Легендарные кафешки Афин
Очень краткая история о кофейнях
Кафенио (так произносится кафе на греческом языке) - это место, знакомое и милое всем грекам еще со времен античности, однако называлось оно в ту пору по-другому и задачи у него были несколько другие. Действительно, греческие кафейни обязаны своим появлением так называемым "fermopolia", что работали на древнегреческой Аgоrа (рынке). Слово "фермополио" происходит от др.-греч. fermos, что означает «тёплый», и "poleo" - "продавать". Всезнающая Википедия уточняет: "Там обыкновенно подавали горячую еду и вино, сладости. Предлагаемые блюда были очень просты: горох, бобы, чечевица, также подавалось вино, смешанное с горячей водой. Посетители ели стоя" (обратите на этот факт внимание). Отсюда образовалась еще одна точка греческого общепита - стеки (от греч. слова steko, что означает "стоять"). А вот когда, наконец, появился напиток кофе (турец. kafve) и кофейни (самая первая открылась, между прочим, в Венеции), возникло и нынешнее название "kafenio", то есть кафенио, кофейня или кафе. Поговорим о них!
Со времен первого греческого короля Оттона именно кофе-кондитерские становятся новым местом притяжения для немногочисленных местных жителей и многочисленных приезжих, в основном, европейцев. Там пили турецкий кофе, уже тогда кушали разнообразные местные и заморские печеньки, получали удовольствие от завтрака, читая европейскую или редкую местную газетку, устраивали званные обеды, угощали друзей, образовывали клубы по интересам, играли в бильярд, делали ставки, курили кальян, обсуждали политику, а в некоторых кафе собирались заговорщики и смутьяны, что выступали "за" короля или "против" самодержавного режима.
Рыночное кафе - самое первое в Афинах кафенио
Самое первое в истории Афин кафе открылось, конечно же, на городском рынке. Оно благополучно работало при османах в помещении Библиотеки Адриана рядом с башней с часами, подаренными городу "сверх меры предприимчивым" английским графом Элгином. Этот самый Граф Томас Элгин занимался воровством или вывозом из Греции бесценных артефактов, за это в 1814 году он подарил Афинам большие часы, которые были помещены на башню в центре рыночной площади. На них была сделана даже памятная надпись: «Томас, граф Элгин подарил эти часы афинянам, а народ и демос Афин воздвиг и установил здесь башню в лето Господне 1814».
Башня простояла в целости и сохранности целых семьдесят лет, но в ночь с 8 на 9 августа 1884 года рухнула от пожара, разрушившего также все строения на рыночной площади (и кафе в том числе). Однако, "Рыночное Кафе" вновь открывается, когда в Афинах восстанавливается относительный порядок после Революции 1821 года: жители возвращаются в свои дома и должны где-то есть. В то кафе приходили люди среднего и низкого социального класса, которые на рынке или работали, или делали покупки, там же коротали свободное время все немногочисленные на ту пору жители Афин (около 5.000).
Кафе Европа
"Самое элегантное кафе Афин" по словам очевидцев открылось примерно в то же время, в самом центре греческой столицы (на улице Эолу), напротив церкви Агиа Ирини. Одна богатая француженка - миссис Робер, основала это роскошное кафе (ее отец, француз филэллин Робер, был убит турками во время второй осады Акрополя в декабре 1826 года). В глазах греков он прослыл героем гомеровских эпосов. В кафе "Европа" впервые в Афинах появился бильярд, и оно процветало, пока не открылось по-соседству другое заведение подобного типа». О царящей в кафе Европа атмосфере поведал французский историк, путешественник Ж.А. Бюшон (1791-1849). Вот, что он записал:
"Рядом с магазином в турецком стиле, в котором торговец сидит на корточках по обыкновению, играя бусинками своих четок, можно встретить кафе во французском стиле с бильярдом из красного дерева. Возле него двадцать мальтийцев сидят на улице, ожидая, когда их наймут, внутри греки в белых сюртуках и в расшитых золотом черных жилетках курят свои длинные трубки, в то время как другие греки, одетые по-франкски (то есть по-европейски), попивают из бутылок пиво, покуривают сигару или сигарету и обсуждают на французском новости парижских газет. Одни носят греческую униформу с французскими ботинками, другие - французский сюртук с греческой фустанеллой (юбкой) и белыми чулками. Греческий, французский, итальянский, немецкий звучат одновременно, и обсуждение романа Бальзака иногда прерывается патриотическим монологом о Крите, Омер-паше или Маврокордатосе".
