниках в период упоминания ими SERBI (сяньбийцы-парамонголы) от отрогов Кавказских гор до Волги, примерно в районе Центр. Сев. Кавказа ими зафиксировано и племя АПАРТЫ. Это племя нам знакомо по апарнам Дахистана (парфянство вост. Веркана-Прикаспия) и апаритам Кабулистана (Афганистан)

Изначальный язык апарнов неизвестен, предпологается, что он был восточноиранским, но на первом плане у апарнов всё же был арамейский, затем они переселившись на северо-запад Ирана перешли уже западноиранский, при этом вся их верхушка предпочитала общение на древнегреческом, придерживалось древнегреческой культуры, чем злили персов.

Их иранское обозначение как АПАРНАК и АПАРАК вызывает однако удивление, потому что суффикс "-нак" во всех иранских языках представлен лишь в пушту и то в одном арабском по происхождению слове - ХАТАРНАК "опасный". Этот суффик вообще не характерен на иранских языков, поэтому возникает вопрос, а не являлись ли апарнак всё же АПАРНАР в оформлении сяньбийского и халха-монг. показателя множественного числа? И не могло ли быть вообще, что это ОБАРЕНЕР и АПАРНАР? Первый вариант - армянский, а второй - парамонгольский.


Рецензии