Бим-бад дверь в бессмертие

               
                БИМ-БАД: ДВЕРЬ В БЕССМЕРТИЕ
         
              Судьбы мира — в руках воспитателя,
                а не   политика  или полководца.
                Борис БИМ-БАД
      
        1 марта 2023 года  ушел от нас в  Бездну Вечности оригинальный человек с веселым  и звонким  именем  Борис  Бим-Бад. 
         На 82 м году ушел из жизни Борис Михайлович Бим-Бад (1941-2023), советский и российский педагог, академик РАО, ученый-гуманист, основатель и ректор  Российского открытого университета, преобразованного позже в Университет  Российской академии образования (УРАО).
     Ушел ещё один из героев мысли   и  высоких дел  нашего времени, теоретик и историк  педагогики; автор учебника, хрестоматии и учебных пособий  по педагогической и этической   антропологии. Ушел в мир иной ещё один романтик-просветитель, жизнелюбивый, честолюбивый и сверхэнергичный человек, философ-прикладник, поэт и носитель моральных ценностей, утверждавший  до конца жизни  в теории  на практике   примат морали над Истиной. Борис Бим-Бад был убежден, что судьбы мира в руках воспитателя, а не политика или полководца. Что школа должна не только учить мыслить, но и упражнять воспитуемого и обучаемого   в чувствах  милосердия человечности.   
      Б.М. Бим-Бад  —   первый и единственный учёный в современной педагогике, кто выполнил  завет русского педагога-демократа К.Д. Ушинского, ждавшего своего исполнителя полтора века. Если сам Ушинский  успел создать психологическую  педагогическую  антропологию — «Человек как предмет  воспитания. Опыт  педагогической антропологии» (1869), то для создания исторической, социальной и этической антропологии  ему просто не хватило времени, он умер на 47-м году жизни, а  наследовать было некому.  И Борис Михайлович стал самым  верным   продолжателем основоположника  научной педагогики в России, носителем идей воспитывающего  обучения применительно к особенностям умственного  развития  ребёнка.
       Бим-Бад — автор  ряда  ярких книг о воспитании детей, достойных быть в  ковчеге очередного Ноя, плывущего в бурных водах всемирного потопа.  Он — автор хрестоматии, курса лекций  и учебников по  педагогической и этической антропологии. Сведя  воедино  труды  древних учителей нравственности и крупнейших специалистов  по воспитанию и обучению, созданные за последние  три тысячелетия, Бим-Бад подарил многим поколениям родителей и воспитателей-наставников своеобразную настольную хрестоматию, в которой изложено всё, что касается природы человека и окружающего мира.  Главной темой этой хрестоматии является могущество образования, понимаемого как главное  условие  в самовоспитании, саморазвитии и становлении  человека самостоятельно кующего свою судьбу на пути  к доблести, созиданию и славе.
      В «Педагогической антропологии» (М.: Изд-во УРАО, 1998)  автором-составителем  были  глубоко переосмыслены в духе  своего времени и подвергнуты  анализу   такие фундаментальные пласты культуры как  мифология, история, теология, философия,  палеопсихология, социология,  этнография, мораль и этика. Бим-Бад считал, что каждый каждому — Пигмалион, что педагогом  является не только  человек человеку, но и вся мировая история с её скорбями и радостями, находками, открытиями и утратами,  культура, вера, философия и наука. По сути, «Педагогическая антропология» Бим-Бада — это Главная Книга о воспитании в человеке человечности. В  ней всё  о Жизни и всё о Человеке в этом мире, это Всеобщая Универсальная Теория Всего, энциклопедия человеческой глупости и ума, заблуждений и иллюзий, история созиданий и разрушений, поражений и побед любви,  проявлений силы и бессилия зла.
     В то время, когда постсоветское общество всё глубже погружалось в пучину  морального и духовно-нравственного кризиса,  когда  в общественные ценности грубо и зримо проникли нравы   беспощадных,  ловких и хищных  «новых русских», Борис Бим-Бад, как основатель и первый ректор Университета Российской академии образования, предложил организовать в стране воспитательно-образовательную «кузницу принцев», Президентский колледж. Он  разработал проект Царскосельского лицея-университета имени М.М. Сперанского — для обучения политической элиты  РФ. По замыслу  Бориса  Бим-Бада  в нём молодые политики смогут научиться разумно, мудро и «цивилизованно» управлять государством.  Таким огромным государством как Россия  нельзя   управлять  людям случайным и неадекватным, с дурными привычками и нездоровыми  страстями. Президент России автоматически становится управленцем  мирового масштаба и уровень его  окружения и всей правящей элиты  должен быть  очень высоким. Мерилом  качества такой подготовки смогут  стать  независимые государственные экзамены по типу уже существующих в развитых странах  для чиновников госаппарата и медицинская, психиатрическая экспертиза  при ассоциации крупнейших учёных и практиков,  учёных-психологов и психиатров, которым доверяет нация.
