Слово о Горьком

      
 В предверии юбилея первого пролетврского писателя слово о нём ...
Когда писатель превращается в политика и  публициста писательство идет к концу.  Так было со Львом Толстым, с Александром Солженицыным и , разумеется, с Максимом Горьким.
   Иначе вышло с Достоевским – он, оставаясь публицистом,  до конца рос как писатель и ушёл на взлёте. Но Федор Михайлович что называется «дышал Россией», не был представителем какой то  идейной или религиозной группы, поэтому статьи только давали ему материал и вдохновение для художественного творчества.
   Л. Н. Толстой  ушёл от литературы в религию в старости и успел состояться как классик А вот о Горьком говорить в этом смысле горько. Он угас рано.
  Его ранние рассказы и пьесы восхищают, проходятся в школе, после революции 1905 года уже «пожиже влей» и чем дальше , тем скучнее. Фундаментальные Кожемякин, Артамоновы, Самгин тускнеют перед маленьким Челкашом. А Достигаев , Сомов и Варвары с Врагами  перед «На дне» и «Мещане». Революция проглотила в строках Горького человека и литература его потеряла энергетику.
   Уже во времена первой русской революции Горький стал политиком прежде всего и остался им до конца – еще долгих 30 лет. Советской власти удалось сохранить его писательский образ в общественном сознании, но реальности это не изменило.  Биография Горького стала зеркалом политики, а не литературы.
    Горький был революционером, честным и пламенным, сыном урбанизма, верующим в пролетариев всех стран, но Ницше был ему так же близок как Маркс. Алексей Максимович мечтал о мужественно творческом Духе ( без Бога), преобразующим косную невежественную массу и, соответственно , руководителями должна быть «новая духовная элита», мудрая, энергичная и образованная. Новая элита передовая элита, культурная и научная,  отстранит от власти старых замшелых консерваторов и поведет дикие массы к светлому будущему. Эта идея, рождённая европейским урбанизмом,  действительно была взята на вооружение людьми честолюбивыми, умными, имеющими средства и действительно Элита  возникла. Это были банкиры, журналисты, люди науки,культуры,  западные  писатели  и радикалы революционеры, которые оценили талант Горького и его преданность пролетарскому делу. среди них Горький нашел поддержку и дружбу. Этой идее Горький остался верен до конца , положении Элиты в России определило и положение Горького. Он стал Буревестником, подлинным Буревестником, которого описал в гениальном ницшеанском  стихе. Его сразу стал бурно печатать Запад. Против  «тоталитарной России «, как Солженицына.
    Кто в России в 1905 году знал Ленина или Троцкого ? Горького знала вся читающая Россия. Он стал  Труба Элиты, Голосом менеджеров революции фактически, ее  духовным лидером .Когда Буревестник прокричал и его упрятали в крепость взвыли все европейские газеты. И буревестник выходит из тюрьму под рукоплескания умных менеджеров и доверчивых интеллигентов.
    В 1906 году  революция проигрывает, Элита отступает,  Буревестник улетает. Начинаются его споры с Лениным. Горький считает, что сначала  надо «образовать», одухотворить пролетария, а потом брать власть. И кто должен брать власть ? Именно пролетарии, а не выходцы из купцов, мещан и дворян.
Ильич убеждён --- сначала взять власть, а потом учиться, учиться и учиться. Не позволит царизм обучать пролетариев. И вообще эти разговоры о классовой принадлежности руководства вредны и опасны.
   В вопросе о вооруженном захвате власти Горький сразу  разошелся с Лениным, ибо считал, что революция в темной и необразованной стране просто приведет к варваризации, хаосу, погромам, элиту просто сметут.
   Именно Горький, а не Ленин  организует первую партийную школу. Но менеджеры Горького здесь не поддержали. Они понимали, что реально Россия – страна крестьянская,интеллигентные пролетарии из горьковских текстов слишком литературны, да и сама идея  культурно- революционного миссионерства романтично – интеллигентская. Пахнет старым народничеством…. И  школа уходит к Ленину в Лонжюмо, где ставятся прежде всего политические задачи.
Менеджеры убивают охранителя Столыпина на глазах у царя и перепуганный Николай открывает им двери. Они начинают активно копать под трон, пахнет грозой и Буревестник возвращается. И это Политическое, а не литературное событие Он с ликованием приветствует Февраль – к власти пришли прогресс и наука. Элита взяла власть. Надо, засучив рукава, обучать рабочих и они оттеснят капиталистов естественным путём.
Октябрь. Горький в ужасе. Это то, чего он боялся.  Правит бал его злейший враг, солдат и матрос – дикий невежественный крестьянин, затуманенный водкой и пустыми лозунгами, с ружьем в руке и крестом на груди.
 Элита отступает не сразу. В Советах у нее свои люди, есть пресса и деньги, она борется за  Учредиловку и раздел страны, гнобит русский флот,  русскую экономику , педалирует идеи глобалисткого всемирного переворота,  разворачивает террор, стреляет в Ленина, который собирается строить какое то новое «государство».  Но Ленин выжил . Менеджеров отодвигают от власти, ненавистный мещанин возвращается к ненавистному мелкому бизнесу, а «темный» богомольный крестьянин возвращается на поля с правом на землю и с лозунгом «Обогащайтесь».
Горький снова уезжает не потому что болен  и не потому что большевики «хуже царских жандармов». Он уезжает , потому что его менеджеры глобалисты  опять проигрывают, потому что  смута заканчивается и Буревестнику не о чём больше кричать. Потому что он не видит священных модернизационных перспектив. Как политик. Писателю всегда бы нашлось место  -- да и Чуковский с Фединым и « всемирная литература « ждали его. В том что Буревестник бегал к Ленину , вызволяя из ЧК своих друзей, горькая ирония истории.
   Так что новый улёт Буревестника --- это снова политика. И его война с консервативной белой эмиграцией с одной стороны и жесткая критика гонений на интеллигенцию в Советской России с другой ---  это не противоречие. Это твердая позиция ницшеанца- романтика,  революционера – интеллигента. И договор с Парвусом это политика  Ибо Буревестник еще надеется на мировую бурю.. Но вместо Святой Бури  появляется фашизм .И  договор с  советским Госиздатом  - тоже политика. Конечно деньги важны  ---но главное Буревестник не мог отступить от революции, дела своей жизни.
Своё новое возвращение на Родину Буревестник начинает вовсе не потому, что Сталин предложил ему Великую Славу и место писателя номер 1 ( хотя это важно). Он возвращается потому что  Великая Революция продолжается. Снова в Росии  гремит великий Глобальный гром.  Большевики оправдали его надежды – они наконец начали Великую Модернизацию, Великую Урбанизацию, Великое Всеобщее Образование и наконец нагнули проклятое средневековье в виде русского крестьянина – началась революционная чистка деревни. От этих великих процессов Буревестник не мог остаться в стороне. И его последнее возвращение – это политика, новая победа Менеджеров в России --- наконец революция победила, вековая деревня сломлена --- возврата назад не будет. 
Другое дело что сам Алексей Максимович окончательно превратился из писателя в Политический Символ, в Государственный Проект и в Инструмент создания той литературы ,той культурной политики ,которая нужна была уже государственникам – прагматикам. И когда он эту роль сыграл то закономерно ушёл из жизни. Буревестники были больше не нужны. И менеджеры – глобалисты тоже.
Так бывает когда талант служит Смуте. Смута его лелеет и съедает. В этом скорбь и горькость --- провиденциальное совпадение с фамилией, с горьковатым бессмертием….

Сборник "Слово о прошлом "


Рецензии