О Русском Шамане замолвите слово -9

Какая кровь течёт по твоим венам?
И кто молился за тебя своим Богам?
Кто отделил Любовь от чувства гнева
И бережно к твоим отправил берегам?
Кто наделил тебя всей красотой природной,
Хрустальной чистотой твоей Души?
Кто дал великой силы благородной,
Чтоб ты преодолел крутые виражи?
Кто твой талант вязал волшебной спицей?
Кто голос твой настраивал по нотам?
И кто вплетал магические нити
В твой Дар, что ты явил народу?

Всё это Ангел! Он был послан Богом,
Оберегать твои все начинанья,
Укрыть тебя, когда вдруг станет плохо,
Когда подступит подлое отчаянье.
И крылышки его несут тебя по свету,
Бесшумно расправляясь за спиною.
Он озаряет все твои рассветы
И незаметно кружит над тобою.
Пусть твой Хранитель вечно будет рядом!
Ты протяни ладошки, если трудно...
А мы тебе - Признание в награду,
И нежность наших чувств ещё попутно!!!

(Автор стихов Жанна Сорокина)


Шаман – добровольный посланник народа

    События развиваются стремительно, стрела времени закручивается спиралью. То, что вчера еще было откровением, сегодня становится общепринятым мнением. Говорят, что каждое новое открытие, озарение проходит в своем развитии три стадии: первая – этого не может быть; вторая –а  в этом что –то есть; и третья – ну это и так все знают. Когда я несколько месяцев назад написала первую статью о творчестве Шамана как рецензию на его знаменитую песню «Я русский», многим людям требовалось объяснять предмет обсуждения.

     Но, во –первых, взлет у Шамана настолько фантастичен, что многое из того, о чем надо было сказать, уже действительно в прошлом, и потеряло свою актуальность. Ярослав Шаман создает собственную реальность, свою Вселенную, которая волнообразно расширяется и набирает силу после каждого концерта. И в этот космический поток, в эту волну, вливаются все новые и новые люди, своими душами и мыслями, чей генетический код вдруг отозвался на магию музыки и слова.

    Во –вторых, эти статьи не только и не столько о творчестве Ярослава. В этом цикле я рассматриваю процесс изменения русского национального самосознания под влиянием песен Шамана и его личности. Считаю, что этот феномен необходимо зафиксировать в моменте. В- третьих, в каждой статье есть отдельная подтема или философский подтекст, который раскрывается на примерах песен Ярослава. Что скрывать, я тоже, как и многие здесь, его поклонница, и с удовольствием слушаю его песни и наслаждаюсь его образами.

     Последние недели ознаменовались феерической премьерой новой концертной программы артиста «Я – русский» в обеих столицах, в Санкт – Петербурге и в Москве. (Когда?! Когда можно было это все сочинить, подготовить и отрепетировать, если концерты по городам России шли практически ежедневно?! Воистину любящий сын своей Отчизны, ради которой ничего не жаль). Необыкновенной мощи и силы свет, звук, смыслы. Увертюра из классики в рок- обработке: Глинка, Бородин, Чайковский, «Вставайте, люди русские» и «Время – вперед!».

     Не имеет смысла пересказывать программу, ибо огромное количество видео и  фото заполонили интернет и инфосферу, любое мало мальски читаемое и нечитаемое издание опубликовало либо просто новость, либо репортаж, либо статью посолиднее, журналистов было как на культурном событии государственного масштаба (собственно так оно и было). Ярослав сразу «зашел с козырей», и открыл программу новыми песнями «Мы» и «Дай жару!», что не оставило публике времени на раскачку и ни единого шанса, чтобы не зашаманиться по полной. На видео просто мистическая картина,  когда Ярослав Шаман возвышается над людским морем, и в этом световом урагане легко дирижирует толпой, которая повинуется его голосу и мановению рук, его бешенной энергетике. Чопорная Москва пала к ногам победителя.

     А в это самое время… Ну почти синхронно. На следующий день после того, как Шаман в Москве просто порвал семитысячный зал Крокус Сити Холл своими хитами при полном аншлаге, на телеканале Россия -1 шла трансляция церемонии вручения музыкальной национальной премии Виктория, где Шаман был номинирован в четырех(!!!) номинациях, но не выиграл ни в одной (ожидаемо, ибо там он смотрелся бы как солнце на ночном небе).

      Победило «Солнце Монако». В российской национальной премии триста академиков вновь продемонстрировали, как далеки они от народа! Не буду перечислять имена победителей, ибо не суть. В большинстве своем, это артисты, неоднократно и четко зафиксировавшие свою позицию против. Против нашей страны, против нашего народа, против наших смыслов. Так вот ты какая – наша НАЦИОНАЛЬНАЯ культура, в представлении академиков от искусства.

