Пошехонская старина. Лабратория рабства

Салтыков Щедрин " Пошехонская старина"

Новое.
1. Не знал , что «Господа Головлевы» это автобиографическая вещь. Оказывается это по сути продолжение « Пошехонской старины», хотя она написана позже. Некоторые герои просто перешли из романа ы роман. Степка – балбес даже имя не изменил. Иудушка стал Гришей. ( Это брат писателя, который оттяпал у Михаила Евграфовича имение) Родители сменили имена, но вполне узнаваемы. Получилось так, что Щедрин сначала написал про конец семьи, а потом про ее начало.
2. Не знал, что первая волна эмиграции была не после революции, а с отменой крепостного права. Хотя это лежит на поверхности --- Герцен и Тургенев тому примеры. Они, правда, не служили официантами в кафе, но, оказывается, было и такое. Разорившиеся помещики пошли к французам в обслугу. Щедрин пишет об этом со скрытым злорадством, которое я не разделяю.
3. Не знал, что дети помещиков, бывало, жили в впроголодь и их подкармливали в крестьянских семьях. Это не всеобщий вариант конечно. Просто гоголевский Плюшкин. Особенно грустно читать, что дворянских детей не пускали играть в деревню, они вели в усадьбе закрытую, скучную жизнь, в отличие от детей крестьян. . Но опять же Толстой , Гончаров и Аксаков писали совершенно другое. Так что это не социальный признак.
Что понравилось.
Очень понравилось глубочайшее исследование сущности рабства. Такой глубины, пожалуй, нет нигде. Щедрин раскрывает здесь несколько позиций.
1. Крепостная Аннушка. Фатализм. Раб должен преданно служить господину, потому что его ждет Небесный Венец, а господина ад. А также, потому что господин, как обреченный, нуждается в бесконечном сострадании.
Аннушка реально воплощает свое миросозерцание, которое предельно раздражает госпожу, она считает Аннушку скрытой революционеркой.
Здесь Ефграфыч копнул очень глубоко, достав до религиозных корней русской революции.
Щедрин очень метко подмечает, что господин ненавидит религиозного раба. С одной стороны такой раб – перст указующий. С другой -- против убежденного мазохизма нет оружия, чем больше наказываешь раба, тем
больше подобная позиция укрепляется. Аннушка продвинута в своей позиции и убедительно цитирует Священное Писание. Сила Аннушки в том, что она будит стыд в тех угнетателях, в которых он есть. Процесс это болезненный, поэтому господа Аннушку не любят. Слабость Аннушки в противоречии - в проповеди она неизбежно выходит на итоговое обличение рабства, что является формой бунта, против которого она сама же проповедует. Мудрые крестьяне любят ее слушать, но при этом советуют придержать язык. « Не лги, но правды не говори.»
2. Мавруша – вольняшка, жена крепостного. Бунт. Исследуя сложнейшую проблему свободы человеческой, Щедрин ставит дилемму, что важнее для женщины – любовь к мужчине или свобода, как ценность. Будучи фанатичным свободолюбцем и собственно бунтарем, Щедрин утверждает, что личная свобода превыше всего. Прагматичная барыня понимает: Мавруша – не крепостная. Ей предлагается чисто формальная, очень легкая барщина – стряпать булочки и просвирки к воскресенью. Мавруша из принципа отказывается даже от этого. Барыня платить ей не хочет – фанат Плюшкина. Мавруша не уступает – фанат свободы.
Мавруша отвергает Аннушкин прагматизм – мол, как жена раба она стала рабыней. Утверждая первородство свободы и отказываясь работать на барыню, Мавруша однако не может бросить мужа. Это грех. При этом, ее любовь постепенно превращается в ненависть. Муж из самых благих побуждений старается и превратить ее в рабыню, она считает это страшным грехом, а мужа святотатцем. Как раб он не имел права брать за себя вольную – считает Мавруша. И когда, по приказу барыни , он сечет жену, она совершает самоубийство. Щедрин штамповано клеймит крепостничество, но здесь проблема гораздо сложнее. Повторилась история «Кроткой» Достоевского, но в еще более жесткой форме. Аннушка в глазах мира одерживает важную нравственную победу – любой бунт нежизненный.
3. Ванька –Каин. Трагедия творчества человеческого .Космическая ошибка. Безудержный творец, шоумен и креативщик оказался рабом.
Душа ошиблась во времени. Вместо того чтобы родиться позже фонтанирующий поэт , музыкант и артист вляпался в «пошехонскую старину», она ломает его беспощадно. Ужасная история. Просто ассоциация с Христом, который сказал , что «пришел не для вас»
4. Лакей Конон. Лучшая глава. Этот образ поразил точностью и современностью. Автоматичное рабство. Идеальный раб. Не думающая машина. Думать не о чем, всё известно. И говорить не о чем. « Известно – весна.» « Известно – любовь.» «Известно – смерть.» . Очень любопытно, что лакей он очень плохой, неаккуратный, небрежный, с крайне низким КПД, с нулевым креативом, тупо исполняющий инструкции. Если ему не скажешь – мети аккуратно, он будет только поднимать пыль. Здесь Щедрин предвидел, что машина никогда человека не заменит. Поразило,глядя на Конона, барыня мечтает о том, как в будущем машины будут подавать на стол и чистить одежду. Ценя послушность Конона , господа однако понимают, что строптивая , но «живая» Аннушка, гораздо полезнее в быту , чем «мертвый идол» Конон. Она великолепно исполняет свои обязанности – милосердие к несчастным господам и твердая вера делают ее талантом. Тогда как сонный автомат слаб и бездарен.
Когда лакей просит дозволения жениться, барыня впадает в шок,как если бы об этом попросил робот. Впрочем, Конон не может внятно сказать на ком он женится. На ком, на Машке ? Можно на Машке. Или на Палашке ? Можно и на Палашке. Это уже слишком креативно. Ему всё равно. Барыня смеется и прекращает разговор. Отказ барыни не радует Конана и не печалит. Он выдает программу «Ваша воля» и спокойно живет дальше. Если бы он вернулся к этой просьбе, барыня согласилась на женитьбу. Он верный слуга – формальных причин для запрета нет. Барыня, чувствуя некоторую неловкость, спустя время ,пытается прояснить ситуацию с холостым лакеем и спрашивает Конона женится он или нет ? . Но тот уже отключился. Передача закончилась. Файл закрыт. Он не понимает неотчетливых вопросов и невнятных инструкций. Это про что его спрашивают? Ну да холостой – известно. Ваша воля. История заканчивается тем , что он на автомате делает ребенка одной из служанок. Вот блин, оказывается с роботами надо уметь общаться. Чем мы сами будем больше роботы, тем будет беспроблемнее.
Смешно или грустно? Мне было страшновато читать. Конон мне напомнил некоторых наших детей, которые не понимают чему учиться, ведь всё есть в википедии. ВСЁ ИЗВЕСТНО. Они тоже вечно сонные. Уткнутые в телефон. Некая приставка к гаджету. Вроде послушные, но делают всё вяло и плохо. На улице не гуляют. То есть гуляют, но по инструкции. И про любовь всё известно с ранних лет. Что там непонятного. Откровенно, но тупо и скучно говорят про секс. Лайк Машке. Лайк Палашке.. Я как то сказал одной деве, что надо иногда вылезать из виртуала. Она ответила по Шопенгауэру «Жизнь – это сон.» Философия идеального раба. А если Конон станет хозяином ? На любой плач он скажет «Известно – рабство!» И всё.
5. Матренка. Не умея «справиться с плотью» рожает внебрачных детей, кончается это плохо. В рабстве у тела, которое само в рабстве. Рабство в квадрате. Читал – опять думал про Конона. Если в рабстве будут не тела, а само поведение и мысли под управлением всезнающего гаджета , будет ли это конечной разумной установкой для нашей грешной природы ?
6. .Сатир скиталец. Кармическое оправдание. Здесь логика железная. Наши предки согрешили, продав свободу за хавчик, и мы несем этот грех на себе, отрабатываем его. . Соборная ответственность на уровне времени. Сатир , неспособный ни к какой работе ,бродит по дорогам, собирая деньги на церковные нужды. Его философия фундаментальная , обще примиряющая, и рабы и господа считают его святым.

