Я и Другой. Религия

Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения.

В историческом плане, Восток – родина мировых монотеистических религий.
Так, буддийская мораль, направлена на обеспечение их спасения в загробном мире, проста и доступна пониманию широких масс. Путем спасения, утверждает буддизм, является «благородный срединный восьмеричный путь».

Важно его найти, но немаловажным условием этого поиска, и  о чем к сожалению умалчивается, желательно родиться на Востоке, то срединность будет вписана имманентно в позвоночник. А для того, чтобы выстроить это условие. Сие базовое условие потребуются десятилетия, и не факт, что удастся такое сделать пришлому адепту.

Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном. Эти нормы не связаны с конкретно-историческими условиями общественного развития, объявлены часто вечными и неизменными. Аллах, создавший, по утверждениям религиозных деятелей, исламскую мораль, является абсолютным совершенством.

Верующему – что это такое не надо объяснять, если же пользоваться рациональными категориями, то вряд ли будет передано верно суть религиозной доктрины.

Собственная история Запада как духовной и цивилизационной реальности начинается только с ХV века, когда эпоха Ренессанса обозначила собой движение от теоцентризма к антропоцентризму. Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики.

Мир соотносится с телом и также отражает материальную сторону существования человека. В первую очередь это касается иудаизма и ислама, единый Бог – это Абсолют, творящий мир «из ничего». Выражаясь в терминах теории культуры, это религиозная классика, где творчество совпадает с творением, слово – с делом, онтологическая горизонталь – с мистической вертикалью.

Согласно формуле Спинозы, Бог мыслит вещами. Дело человека и народа в таком хронотопе – исполнение закона (613 заповедей Моисея, шариат и т.п.). В то время как человек - с душой, представляя собой в данной концепции сосуд для внутренних духовных ценностей и представлений.

В отличие от Востока, постренессансный Запад свел вечность ко времени, онтологические ценности – к инструментальным, соборность – к индивидуализму. Восток в целом данной системной индивидуализации не понял и не принял (распятие Христа).  Появление христианства на пространстве восточной классики означало переход к своего рода религиозному «модерну», где Абсолют в лице Бога-Сына нисходит в мир с целью спасения твари.

Европа приняла христианство в рационально-юридической форме римского католицизма. В рамках рассматриваемой концепции, Абсолют соотносится с духом, отражая внешние духовные и моральные ценности, связанные с религией, которые человек привносит в свою жизнь и психику.


Рецензии