Охота на немецких асов - 1
В нашей статье мы расскажем про двух советских асов, которые образовали блестящий боевой тандем. И характерным приёмом этих асов были внезапные атаки с вертикалей, причём использовали они весь арсенал немецких асов: использование облачности, световую завесу, атаки по ведущим групп. Любопытно, что летали асы не на "Кобрах", которые создавались именно с расчётом на подобные бои, а на "Яках", которые были созданы именно с расчётом на бои на виражах, пикировали же плохо. Звали этих отважных охотников Иван Никитович Табаков и Шалва Несторович Кирия.
Кирия - грузин, из простой крестьянской семьи. Родился он в 1911 году. В начале тридцатых он служил в кавалерии, но в 35 году он решил оседлать крылатого коня. Только служил он не пилотом, а штурманом. Войну встретил на СБ, пережил страшные бои начала Войны, хотя был сбит в одном из боев и тяжело ранен. Но в 42 году решил переучиться на истребитель, и с весны 43 года влился в состав 427-го иап.
Табаков был на 11 лет моложе. Он родился в городе воинской славы - Малоярославце. Он сразу начал службу в авиации, воевал с 42 года. Но первые победы он одержал в 43 году.
Командиром полка был Якименко Антон Дмитриевич - жёсткий, требовательный человек, который даже был снят в 44 году с должности за излишнюю жёсткость. Однако это был настоящий боевой командир: он терпеть не мог бравурных реляций, когда пилоты завышали результаты своих действий. Мог устроить разнос, если пилоты выполняли задание плохо. Зато все знали: если ребята Якименко сопровождают "Илы", то "мессера" к ним не прорвутся. Некоторые асы, став командирами, прекращали активно ходить на задания. Якименко был не таков. Он всегда был в числе первых в бою, брал на себя самую опасную работу. Тактика немцев ему нравилась, и он учил своих бить немцев немецкими же методами. Он и выковал эту грозную пару.
В первый день Курской битвы Кирия возвращался с задания по патрулированию в качестве ведомого штурмана 427-го иап, Зотова Андрея Ивановича. Шли на большой высоте: именно к этому приучал своих подчинённых Якименко. И заметили пару бф-109, которые охотились в тылу советских войск.
Зотов отдал приказ атаковать. Кирия, смелый и порывистый человек, ещё не имевший побед на счету, выбрал в качестве цели ведущего пары и, опережая Зотова, пошёл в атаку. Стремительно с пике он обрушился на врага и с одной очереди снял его с неба. Однако тут же, откуда ни возьмись, выскочила из облаков ещё одна четверка бф-109. Кирия, уходя от атак новых врагов, совсем оторвался от Зотова, тот его потерял из виду. А опытные немецкие волки насели на Кирию плотно. Им удалось поджечь самолёт Кирии. Он, однако, на горящем самолете атаковал одного из немцев, самого настырного, и сбил его. Отвязавшись от надоедливых врагов, он смог посадить самолёт на вынужденную и только тут понял, что был ранен в ходе боя.
Кирии по итогам боя засчитали три победы, основываясь на данных наземных наблюдателей. Сам он видел падение только двух самолётов. Начало карьеры, в общем, яркое: хет-трик из истребителей и ранение.
Самое интересное, что этот хет-трик подтверждается немецкими данными. Первой атакой ас сбил одного из лучших асов 8 отряда JG52 унтер-офицера Карла Шумахера. Этот ас имел свыше 50 побед на счету (данные в разных источниках о точном количестве побед немного разнятся). Кирия поймал аса на внезапную атаку, которые столько раз проводил сам Шумахер. Немец был ранен, тем не менее спасся с парашютом и три дня добирался до своих.