        По утверждению Бим-Бада образование должно  стать воспитанием, сообразным природе человека, стать для него  ориентиром в культуре и в жизни общества. Любая школа и образование — это сила влиятельная и  страшная, она может давать жизнь, а может и убивать. Давно известно, что с правильным  воспитанием  детей,  тесно   связано будущее страны. Человек — звено  в цепи поколений истории человечества. Роль личности в истории положительна только когда она хоть в чём-то  превосходит своими достоинствами усреднённое рутинное  целое. Самомнение, завышенная самооценка, культ личности и мания  величия  социально опасно. Новым поколениям, считал Б.М., необходимо изучать историю, хорошо знать историю человеческой глупости во множестве её проявлений, знать все способы  самоуничтожения  человечества.  История заблуждений  и трагедий  разума полезна. Чтобы предотвращать  повторение  ошибок  и совершение новых и новых.  Здесь многое зависит от уровня воспитания и образования руководителей  стран и государств и правящей элиты, от  специальной подготовки образованных и высокоморальных молодых  политиков.
    Насколько эта идея Бим-Бада  была «несвоевременной», наивной, романтичной  и утопичной, и насколько она была насущной и крайне необходимой, показало время безыдейных нулевых годов. Уже тогда, в конце 90-х годов затея Бим-Бада организовать при УРАО «кузницу принцев» вызвала бурную критику, как со стороны лагеря коммунистов, так и либерал-демократов, как со стороны нового руководства РАО, так и со стороны Министерства образования РФ. Большинству оппонентов сама задача воспитания будущих политиков казалась парадоксальной, ибо в  большой политике нет морали, что нынешние «молодые» управленцы нанесли обществу непоправимый ущерб, что  они не озабочены интересами России, среди  них нет патриотов.  Сумеют ли применить свои знания  в мирных целях подобные болезненно властолюбивые   персонажи? (Владимир Бестужев-Лада) Когда в стране разразился затяжной экономический кризис, когда в стране растёт безработица и обнищание семей, не уверенности в том, что лучший способ воспитания управленцев — создание элитарных школ (А.Кузякин). Когда в стране среди детей, окончивших  общеобразовательную  среднюю  школу,  ;  страдают патологией психики, когда по официальным данным, только беспризорников у нас  насчитывается 2 млн., а рецидив  подростковой преступности достигает 80 процентов, о каком элитарном (платном) образовании может идти речь? (Геннадий Зюганов)
      Всё это так, с этим трудно спорить, но это вовсе не значит, что проблему воспитания подрастающего поколения (больного и здорового) не следует проводить, ожидая лучших и благополучных, «сытых» времён.  Не будем забывать, что Борис Михайлович  17 лет жизни посвятил  обучению детей-«полурастений» в Загорском  детском доме для слепоглухих детей. Один из  его слепоглухих  воспитуемых и обучаемых, Александр Суворов,  стараниями  Б.М. стал  доктором психологических наук и отцом педагогики человечности.
       Увидеть в ребёнке будущего созидателя или разрушителя, мизантропа или человеколюбца, весьма трудно, почти невозможно. Ещё труднее воспитать в ребёнке человека разумного и гармоничного. Не всякий может увидеть на заснеженном тротуаре следы босого  тотально  одинокого и страдающего человека, и определить, что это  следы несчастного человека-невидимки.
       Б.М. внес огромный вклад  в педагогическую антропологию — знание о человеке  как воспитателе и воспитуемом,  но и развил   этическую антропологию —знание о  человеке, но под этическим углом  зрения, с позиций педологии и печальных тайн о человеческой природе, о природе низости, лидерства, насилия и тирании. 
