Для чего КПСС нашла в СССР новые классы?

ОТВЕТ:

Ответ не требует глубокомысленных рассуждений и находится на поверхности. С переходом от отношений частной собственности к отношениям общественной собственности исчезает причина деления общества на классы. А также исчезает и основа существования отстаивающих интересы своего класса политических партий. Для отстаивания классовых интересов политические партии и создаются. Основатели научного коммунизма Маркс и Энгельс такой, порождаемый классовой теорией очевидный вывод, об исчезновении в коммунистическом обществе вместе с классами их политических партий,  даже не считали нужным кому-то описывать.

Следуя теории, по которой строился коммунизм в СССР, в связи с утверждением в конституции социалистической системы хозяйства на основе социалистической собственности, нужно было в этой конституции так же указать о бесклассовом характере установившихся в СССР общественных отношений.  Но в таких бесклассовых однородных отношениях нет оправдания партийной обособленности. Заявление об устранении классов требует и заявления о ликвидации существующих классовых партий. Но в сложившихся исторических условиях самоликвидация ВКП(б) была бы ни только самоубийством партии, но и убийством Советского государства.

Вторая мировая война уже разгоралась в Азии и до начала её в Европе оставалось три года. О том, что в предстоящей войне СССР не избежать военной агрессии было очевидно и страна на протяжении многих лет к войне ускоренно готовилась.
 
Коммунистическая партия в качестве классового пролетарского авангарда занимаясь подбором и расстановкой кадров выстроила в СССР тотально идеализированную и полностью подконтрольную себе государственную и хозяйственную власть. В Советах в среде депутатов главенствовала одна сплочённая партийной дисциплиной группировка. Для депутата – члена партии приоритетным было навязывание другим депутатам и продвижение заранее принятых решений руководящих органов партии.

В структурах государственной власти и в важнейших звеньях экономики среди их работников находились и партийные, которые оценивали деятельность государственных и хозяйственных структур на соответствие «линии партии».  В силу уставного принципа демократического централизма члены партии где бы ни работали, обязаны были исполнять сами и требовать от других исполнения всех принятых руководящими партийными органами решений. Иначе они исключались из партии и, через других представителей партии в государственной и хозяйственной структуре, их отстраняли от руководящей должности.

Совместная деятельность беспартийных депутатов Советских органов власти не была такой сплочённой и централизованной как у партийных. Ответственность хозяйственных руководителей за невыполнение или неудовлетворительное выполнение производственного задания в рамках правовой системы не могла рассматриваться так же оперативно и жёстко как в партийной системе управления. А главное, - в хозяйственных структурах власти главенствовали отраслевые интересы. Для партийной системы не требовалось длительных межведомственных согласований и оформления вороха бумаг.

Например, чтобы освободить срочно требующиеся, но застрявшие на разгрузке железнодорожные вагоны, необходимые для выполнения стоящей перед областным руководством общей задачи, достаточно было устного распоряжения секретаря райкома или обкома директорам предприятий о выделении необходимого количества людей и техники, стоящей в ведомственном хозяйстве в данный момент без дела. Почти все хозяйственные руководители района и области были членами областной партийной организации и как члены партии обязаны были исполнять партийные указания. Причём в случае срыва работы какого-то завода из-за такого распоряжения секретарь так же нёс свой груз партийной ответственности. Но он обладал всей необходимой информацией и отвечал за состояние дел во всех хозяйственных подразделениях на всей территории области и в отличие от ведомственных руководителей мог определить приоритеты и оценить общую пользу, по сравнению с ведомственным ущербом.

Такое партийное воздействие на работу государственных и хозяйственных органов власти не было юридически узаконено.  Это реальный пример уничтожения роли государства как государства и замещения его иной системой управления материальной жизнью общества.

Если бы исходя из догматического следования теории марксизма исторически сложившуюся в СССР надгосударственную партийную сверх власть ликвидировали, если бы партийный стержень из системы государственного управления перед предстоящей войной вынули, то это могло привести к катастрофе. Потому возникла необходимость найти новый класс под видом дальнейшего развития марксистской классовой теории. Обосновать дополнение теории новой реальностью, сложившейся при построении социализма. 

