Сакральное монг. 9 в чеч. яз

Монг. "девять" в чеч. яз.


Дагур. ИС(ЭН) "девять",исэн там "загробный мир",халха-монг. есоьн "девять": чеч. исс, ингуш. ийс, бацб. исс "девять".

Здесь представлено обозначение пра-нахско-дагестанского языческого божества, совпадающего с "Есь" енисейских народов.

Это числительное совпадает со словом "Хозяин" в языках лезгинской группы: агул. хулан эйеси, лезг. йеси, рут. халды иесси, цахур. йесси. Эта же основа зафиксирована в местных тюркских языках (за исключением азерб.).

Формально Есь лезгинских языков нам видится соответствием ав. лак. и др. Ас (Асс) "авторитет, бог-громовержец, совесть и т.п."

Число "девять" у тюркско-монгольских народов считалось сакрльным. Здесь мы тоже видим сакральность, потому что в дагурском число "девять" имеет отношение к загробному миру, а в нахско-дагестанских языках перекликается соответсвует обозначению языческого бога. Кроме того, в монг. пантеоне насчитывалось 99 молниевидных Тенгри (две "девятки").

Мы пологаем, что к названию "девять" должно иметь какое-то отношение к словам со значением "внутри","внутренний". Так в дагур. исоор "внутренняя часть одежды" при ис(эн) "девять". На "внутренний" как-бы указывае и ав. обозначение числительного "девять"- ичI, ичIго с учётом внешних связей.

Вызывает интерес и взаимосовпадение рассматриваеммой нам лексемы с енисейскими языками, так как лингвисты давно подметили сходство северокавказских языков с енисейскими.

Западная историография десятилетиями как уже предлогает именно в предках енисейских народов видеть очновной костяк азиатских гуннов (хуннов).Кроме того, значительная часть азиатских хуннов (в отличии от гуннов Аттилы) принадлежала к кавказоидам (европеоидной расе).


Рецензии