Что не понравилось.
Не понравились жесткие обобщения Щедрина Их потом неправедно использовала большевистская пропаганда. Пошехонская старина, вовсе не была русской стариной, хотя бы потому что крепостное право было на очень ограниченной территории, его отмена началась с Павла Первого, об этом Щедрин написать не удосужился. Конечно оно было горькой печалью нашей истории, наследники помещиков, «родства не помнящих» до сих пор доставляют много бед. Но горькое пошехонье было вовсе не нормой. Можно почитать Толстого, Гончарова, Аксакова – там описан совсем иной быт.
Поразило с какой ненавистью Щедрин смешал с грязью своих родителей. Это пожалуй литературный феномен. Тургенев, впрочем, тоже очень не любил мать – помещицу. Интересно, что не любовь к родителям вообще сказывается на отношении к Родине. У нас например многие родители были «совки» -- но смысл мы вкладываем разный ….
Неправда что помещики были невежественны. Дворянская культура вышла не из немногочисленных тогда лицеев и пансионов, а из усадеб.
И музыка, и живопись – не говоря уж об литературе. Читать Россию приучили русские барышни, барыни и барчуки, создав первые библиотеки. Ларина читала Ричардсона, Онегин Смита и Байрона, Татьяна уже всё подряд.
Читать было интересно, много информации и поводов доя мышления, но под конец я устал, форма расползлась, пошли повторы, однообразие, всё в одну дуду …. Сам Михаил Евграфович жестко усомнился в своем последнем труде. То ли мемуары, то ли публицистика, которая опоздала на 30 лет. Для либералов – ничего нового. Для консерваторов – повод для критики и сомнений .

Сборник "Любимые классики"


Рецензии