Кафе "Прекрасная Греция"
В 1836 году итальянец по имени Санто Мириндарелли основал рядом с вышеуказанным кафе свое собственное - легендарное кафе "Bella Grecia", переименованное со временем в "Прекрасная Греция" по-гречески. Это историческое место было центром политической жизни города в течение долгих 45 лет, с самого момента его основания до 1879 года, когда оно закрыло свои двери перед посетителями.
Великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен посетил Афины в апреле 1841 года и кофейню "Прекрасная Греция", в том числе. Он отметил в своих мемуарах следующее:
"В Афинах есть несколько греческих и турецких кафе, а среди них новое итальянское, такое большое и элегантное, что произвело бы должное впечатление даже на жителей Гамбурга или Берлина. Здесь я увидел молодых греков в национальной форме настолько узкой, что у них наверняка есть синяки на ребрах. Они играли в бильярд, курили, носили перчатки и держали в руках лорнет. Это были настоящие греческие данди".
Кафе "Прекрасная Греция" через некоторое время становится пристанищем для прогрессивных, демократически-настроенных афинян. Кафе превратилось в логово анти-оттонианцев, именно поэтому баварские солдаты и сочувствующие молодому королю греческие граждане часто вторгались внутрь и избивали завсегдатаев. Особенно тех, кто носил соломенные шляпы (скиады), так называемые скиадисты. В то время (1859-1861) любой, кто носил соломенную шляпу, считался анти-оттонианцем (против короля и монархии) и мог быть жестоко избитым.
В кафе был демонстративно сожжен экземпляр про-монархистской газеты "Элпис" в знак протеста против позиции правительства по вопросам внешней политики. Там 10 октября 1862 года начинается бунт группы революционеров, которые затем идут на площадь Синтагма и требует выселения короля Оттона. В том же кафе 30 октября 1865 года вновь начались выступления уже против Вильгельма Споннека, советника короля Георгa I, что привело к его немедленному смещению.
Французский археолог Эдмон после посещения Афин в 1852 году, отметил в своих трудах важность того кафе: "Министры узнают, что их положение шатко или что их правительство не просуществует достаточно долго, если "бузитеры" из кафе "Прекрасная Греция" что-то горячо обсуждают вечером накануне, то на утро объявляется о формировании нового министерства".
В кафе часто бывали иностранцы, в основном дипломаты, послы, путешественники. То был настоящий информационный центр. О текущей политической ситуации в Греции и в Европе можно было узнать именно там, поскольку в то время не было еще информ- агентств. Ну, вы понимаете каких!?
В 1870 году на втором этаже здания, где располагалось кафе, действовал "клуб афинских торговцев", а через некоторое время в кафе заработала неофициальная народная финансовая биржа. Потому разного социального статуса люди толпились в кафе и с утра до глубокой ночи ели-пили, играли в бильярд, спорили и даже жестоко дрались после массового банкротства(из-за скандала с акциями на Лаврийском серебряном руднике). То были последние дни славы и бесславия, которые переживала "Прекрасная Греция", так как в 1879 году кафе навсегда закрылось, но осталось в истории как одно из самых легендарных кафе Афин 19 века.
Кофейня Бунтарей
Кофейня "Бунтарей" работало на пересечении улиц Эолос и Митрополеос, в подвале дома героя греческой революции Дзавелла, с первых лет правления баварского короля Оттона (1834). В этом простоватом кафе-притоне с кальянами и крепким запахом восточных специй собирались греческие воины, которых вытеснила баварская гвардия короля. Они вспоминали о годах борьбы за Независимость Греции и вынашивали план по реализации "Великой Мечты" (объединить все некогда греческие территории). "Фустанеллофоры" (греческие воины в национальных юбках), "вракадес" (жители греческих островов в шароварах) и андартес (добровольцы) рассказывали о своих подвигах, играли в шахматы, домино, но чаще в "солдатский преферанс" и упоительно мечтали, сидя в развалочку на стуле и куря длинный мундштук.
