Грибоедов композитор, поэт, дипломат, разведчик

По моему твёрдому убеждению: Александр Сергеевич Грибоедов один из самых величайших людей. Он написал один вальс, но его играют по сей день. Создал всего одну пьесу — и она не сходит со сцены… А подписанный им Туркманчайский мирный договор и вовсе вошел во все учебники дипломатии в качестве примера, как надо составлять документы, чтобы все стороны остались довольны.

Жизнь Александра Сергеевича Грибоедова была короткой, чуть более 36 лет и оборвалась трагически. На службе царю и Отечеству он находился недолго, однако сумел оставить яркий след в истории внешней политики России.

Итак, Грибоедов родился в Москве в 1794 году в дворянской семье, которая принадлежала к лучшему московскому обществу. Образованием его занимались иностранные гувернеры Первоначальное образование Грибоедов получил дома под руководством иностранных гувернеров, потом обучался в Московском благородном пансионе, в котором воспитывалось много знаменитых государственных деятелей, ученых и поэтов.

В 1806 году поступил в Московский университет. Ему тогда было всего двенадцать лет. За шесть лет пребывания в университете Грибоедов прошел курс трех факультетов.

В 1808 году он окончил словесное отделение философского факультета и получил степень кандидата словесных наук, через два года – этико-политическое (юридическое отделение) со степенью кандидата прав, после чего с головой окунулся в изучение математики и естествознания, готовясь к докторским экзаменам.

Благодаря прекрасному образованию Грибоедову удалось избежать необходимости проходить службу в стенах Архива иностранных дел. Руководство посчитало человеку, окончившему столько факультетов разбирать запыленные летописи Посольского Приказа не пристало. И его отправляют на службу в Коллегию иностранных дел, где уже числились Александр Пушкин и Вильгельм Кюхельбекер, впоследствии ставший и другом Грибоедова. В июне 1817 года все трое подписались под указом Петра I о неразглашении служебных тайн и были приведены к присяге.

В 1818 году Грибоедов был определен в новообразованную русскую миссию при дворе Фетх-Али шаха секретарем при поверенном в делах в Иране Мазаровиче. Это назначение стало для дипломата ссылкой и все потому, что он был секундантом в нашумевшей в то время дуэли кавалергардом Василием Шереметева и графом Александром Завадовского из-за балерины Авдотьи Истоминой, той самой, которую воспел в своих стихах Пушкин. После трех дней страданий Шереметев умирает и если бы не вмешательство его отца, наказание бы Грибоедова ожидало серьезное. А так ему даже выговора не дали и отправили служить с посольством на Восток.

Словом, как он сам потом написал: «Только обстоятельства заставили меня отдаться дипломатии».

И хотя иногда порой говорят, что его дипломатическая деятельность не имела большого политического значения, на самом деле Грибоедов занимал пост полномочного министра России в Иране в 20-30-х годах XIX века, который был крайне важен для Российской империи по своему значению. Это был период обострения Восточного вопроса, когда в Восточный кризис был втянут и Иран. Продолжалось формирование британской колониальной империи в Азии.

Русско-иранские, русско-турецкие, а также русско-английские противоречия и интересы сплетались вместе с англо-иранскими, англо-афганскими и ирано-турецкими. Распутывать их мог только очень грамотный дипломат.

Вполне понятно, что отношения России со странами Среднего Востока и Центральной Азии прежде всего зависели от грамотной деятельности русских дипломатов. Как видите, ничего нового. Все повторяется… Дипломатам было очень нелегко работать. Сам же Грибоедов считал, что восточная политика России должна была быть направлена на политическое, экономическое и культурное сближение России со странами Востока, в том числе и с Ираном и оно должно быть выгодно обеим сторонам. Кстати, точно такого же мнения придерживаются наши дипломаты и сейчас.

Не взирая на молодость, ему удалось в рамках Гюлистанского трактата вернуть много русских пленных из Ирана в Россию. Некоторые их них дезертировали в Иран и сформировали так называемый «русский батальон». Что представляло определенную угрозу для страны. Опять же в затылок дышала Англия, которая на тот момент прочно закрепилась в Иране и никак не хотела отказаться от своих позиций.

Так что российским дипломатам и прежде всего Грибоедову приходилось постоянно бороться с английским вмешательством в русско-иранские отношения. Понемногу ему удалось  оттеснить Британию на второй план.
Продолжение следует


Рецензии