Поскольку основными поставщиками наёмного труда капиталу являлись люди рабочих профессий и в отличие от классовых различий профессиональные отличия в Советской стране никуда не делись, то объявление этой большой социальной группы новым классом, «подобного которому не знала ещё история человечества» (разумеется, и классики не знали), возвращало основание для существования партии рабочего класса уже при социализме. Появилось новое основание для существования ВКП(б) переименованной впоследствии (1952г.) в КПСС.

В Конституции 1936г. впервые обозначена роль и место коммунистической партии в Социалистическом государстве. Коммунистическая партия упомянута в главе 10 «Основные права и обязанности граждан». В этой главе утверждено право на получение гарантированной работы с оплатой труда, 7-ми часовой рабочий день, бесплатность образования. Тут указано, что гарантируется законом свобода слова, свобода печати, свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций и другие права советских граждан.

В статье 126, этой же главы говорится что «в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные..., а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся…».

Единственно что выделяет в этой главе конституции партию из других перечисленных общественных организаций это последующая запись, что партия представляется, как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Но, обращаю внимание на то, что ядром партия в конституции обозначена в ПРАВЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ в указанной форме в рамках её «самодеятельности и политической активности» и никакими другими особыми правами по сравнению с перечисленными в статье общественными организациями коммунистическая партия в той конституции не наделена.

После победы в Отечественной войне 1941-45гг., после создания в СССР ракетно-ядерного оружия в сопоставимом с общим его количеством во всех других капиталистических странах вместе взятых, угроза военной агрессии была снята. К шестидесятым годам уже бесклассовому обществу (по Марксу) сплочённому в период войны, партийный поводырь и надзиратель больше не требовался. Народовластие без проблем можно было осуществлять без посредников.

Стало возможно систему управления общественной жизнью перестроить в соответствии с идеей общинного, то есть коммунистического взаимодействия людей. Выстроить взаимодействие, при котором все граждане страны всё решают сообща. Когда в обществе не выделяется закрытая для членства в ней особо ограниченная элитарная группа людей, члены которой сами решают кого в партию принимать, а кого нет. Которые при этом через своих представителей в органах государственной власти, используют государство как пожелает узкий круг партийных руководителей.

Партию следовало преобразовать в рядовую общественную организацию, что создаются по интересам. Преобразовать в организацию, открытую для вступления в неё любого приверженца развития коммунистической теории и исследования соответствия повседневной практики этой теории. Открытую для вступления в неё на равных правах людей любых профессий.

Ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных такая идеологизированная организация должна становится не через целенаправленную расстановку кадров на ключевые государственные должности и дисциплинарное принуждение их к действиям по навязыванию государственной власти своих решений, а через завоевание в обществе авторитета каждым представителем этой организации во всех сферах их профессиональной деятельности. Каждый такой человек должен без постороннего давления сам принимать соответствующие его коммунистическому убеждению решения и убеждать в правильности такого решения других.

Такое преобразование сложившейся в СССР надгосударственной партийной сверх власти в самодеятельную открытую для всех общественную организацию могло сформировать новую без государственную форму управления общественной жизнью и полностью заместить представительную республиканскую советскую власть общинным самоуправлением. Сформировать форму управления при котором к исполнению принятых решений принуждает не закон и правоохранительная принудительная система государственной власти, а непререкаемый авторитет совместно найденного решения и авторитет общественных лидеров, заработанный в совместных действиях. 

Такое преобразование могло произойти. Но в СССР реформа политической системы двинулись в прямо противоположную сторону. КПСС поступила ровно наоборот. КПСС правовым актом вписала себя в структуру государственной власти. КПСС утвердила своё право на управление внутренней и внешней политикой СССР и всей общественной жизнью страны как юридическую норму, принуждающую к её исполнению силой закона.
 