Гоняли же его пилоты JG3, которые, вероятно, оказались в этом районе случайно, а не намеренно прикрывали пару Шумахера. Одним из сбитых был хауптманн Лео Эггерс, ни больше ни меньше начальник штаба III группы "удетовцев". Правда, последнюю свою победу он одержал ещё в 40 году. Видать, штабисту захотелось поохотиться. Он в итоге погиб. А на уже горящем самолете Кирия атаковал ещё одного начинающего аса - пилота 8 отряда Хайнца Людтке. Он уже имел 7 побед на счету и не против был ещё пополнить счёт. В JG3 служило два брата Людтке, оба асы. Ровно месяц назад погиб Хорст Людтке, имевший 17 побед. Хайнц в бою был ранен, но смог спастись, однако добраться до своих он уже не смог - попал в плен.
Кирия, проведя столь замечательный бой, тоже выбыл примерно на месяц. Табаков же на Дуге стал настоящим асом. Шестого числа он одержал три победы. Причём сбил два бф-109. В обоих случаях будущего аса пытались атаковать бф-109, но внимательный Табаков всякий раз успевал уйти от атаки, прятался в облачность и затем, используя облако как укрытие, атаковал врага внезапно. Правда, в тот день в прицел Табакова попадали не асы, а простые пилоты.
9 августа ас поучаствовал в успешном бою, где лётчики полка, используя высоту и внезапность, сбили два самолёта из состава 3 отряда JG52. Погибли пилоты Вернер Манц и Эрнст Грюнерт, оба имевшие победы на счету. Сам ас заявил в том бою фв-190, скорее всего ошибочно: фв-190 в районе Прохоровки не воевали. Но примечательно, что лётчик снова применил внезапную атаку.
14 августа в прицел аса попала уже добыча крупная. Пилот в составе четверки совершал вылет в районе южнее Прохоровки. Патрулируя, он заметил пару бф-109, которые шли на средней высоте. Пилот не стал проводить атаку с вертикали. Вместо этого он осторожно подкрался сзади практически вплотную и открыл огонь. Один из бф-109 был сбит, второй поспешил скрыться в облаках.
По немецким данным, примерно в этом районе в составе пары вылет на разведку совершал командир III группы Вольфганг Эвальд. Он был ещё и опытным асом, имел 78 побед на счету. Обратно вернулся только его ведомый, который доложил, что Эвальд был сбит огнём ЗА. Ещё бы: ведомый атаку проспал. Немцы всегда охотно списывали потери асов на огонь ЗА, отказ двигателя, столкновение в воздухе и другие причины. Так произошло и в этот раз. Официально было признано, что Эвальд сбит ЗА. Он спасся с парашютом и попал в плен. Но совпадение места и обстоятельств (точное время нам не удалось установить) позволяет нам утверждать, что Эвальда сбил именно Табаков. Кроме того, идущую на средней высоте пару бф-109 сбить огнём ЗА было весьма затруднительно.
Кирия в августе вернулся в строй и начал пополнять счет. Он уже довел до совершенства свою тактику: забравшись повыше, атаковал самого опасного из противников. Уже тогда он и Табаков часто ходили на задания вместе.
7 августа 43 года в районе Микояновка Кирия в составе группы прикрывал боевые порядки. Были обнаружены самолёты врага, которые прикрывали hs-129, корректировщик. Пока шёл ожесточённый бой, Кирия, мигом сориентировавшись, набрал высоту и с пике атаковал один из самолетов врага, опознанный им ошибочно как фв-190. Непонятно почему, но и Табаков, и Кирия часто видели фв-190 там, где их не было. Это, конечно же, не укор асам, поскольку в бою рассматривать врага некогда. Немцы тоже часто путали типы, даже Яки с Ла-5, хотя их спутать непросто.
Как бы то ни было, атака оказалась очень удачной: Кирия, можно сказать, одной атакой прихлопнул двух, так как подбитый им истребитель врезался в другой бф-109. Сам Кирия этого столкновения не наблюдал. Один из пилотов погиб, это был фельдфебель Хайнц Куртен из 7 отряда JG52, на счету его было 15 побед, а второй пилот сумел посадить искореженный самолёт на брюхо (для прыжка с парашютом высота была мала).
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №223032501408