Арбат. II. Сила искусства

          О СИЛЕ ОБРАЗА


    На Арбате, точнее - в Театре Вахтангова, в середине 90-х наша студия снимала фильм по легендарному спектаклю «Без вины виноватые» в постановке Петра Фоменко.
   
    В плеяде великих актеров восхищала своей неповторимой игрой и правдой перевоплощения Алла Казанская. В свои уже немолодые годы она прекрасно выглядела, следила за модой, любила украшения и знала в них толк. В фильме она играла роль старухи Галчихи - просто загляденье: вся всклокоченная, в чёрных лохмотьях, каких-то поддёвках, страшных мужских башмаках, как будто только вышла из городских трущоб ХIХ века. 

    В один из съемочных дней в фойе театра обосновал свои выездные витрины ювелирный магазин. Надежно и удобно – публика понимающая, солидная, абы кого нет. И вдруг вижу, как через ступеньки на второй этаж к нашей группе бежит растерянная продавщица магазинчика и срывающимся голосом просит ей помочь. Я бегу с ней к витринам, по дороге она рассказывает, что ее хотят ограбить: какая-то бомжиха, невесть откуда взялась, меряет дорогие украшения, подозрительно оглядывается и кому-то подает сигналы – целая шайка. Когда я увидел христарадную Галчиху в роли покупателя, я успокоил бедную женщину. Просто Алла Александровна в перерыве съёмок пошла посмотреть драгоценные изделия, как была, в лохмотьях. Потом, в курилке, она рассказала, что поздно поняла, что её внешний вид сильно напрягает продавщицу – но куда уже деваться, и стала украдкой наблюдать за её реакцией.  «А я вошла в роль! Я в образе!»

    Я раз за разом убеждался, что артисты в любом возрасте как дети – всегда ищут свежие эмоции и живут игрой.



          О СИЛЕ СЛОВА


    На тех же съемках. По задумке режиссёра в конце фильма все задействованные в постановке артисты должны в зажигательном канкане пробежать несколько кругов в небольшом буфете театра («Место артиста – в буфете!»), высоко задирая ноги и громко наигранно смеясь. К вечеру сил уже не было.

    Камера. Мотор.  Артисты бегут первый круг.  Вячеслав Шалевич спотыкается о многочисленные шнуры световой и звуковой техники; в микрофон попадает: «Чёрт побери». Артисты (довольно вяло): ля-ля, а-ха-ха. Режиссёр разводит руками.

    Второй круг. Шалевич опять спотыкается на том же месте, ворчит: «Да что ты бу…» - и виновато озирается на недовольного режиссёра. Артисты (поактивнее): ля-ля-ля, а-ха-ха-ха.

    Третий круг. Шалевич мрачный и напряжённый, решает заранее сильно разбрасывать ноги, ударяется о штатив, теряет равновесие, поскальзывается и втыкается в спину коллеги.  «Да чтоб, твою…» - уже отчаянно.  Артисты радостно переключились на Шалевича. Пётр Фоменко за камерой показывает, как правильно поднимать ноги и как весело смеяться.  Бесполезно.

    Четвёртый круг. Вся съёмочная группа в предвкушении разинула рты. Шалевич смотрит только в пол, в глазах страх. Добегает до проклятого места, пробует перепрыгнуть шнуры, оступается, летит метра три, в полёте на весь буфет: «Да *** твою ма-а-а-а-ть!!!» - и шмякается об пол. Артисты взрываются нужным хохотом. 
    Режиссёр, довольный, хохочет и просит ещё пару кругов. 


Рецензии
Интересно.
С уважением,

Ева Голдева   14.06.2024 14:17     Заявить о нарушении
Спасибо. Тронут.

Михаил Томлин   15.06.2024 13:27   Заявить о нарушении