       Этическая антропология Бим-Бада получила своё освещение в его популярных психологических очерках и этюдах о «нежном возрасте» тиранов и убийц,  великих завоевателей и властелинов мира, о жизненном стиле  болезненно  властолюбивых «земных божеств», а также в    отдельной книге об отроке и юноше-семинаристе Иосифе Джугашвили: «СТАЛИН: исследование жизненного стиля.  (М.:Изд-во УРАО, 2002). 
        Проблемы социальной и  этической антропологии, относящиеся к методике  воспитания подрастающих (и «потерянных») поколений  были отмечены Б.М. в его  популярных очерках и этюдах «Психология и педагогика: просто  о  сложном». (М.: Издательство Московского психолого-социального университета. 2010), в части 1 «Тайная  жизнь  сердца».  В учебнике и практикуме для академического  бакалавриата  «Педагогическая антропология» (М.: Издательство  Юрайт, 2015), в главе 9 «Педагогическая антропология и гуманизация образования», где речь идёт о   педагогическом значении категории  апперцепции как процессе внутренней работы  чувства и мысли ребёнка.   Акты апперцепции — это акты понимания в ходе изменения сознания и  психики  человека, когда  восприятие окружающего мира ребёнка  модифицируется воспитанием + научением, на основе влияния опыта прошлого на настоящее и тем самым влияющим на будущее. (Б.М. Бим-Бад  «Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ»).
      Касаясь проблем воспитания и обучения ребёнка в семье и школе, Б.М., как педагог-наставник,  всегда  ставил  воспитание на первое место. Потому что главным достижением гармоничного воспитания человека человеком является «беззлобность сердца, безгрозие души», исключающие у подростков и юношей проявление агрессивности, разрушительных (часто немотивированных) мотивов и «энергетического» накала, юношеского  максимализма, снижающие  «напряжение противоречий жизни» (Э.Д. Ильенков).
       Воспитание  страхом и болью порождает  бандитов, насильников, тиранов и деспотов, террористов. Природные  дарования раскрываются в определенных обстоятельствах, где огромную роль играют любящие и внимательные  спутники ребёнка —  родители, авторитетные  учителя-наставники и воспитатели, интеллектуальная и духовная среда и раннее участие в умственной  жизни.
       Роль учителей нравственности в воспитании подрастающего поколения  огромна, и это доказано историей всего человечества. Учитель и ученик — проводники  бессмертия человеческой души и интеллекта —учитель не умрёт в ученике, а одарённый ученик всегда становится учителем своих детей и внуков и даже нескольких поколений людей. Учитель нравственности и педагог-наставник, новатор в деле воспитания человека человеком  — вот кто такой академик Борис  Бим-Бад.
       О таких наставниках-учителях у поэта-ученого Бим-Бада есть стихотворение «Учителю», где  заключительные строки звучат сегодня почти автобиографически и пророчески:
           Нежеланный, незнаемый  гений
           Ты один был, один на один,
           С беспощадною болью сомнений
           И нетающей солью седин.
           Наплевав на холуйские мненья,
           Не страшась ни  побед, ни потерь —
           Ты рванул и открыл
                для бессмертья
           Эту насмерть  забитую  дверь.
       Умер  весьма оригинальный человек и сразу превратился в Образ, уже  не соотносимый и несовместимый с ним реальным: уже не поздороваешься, не поговоришь по телефону и не отправишь письмо  по электронной почте.
      Дорогой Борис Михайлович! Вы   никогда не перестанете для меня быть в моей благодарной  памяти. Смерти нет.  Есть только бесконечная цепь необъяснимых  превращений, вариаций на электромагнитную и квантовую тему —  вечно повторяющихся чувств и ощущений. Мы ещё не раз встретимся в жизни после жизни. И не только в  «Доме разбитых зеркал» на  Чистопрудном  бульваре,  в квартире супруга  Вашей бабушки княгини Зины, у досточтимого Ивана Христофоровича  Айдинова.   И не только на краю заполярной студёной ойкумены, близ  Княжпогоста.  но и в иных обителях — на  пороге Дома  Вечности, у Великой Стены Вечного Ожидания усопших душ,  в отсеке «До востребования». Всё будет хорошо. Акуна матата, дорогой друг и товарищ!  Акуна матата!

 18.03.2023, День поминовения  усопших

            


Рецензии
К сожалению, всю жизнь живу в Сергиевом Посаде, а про такого учителя не слышала. Всю жизнь преподаю, что интересно...

Наталья Мартишина   24.05.2023 00:46     Заявить о нарушении