Слово о Горьком
В предверии юбилея первого пролетврского писателя слово о нём ...
Когда писатель превращается в политика и публициста писательство идет к концу. Так было со Львом Толстым, с Александром Солженицыным и , разумеется, с Максимом Горьким.
Иначе вышло с Достоевским – он, оставаясь публицистом, до конца рос как писатель и ушёл на взлёте. Но Федор Михайлович что называется «дышал Россией», не был представителем какой то идейной или религиозной группы, поэтому статьи только давали ему материал и вдохновение для художественного творчества.
Л. Н. Толстой ушёл от литературы в религию в старости и успел состояться как классик А вот о Горьком говорить в этом смысле горько. Он угас рано.
Его ранние рассказы и пьесы восхищают, проходятся в школе, после революции 1905 года уже «пожиже влей» и чем дальше , тем скучнее. Фундаментальные Кожемякин, Артамоновы, Самгин тускнеют перед маленьким Челкашом. А Достигаев , Сомов и Варвары с Врагами перед «На дне» и «Мещане». Революция проглотила в строках Горького человека и литература его потеряла энергетику.
Уже во времена первой русской революции Горький стал политиком прежде всего и остался им до конца – еще долгих 30 лет. Советской власти удалось сохранить его писательский образ в общественном сознании, но реальности это не изменило. Биография Горького стала зеркалом политики, а не литературы.
Горький был революционером, честным и пламенным, сыном урбанизма, верующим в пролетариев всех стран, но Ницше был ему так же близок как Маркс. Алексей Максимович мечтал о мужественно творческом Духе ( без Бога), преобразующим косную невежественную массу и, соответственно , руководителями должна быть «новая духовная элита», мудрая, энергичная и образованная. Новая элита передовая элита, культурная и научная, отстранит от власти старых замшелых консерваторов и поведет дикие массы к светлому будущему. Эта идея, рождённая европейским урбанизмом, действительно была взята на вооружение людьми честолюбивыми, умными, имеющими средства и действительно Элита возникла. Это были банкиры, журналисты, люди науки,культуры, западные писатели и радикалы революционеры, которые оценили талант Горького и его преданность пролетарскому делу. среди них Горький нашел поддержку и дружбу. Этой идее Горький остался верен до конца , положении Элиты в России определило и положение Горького. Он стал Буревестником, подлинным Буревестником, которого описал в гениальном ницшеанском стихе. Его сразу стал бурно печатать Запад. Против «тоталитарной России «, как Солженицына.
Кто в России в 1905 году знал Ленина или Троцкого ? Горького знала вся читающая Россия. Он стал Труба Элиты, Голосом менеджеров революции фактически, ее духовным лидером .Когда Буревестник прокричал и его упрятали в крепость взвыли все европейские газеты. И буревестник выходит из тюрьму под рукоплескания умных менеджеров и доверчивых интеллигентов.
В 1906 году революция проигрывает, Элита отступает, Буревестник улетает. Начинаются его споры с Лениным. Горький считает, что сначала надо «образовать», одухотворить пролетария, а потом брать власть. И кто должен брать власть ? Именно пролетарии, а не выходцы из купцов, мещан и дворян.
Ильич убеждён --- сначала взять власть, а потом учиться, учиться и учиться. Не позволит царизм обучать пролетариев. И вообще эти разговоры о классовой принадлежности руководства вредны и опасны.
В вопросе о вооруженном захвате власти Горький сразу разошелся с Лениным, ибо считал, что революция в темной и необразованной стране просто приведет к варваризации, хаосу, погромам, элиту просто сметут.
Именно Горький, а не Ленин организует первую партийную школу. Но менеджеры Горького здесь не поддержали. Они понимали, что реально Россия – страна крестьянская,интеллигентные пролетарии из горьковских текстов слишком литературны, да и сама идея культурно- революционного миссионерства романтично – интеллигентская. Пахнет старым народничеством…. И школа уходит к Ленину в Лонжюмо, где ставятся прежде всего политические задачи.
Менеджеры убивают охранителя Столыпина на глазах у царя и перепуганный Николай открывает им двери. Они начинают активно копать под трон, пахнет грозой и Буревестник возвращается. И это Политическое, а не литературное событие Он с ликованием приветствует Февраль – к власти пришли прогресс и наука. Элита взяла власть. Надо, засучив рукава, обучать рабочих и они оттеснят капиталистов естественным путём.
Октябрь. Горький в ужасе. Это то, чего он боялся. Правит бал его злейший враг, солдат и матрос – дикий невежественный крестьянин, затуманенный водкой и пустыми лозунгами, с ружьем в руке и крестом на груди.
Элита отступает не сразу. В Советах у нее свои люди, есть пресса и деньги, она борется за Учредиловку и раздел страны, гнобит русский флот, русскую экономику , педалирует идеи глобалисткого всемирного переворота, разворачивает террор, стреляет в Ленина, который собирается строить какое то новое «государство». Но Ленин выжил . Менеджеров отодвигают от власти, ненавистный мещанин возвращается к ненавистному мелкому бизнесу, а «темный» богомольный крестьянин возвращается на поля с правом на землю и с лозунгом «Обогащайтесь».
Горький снова уезжает не потому что болен и не потому что большевики «хуже царских жандармов». Он уезжает , потому что его менеджеры глобалисты опять проигрывают, потому что смута заканчивается и Буревестнику не о чём больше кричать. Потому что он не видит священных модернизационных перспектив. Как политик. Писателю всегда бы нашлось место -- да и Чуковский с Фединым и « всемирная литература « ждали его. В том что Буревестник бегал к Ленину , вызволяя из ЧК своих друзей, горькая ирония истории.
Так что новый улёт Буревестника --- это снова политика. И его война с консервативной белой эмиграцией с одной стороны и жесткая критика гонений на интеллигенцию в Советской России с другой --- это не противоречие. Это твердая позиция ницшеанца- романтика, революционера – интеллигента. И договор с Парвусом это политика Ибо Буревестник еще надеется на мировую бурю.. Но вместо Святой Бури появляется фашизм .И договор с советским Госиздатом - тоже политика. Конечно деньги важны ---но главное Буревестник не мог отступить от революции, дела своей жизни.
Своё новое возвращение на Родину Буревестник начинает вовсе не потому, что Сталин предложил ему Великую Славу и место писателя номер 1 ( хотя это важно). Он возвращается потому что Великая Революция продолжается. Снова в Росии гремит великий Глобальный гром. Большевики оправдали его надежды – они наконец начали Великую Модернизацию, Великую Урбанизацию, Великое Всеобщее Образование и наконец нагнули проклятое средневековье в виде русского крестьянина – началась революционная чистка деревни. От этих великих процессов Буревестник не мог остаться в стороне. И его последнее возвращение – это политика, новая победа Менеджеров в России --- наконец революция победила, вековая деревня сломлена --- возврата назад не будет.
Другое дело что сам Алексей Максимович окончательно превратился из писателя в Политический Символ, в Государственный Проект и в Инструмент создания той литературы ,той культурной политики ,которая нужна была уже государственникам – прагматикам. И когда он эту роль сыграл то закономерно ушёл из жизни. Буревестники были больше не нужны. И менеджеры – глобалисты тоже.
Так бывает когда талант служит Смуте. Смута его лелеет и съедает. В этом скорбь и горькость --- провиденциальное совпадение с фамилией, с горьковатым бессмертием….
Сборник "Слово о прошлом "
Свидетельство о публикации №223032501813