    Маслица в огонь, словно пресловутая Аннушка, подлила вражеская «Нью Йорк Таймс», чья мерзкая статейка, посвященная конкретно Шаману, меня лично очень насторожила. Ярослав получил титул «Добровольный посланник Кремля» и резюме: необычайно опасен, ибо необычайно талантлив. Услышав сей «титул» от журналистки, Ярослав улыбнулся, подбрасывая в руке большое зеленое яблоко: «Я- добровольный посланник НАРОДА. Так получилось, что народ меня полюбил, и вынес на поверхность. И я стараюсь этой любви соответствовать».

     Я уже писала о том, что интервью Шамана- это отдельный вид искусства. Все, что он делает – это искусство, и немного наука, а еще магия. Вспоминаю, как проснувшись, и открыв ленту новостей, сразу наткнулась на видео с церемонии вручения другой премии в области Креативных Индустрий, где Ярослав получил из рук Сергея Кириенко невнятного вида статуэтку(?), напоминающую то ли непроросшее зерно, то ли реактивный снаряд.

    Первой моей реакцией было всколыхнувшееся возмущение: куда девался наш милый, интеллигентный, скромный Шаман?  Почему в шапке? Где фрак, манишка и его ослепительная красота? Потом я разглядела, что концертный зал «Зарядье» полон прекраснодушных эльфов в коротких обтягивающих штанишках голубого цвета и древнегреческих нимф в прозрачных туниках, которые тоненько пели что – то для почтенной нарядной публики, вальяжно развалившейся в креслах. Выход Шамана в шапке, с уставшим после репетиции лицом, в черном свитере с надписью «Я-русский», заставил вздрогнуть аудиторию. А блестяще исполненный акапелла гимн России вместо ответного слова, вынудил подняться всех в этом торжественном зале со своих мест.

     Почему я вспомнила этот эпизод? Да причина – вот это зеленое яблоко, которое Шаман смачно откусывал во время разговора с журналистами, в нарушение всех норм приличия. Непосредственно перед началом своего шоу. Мы- то с вами знаем, что по уровню начитанности, наслушанности и воспитанности большинству журналистов до Ярослава еще расти и расти (после каждого вью хочется отправить интервьюеров на профессиональную переподготовку и откачку змеиного яда). Шаман ничего не делает просто так, хотя в каждом конкретном эпизоде он максимально искренний и открытый. 

     Ох уж этот неистребимый столичный снобизм! Сколько бы лет не прошло- двести, триста- а сплетники в московских гостиных все так же будут восклицать: «Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»  Для них ведь не важно КТО ты сам, важно, ЧЕЙ ты! В одном желтушном опусе я даже прочла на полном серьезе, что карьерным взлетом Шаман обязан новой жене бывшего мужа своей второй жены. Во как! Ну не сам же он так талантлив?

     Он сам. Сам необычайно талантлив и потрясающе работоспособен. Под напором новых ошеломляющих впечатлений от просмотра новостей и концертного видео, я не сразу вдумалась в слова Ярослава – я ведь все сам. А теперь сижу в шоке. Да, мы уже привыкли, что Ярослав и поэт, и композитор, и потрясающий исполнитель своих хитов. Да, руководитель большого уже коллектива, да- сценарист, да- стилист. Но одновременно режиссер - постановщик грандиозного шоу!

    Когда -то по долгу службы много лет подряд мне приходилось участвовать в организации культурно -массовых и празднично - спортивных мероприятий разного уровня – от городских, до республиканских. Это невероятно сложно и всегда непредсказуемо, потому что человеческий фактор никто не отменял, а успех зависит не только лично от тебя , но и от десятков людей, которые могут ошибаться. То, что делает Ярослав просто невероятно! Потому он и говорит о том, что весь внешний блеск на концертах- это лишь вершина айсберга, но никто не видит той сложной, черновой работы, когда по его собственному выражению, человек втаскивает тяжелую тележку на вершину горы.

    Даже когда просто приходишь домой после напряженной работы с людьми, хочется одного: комнату без окон-без дверей, полной тишины и отсутствия раздражителей. А Ярослав после двухчасового перфоманса находит силы беседовать с журналистками (опять! Когда же они угомонятся?!), улыбаться поклонникам на встрече с фан-клубами, делать с ними селфи, снова два часа терпеливо отвечать на одни и те же вопросы, и ждать, когда особо страждущие разблокируют двери его гримерки.

   Не успела публика обсудить грандиозные шоу Ярослава Дронова в обеих столицах, как новая информационная бомба рванула на культурном фронте. Шаман исполнит роль князя Владимира Красно Солнышко  в одноименной этно -опере Игоря Матвиенко, причем на старославянском языке. Я прочла множество комментариев на эту тему, и все высказывают железобетонную уверенность, что Ярослав справится, а это музыкальное произведение станет серьезным событием в нашей культуре.