Кафе г-на Хафтас
Участник борьбы за Независимость некий Джон Хафтас был одним из немногих среди своих коллег, кто получил хоть какую-то компенсацию за свои заслуги перед Отечеством: ему выделили участок земли в районе неоформленной тогда еще площади Омония. И в прохладном саду он открыл свое кафе, где собирались завсегдатаи: ностальгирующие по старым Афинам романтики, первые греческие демократы, анти-оттонисты и даже воинствующие революционеры. Однако, кафе долго не продержалось: закрылось в 1880 году из-за конкуренции.
Баварские кафе
Хоть и прошло много времени с той поры, как баварцы приплыли к берегам Греции, но они все еще жили в своем собственном закрытом сообществе и исключительно для себя создавали питейные заведения: сначала открыли кафе "Zum Gruner baum" (Зеленое дерево) на пересечении Иерос Одос с улицей Александра Македонского. Затем кафе "Pausilipum" - на участке, на котором позже будет построен Политехнический институт, и в 1838 году было построено загородное на тот момент, но роскошное кафе-пивная "Филадельфия", столики которого располагались между уцелевшими колонами древнего храма Зевса Олимпийского. Свежайшее "живое" пиво в изобилии лилось в этих кафешках, открытых баварцами.
Кафе Цурапи
Название кафе происходит от греческого слова "tsourapi", что в переводе на русский означает "чулок". Необычное название для кафе, не правда ли! Среди афинян ходит байка о том, как кафе получило свое название или скорее прозвище. Итак, действительно, и название и история кафе непосредственно связаны с белыми шерстяными чулками - это элемент мужской греческой национальной одежды. Такие чулки усердно вязала жена хозяина кафе, сидя снаружи и, казалось что, никак не могла их довязать. Этот процесс она намеренно или непреднамеренно (сейчас трудно сказать) затягивала, глядя внимательно по сторонам, пока противники Оттона обсуждали что-то внутри кафе. Когда она чувствовала опасность, то немедленно предупреждала "заговорщиков", которые "быстро линяли" через заднюю дверь! Слава данного кафе вышла за пределы района, и еще одно заведение с подобным названием появилось было в Пефкакиа, район Ликавитоса, но его быстро власти закрыли.
Кафе Восточное, Заворотиса, Ai Laif
Кафе Восточное, позже дважды переименованное, имеет любопытную историю. Сейчас я вам ее расскажу. Прежде, надо сказать, что оно располагалось в самом центре города на площади Синтагма, а точнее на углу улицы Эрму на первом этаже дома Андреаса Коромилы, который был построен в 1850 году греческим архитектором Панагисом Калкосом, и работало кафе вполне успешно до сноса здания в 1964 году, во время очередной реновации Афин. Изначально кафе принадлежало Василий Василиу и называлось "Кафе Восточное".
В то же время некий Георгиос Заворитис работал водителем афинского парового трамвая, печально известного как "жоподробилка" (по греч. kolosourti), и был завсегдатаем этого кафе. Между владельцем кафе и водителем трамвая завязалась тесная дружба и, поскольку оба были недовольны своей работой, они решили обменяться профессиями. Так, Василиу стал водителем трамвая, а Заворитис -
управляющим того кафе, которому дал свое имя!
Со временем он превратил полученное им таким образом заведение в шикарное кафе-кондитерскую и сменил еще раз его название на «Ai laif». Именно тогда туда повалила молодежь на знаменитые шоколадные пирожные по новомоднырецептам, что привозил из поездок заграницу предприимчивый Георгиос Заворитис. То кафе полюбилось и запомнилось многим афинянам, как наиболее удобное и красивое место для знакомств и встреч! В то время кафе своими столиками закрывало почти всю площадь Синтагма. А внутри было, действительно, шикарно: хрустальные люстры, зеркала, бархатные малинового цвета сиденья кресел и мрамором отделанные овальные столики. Вот, что значит, когда человек на своем месте!
На самом деле кафейни того периода были неразрывно связаны с жизнью греков разного социального статуса, они являлись центрами социальной, культурной и политической жизни Афин. При всем том, в кафешках первых лет истории Греции доминировали исключительно мужчины.
Свидетельство о публикации №223032500294