И над всем воццарилась Красная Смерть... Часть 30

Лиза оставалась в своём доме, она не знала,  что ей делать дальше. В доме было холодно, Лиза топила камин и проводила вечера в библиотеке, завернувшись в плед. Она надеялась, что Саша догадается, что она здесь и придёт за ней. Он знал потайной лаз в заборе, знал, где ключ, а лёгкий дымок над трубой давал ему знак, что она здесь. Лиза не допускала мысли, что Саша мог быть убит- она бы почувствовала. И то, что он мог уехать без неё, тоже невозможно. Нет, он ищет её и рано или поздно придёт сюда. Он мог вернуться к Сабуровым или поселиться в какой- нибудь гостинице. Деньги у него были, и у Жоржа, и у Бориса. И драгоценности княгини Разумовской. Кроме того, Саша говорил, что сразу после возвращения продал свой дом, в котором останавливался, когда приезжал в Петербург. К чему в такие времена содержать целый дом?
Ей нужно будет взять себя в руки, дойти до Петропавловской крепости и разыскать Владимира Ивановича. У него много связей, наверное, сможет ей помочь. Голова Лизы клонилась набок, мысли путались. Тишина, царившая вокруг, убаюкивала. Когда в эту тишину ворвался треск ружейных выстрелов, она не поняла. Открыла глаза, вскочила и замерла на месте, прислушиваясь, словно охотничий пёс. На улице было темно, наверное, ночь или поздний вечер. Лиза всматривалась в тёмное окно. Послышалось лязганье ворот и новые выстрелы. Кто-то пытался вломиться в дом. Вне себя от страха, Лиза метнулась к двери, выбежала на задний двор и помчалась, словно обезумевшее животное, к заветному лазу. Но в темноте не смогла его найти и застыла под деревом, всхлипывая от страха. Она смотрела на дом, не замечая струящихся по щекам слёз. В доме ходили какие-то люди с ружьями, прикладами выбирали окна, вытаскивали мебель,  которую складывали, судя по рокоту мотора, в грузовик. Вот уже посыпались окна на втором этаже и громкие возгласы вкупе с грохотом погрома разрезали ночную тьму. Сколько эти люди глумились над её домом,  Лиза не могла сказать. Ей показалось, что на горизонте уже начало светлеть. Звук мотора стал громче, голоса переместились на улицу.
Неужели, уезжают? Она не знала, может ли вернуться в дом. Разграбленный, осквернённый, он больше не был надёжным пристанищем. Глотая слёзы, Лиза мысленно простилась с дорогим её сердцу местом, где она родилась, выросла, где каждая вещь была ей родной. На улице начался дождь, подул холодный ветер. Только теперь Лиза поняла, что замёрзла. Она выбежала на улицу без шляпы, в одном чёрном платье и шали, в которую укутала озябшие плечи. Хорошо ещё, что на ногах были тёплые ботинки. Не хватало ещё слечь с воспалением лёгких. Делать было нечего, нужно вернуться и надеть тёплые вещи. Поминутно оглядываясь, Лиза снова пробралась в дом. Только не похож был этот дом на тот, который она оставила несколько часов назад. Со стен сорваны картины, а та мебель, которую не вывезли, разбита.
- Прости, прости,- шептала Лиза, осторожно пробираясь через стёкла, вывороченные двери и обломки мебели. В её гардеробной не осталось никаких вещей, всё забрали, а в спальне летал пух от вспоротых штыками подушках. Зачем? Чем  подушки помешали тем людям? Лиза вошла в комнату,  где когда-то жила Даша и, к своему изумлению и радости, увидела в шкафу вещи- платья, пальто, шляпы. Видимо, вещи служанки не особо интересовали тех людей. Надо было уходить отсюда. Рассвет, действительно, занимался и сюда мог зайти кто угодно, привлечённый сломанными воротами и настежь распахнутыми дверьми. Лиза надела шляпу, тёплое пальто и выбежала на улицу. Она больше не раздумывала и направилась прямиком к Петропавловской крепости. Дождь продолжал моросить, серый рассвет с трудом развеял ночную тьму. Ближе к центру города народу на улицах стало гораздо больше- матросы, солдаты, рабочие, обычные прохожие, которые жались к стенам домов, мальчишки,  которые разносили газеты,  торговцы с тележками- город гудел. У Петропавловской крепости царил хаос. Ворота были раскрыты и военные проходили внутрь нестройной шеренгой, сопровождаемые строгим взглядом часовых.
- Куда?- строго окликнул Лизу один из часовых.
- Мне нужно видеть коменданта,- сказала Лиза, стараясь казаться уверенной.
- Коменданта нет,- ответил тот,- Приходите в другой день, сегодня не пускают посетителей.
- Когда мне прийти?- растерянное спросила Лиза.
- Не знаю, дамочка. Видите, что здесь творится?- он с раздражением махнул рукой, - Уходите, уходите.
Лиза отошла подальше, сторонясь военных, которые, проходя мимо неё, отпускали пошлые шуточки. Она вышла на дорогу и задумалась. Куда же ей идти? К сожалению, она не помнила, где жили Сабуровы. У неё в Петербурге было очень много знакомых, но она не могла решить, к кому ей пойти. Дождь закончился. Лиза закрыла зонт, прислонилась к гранитному парапету, пытаясь собраться с мыслями.


Рецензии