    Не зря ведь Ярослав одиннадцать лет изучал народную культуру и обычаи. А его исполнение таких песен как «Когда молод я был» и «Ой, не для меня» в дуэте с Пелагеей на телепроекте «Голос» до сих пор восхищает многих. Некоторые доморощенные критики пишут о том, что на эту роль лучше подошел бы Филипп Киркоров, слегка подшаманить (аха-ха) внешность – и готовый князь! Вы серьезно? Внешность -то может и подойдет, а Шапку Мономаха наш «король эстрады» будет носить на сцене воистину величественно. Но поверит ли зритель в таком исполнении душевным страданиям Великого князя о своих грехах, истинности его веры, переживаниям о благе собственной державы и русского народа? Риторический вопрос. Ярославу же народ верит. Во всем.

      Ожидаемо в желтой прессе появились заголовки, что лично Шаман получит на постановку оперы бешенные миллионы из кремлевской казны. Известный подленький приемчик. Сместить акценты, утопить восторженные отзывы в грязном информационном шуме. Шамана теперь ненавидят не только глупцы и завистники, не только профессиональные либералы и русофобы, но и враги посерьезнее. Господи, сбереги и защити раба Божьего Ярослава!
 
Трясины интернета нет ужасней:
Затягивает, обволакивает, мАнит...
Мы в инфогрязи роемся напрасно,
Здесь правды нет, лишь ложь мозги тумАнит.

Все комментаторы уныло стонут,
Что нет в стране порядка, в жизни - смысла.
Уходит время в сей бездонный омут...
И только небо синевой сияет чисто.

(стихи автора)

      Когда слышу «за что ему так много платят», всегда вспоминаю одну притчу. В богатом старинном замке кружил костюмированный бал. Хозяин праздновал совершеннолетие наследницы. Вдруг в самый разгар веселья погас свет, замолкла музыка, замерли пары. Выяснилось, что это надолго. Слуги принесли канделябры со свечами, а один из присутствующих, художник по профессии, предложил пока нарисовать портрет именинницы, чтобы развлечь гостей. Портрет вышел великолепный, девушка на нем выглядела как живая. Хозяин замка тут же пожелал купить портрет и попросил назвать цену.

«Двадцать тысяч» - сказал художник. 
«Но почему так дорого? Вы же работали всего двадцать минут?!» - вскричал богач.
«Да, но перед этим я двадцать лет учился»- с достоинством ответил мастер.
      Жаль, что только в нашей стране нужно так долго учиться, чтобы так мало получать – вспомнила я о профессии учителя и прослезилась (а это просто лирическое отступление).

 Некоторых все это дико раздражает: почему так много пишут о Шамане? Выскажу свою догадку. А потому что больше на этом  фронте обсуждать нечего. Оговорюсь, что это лично мое мнение. Народ устал. Раньше общество обсуждало поэтов и писателей, каждая серьезная литературная новинка надолго становилась новинкой информационной. Люди спорили о фильмах, актерах, о песнях и музыке, о театральных премьерах, заучивали стихи любимых поэтов наизусть.
 
      Да, наши кинематографисты сняли удачный фильм про Чебурашку. Не смотрела. Чебурашку люблю. Не люблю, когда переснимают старые песни на новый лад, советские фильмы с современной моралью. Надо придумывать свои, сегодняшние смыслы, сюжеты, сценарии. Как говорится, новое время – новые песни. А старые мы и так любим, нечего их коверкать.

      Я не хочу сказать, что культура в нашей стране замерла, нет, напротив! Происходит множество разноплановых культурных событий, в огне нового времени рождаются прекрасные стихи и песни, и так должно быть! Больше песен, хороших и разных, для поднятия духа народа и наших воинов! Проходят аншлаговые концерты разных артистов, народные флэшмобы и праздничные мероприятия. И все это идет изнутри массы народной.

    Но вот новости из первого, так сказать, культурного эшелона, мягко сказать, удручают. Голые перфомансы на сценах столичных театров, междусобойчики вместо национальных премий, бессмысленные пляски и маски на федеральных телеканалах в тяжелое для страны время. Бесконечные новости о предателях -артистах, кто что подленькое сказал, кто что гаденькое спел, кто более изощренно пнул бывшую Родину, а кто продолжает бессовестно ее, нелюбимую Родину, эксплуатировать. Просто сил нет все это читать, руки опускаются. И вдруг, как порыв свежего ветра, как глоток родниковой воды: «Сердце я не предам, знаю, я все отдам, чтобы жила моя Россия».

      Значит, будем жить. И пусть процветает мой родной Крым в составе России на веки вечные. Славься Отечество наше свободное, славься страна, мы гордимся тобой!

5я часть  http://proza.ru/2023/01/28/745
6я часть  http://proza.ru/2023/02/12/390
7я часть  http://proza.ru/2023/02/24/1563
8я часть  http://proza.ru/2023/03/07/1944
11я часть http://proza.ru/2023/03/24/1022
10я часть http://proza.ru/2023/03/18/468


Рецензии