В основном законе страны – в Конституции 1977 г. описание роли партии из раздела о конституционных правах граждан, из их права на самодеятельное объединение в общественные организации, дополненного изложением сложившихся особенностей этого партийного объединения, подняли в главу 1.  Партию из перечня общественных организаций в новой конституции переместили в структуру политической власти.

В главе 1 - «Политическая система» в статье 2 говорится, что Советы   народных депутатов, составляют политическую основу СССР, а в статье 6, продолжающей конституционное описание политической системы, указана руководящая и направляющей роль КПСС относительно политической основы в форме Советов. То есть руководящая роль КПСС в советской основе стала правовой нормой, юридическим правом. А в прежней Конституции 1936 г. наличие руководящего ядра описывалось всего лишь как возникшее явление вследствие организационной самодеятельности. Без наделения этого партийного ядра какими-либо правами.
 
В Конституции 1977 г.  указывается, какими именно правами обладает партия в данной политической системе - «определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит   деятельностью народа, придает планомерный научно обоснованный характер движению к коммунизму».

В прежней конституции партия просто обозначена в перечне общественных организаций. В новой определяется правовое положение КПСС в политической системе, более весомое, чем просто право существования. Это разные вещи. Конституция 1936 г. не добавила ничего нового, к тому, чем обладала партия, ставшая передовым отрядом трудящихся по факту нахождения коммунистов в первых рядах политической классовой борьбы. Конституция 1977 г. сделала юридическим правом то, чего добивалась ВКП(б) наращиванием своего авторитета в обществе и в его организационных структурах.

Это как в случае с лидером партии.  Сталин согласно Устава (партийного закона) был одним из равных друг другу секретарей ЦК, одним из равных членов Политбюро. Лидирующее положение он занимал благодаря своему авторитету. Но когда после смерти Сталина ввели должность Первого секретаря ЦК КПСС, а затем при Брежневе – в Уставе появилась должность Генеральный секретарь, то лидирующее положение стало определяться занимаемой должностью, а не завоёванным уважением. Право быть первым из неформального превратилось в формальное, в уставное право. 

Демократический централизм как главный принцип внутрипартийных отношений существовавший со времени ленинского лидерства и записанный в уставе полагает движение инициативы коммунистов снизу-вверх. Бюрократический централизм наоборот движет инициативу сверху вниз. На руководящие партийные должности в КПСС стало допустимо избирать лишь тех, кого рекомендовали или согласовали «сверху». Партия деградировала в бюрократическую структуру.
 
КПСС позиционировала себя как всё знающая, пекущаяся о нуждах рабочего класса руководящая и направляющая сила. Но по сути партия превратилась в закрытое элитарное образование, которое потеряло в народе всякое уважение. В коммунистическую партию, стоящую над государственной властью, формирующую номенклатуру государственных и хозяйственных должностей и устанавливающую порядок их замещения, вступали уже не по идейным соображениям, а за карьерным и материальным благополучием.

После осуждения «сталинских репрессий» прежние механизмы самоочищения правящей партии и «социальные лифты», поднимавшие к руководству отраслями производства молодых талантливых организаторов, перестали работать. В руководстве властвующей партии оказались люди, не понимающие свой народ, не понимающие суть коммунистической экономики, не понимающие суть нового общественного устройства и те, кто ставил своей целью коммунистическое устройство страны уничтожить.
 
В этом своем анти-марксизме, зазнайстве, и амбициях КПСС стала деградировать в само воспроизводящую себя в высшем руководстве партии и страны бессменную элитарную группировку. Эта руководящая и направляющая немощность советского общества, это загнивающее ядро его политической системы сделало экономику плохо управляемой, плохо контролируемой. Её республиканское и областное руководство погрязло в коррупции, в разбазаривании общественных богатств.
 
Как закономерный финал - на 28 съезде КПСС партийные делегаты одобрили перевод СССР на рыночные отношения частной собственности. Несмотря на все публичные клятвы в верности идеи коммунизма, она была предана. По факту принятых решений, КПСС превратилась в партию антикоммунистов. По сути социализм и Советский Союз уничтожила КПСС.


Рецензии