Бим-бад дверь в бессмертие
БИМ-БАД: ДВЕРЬ В БЕССМЕРТИЕ
Судьбы мира — в руках воспитателя,
а не политика или полководца.
Борис БИМ-БАД
1 марта 2023 года ушел от нас в Бездну Вечности оригинальный человек с веселым и звонким именем Борис Бим-Бад.
На 82 м году ушел из жизни Борис Михайлович Бим-Бад (1941-2023), советский и российский педагог, академик РАО, ученый-гуманист, основатель и ректор Российского открытого университета, преобразованного позже в Университет Российской академии образования (УРАО).
Ушел ещё один из героев мысли и высоких дел нашего времени, теоретик и историк педагогики; автор учебника, хрестоматии и учебных пособий по педагогической и этической антропологии. Ушел в мир иной ещё один романтик-просветитель, жизнелюбивый, честолюбивый и сверхэнергичный человек, философ-прикладник, поэт и носитель моральных ценностей, утверждавший до конца жизни в теории на практике примат морали над Истиной. Борис Бим-Бад был убежден, что судьбы мира в руках воспитателя, а не политика или полководца. Что школа должна не только учить мыслить, но и упражнять воспитуемого и обучаемого в чувствах милосердия человечности.
Б.М. Бим-Бад — первый и единственный учёный в современной педагогике, кто выполнил завет русского педагога-демократа К.Д. Ушинского, ждавшего своего исполнителя полтора века. Если сам Ушинский успел создать психологическую педагогическую антропологию — «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1869), то для создания исторической, социальной и этической антропологии ему просто не хватило времени, он умер на 47-м году жизни, а наследовать было некому. И Борис Михайлович стал самым верным продолжателем основоположника научной педагогики в России, носителем идей воспитывающего обучения применительно к особенностям умственного развития ребёнка.
Бим-Бад — автор ряда ярких книг о воспитании детей, достойных быть в ковчеге очередного Ноя, плывущего в бурных водах всемирного потопа. Он — автор хрестоматии, курса лекций и учебников по педагогической и этической антропологии. Сведя воедино труды древних учителей нравственности и крупнейших специалистов по воспитанию и обучению, созданные за последние три тысячелетия, Бим-Бад подарил многим поколениям родителей и воспитателей-наставников своеобразную настольную хрестоматию, в которой изложено всё, что касается природы человека и окружающего мира. Главной темой этой хрестоматии является могущество образования, понимаемого как главное условие в самовоспитании, саморазвитии и становлении человека самостоятельно кующего свою судьбу на пути к доблести, созиданию и славе.
В «Педагогической антропологии» (М.: Изд-во УРАО, 1998) автором-составителем были глубоко переосмыслены в духе своего времени и подвергнуты анализу такие фундаментальные пласты культуры как мифология, история, теология, философия, палеопсихология, социология, этнография, мораль и этика. Бим-Бад считал, что каждый каждому — Пигмалион, что педагогом является не только человек человеку, но и вся мировая история с её скорбями и радостями, находками, открытиями и утратами, культура, вера, философия и наука. По сути, «Педагогическая антропология» Бим-Бада — это Главная Книга о воспитании в человеке человечности. В ней всё о Жизни и всё о Человеке в этом мире, это Всеобщая Универсальная Теория Всего, энциклопедия человеческой глупости и ума, заблуждений и иллюзий, история созиданий и разрушений, поражений и побед любви, проявлений силы и бессилия зла.
В то время, когда постсоветское общество всё глубже погружалось в пучину морального и духовно-нравственного кризиса, когда в общественные ценности грубо и зримо проникли нравы беспощадных, ловких и хищных «новых русских», Борис Бим-Бад, как основатель и первый ректор Университета Российской академии образования, предложил организовать в стране воспитательно-образовательную «кузницу принцев», Президентский колледж. Он разработал проект Царскосельского лицея-университета имени М.М. Сперанского — для обучения политической элиты РФ. По замыслу Бориса Бим-Бада в нём молодые политики смогут научиться разумно, мудро и «цивилизованно» управлять государством. Таким огромным государством как Россия нельзя управлять людям случайным и неадекватным, с дурными привычками и нездоровыми страстями. Президент России автоматически становится управленцем мирового масштаба и уровень его окружения и всей правящей элиты должен быть очень высоким. Мерилом качества такой подготовки смогут стать независимые государственные экзамены по типу уже существующих в развитых странах для чиновников госаппарата и медицинская, психиатрическая экспертиза при ассоциации крупнейших учёных и практиков, учёных-психологов и психиатров, которым доверяет нация.
По утверждению Бим-Бада образование должно стать воспитанием, сообразным природе человека, стать для него ориентиром в культуре и в жизни общества. Любая школа и образование — это сила влиятельная и страшная, она может давать жизнь, а может и убивать. Давно известно, что с правильным воспитанием детей, тесно связано будущее страны. Человек — звено в цепи поколений истории человечества. Роль личности в истории положительна только когда она хоть в чём-то превосходит своими достоинствами усреднённое рутинное целое. Самомнение, завышенная самооценка, культ личности и мания величия социально опасно. Новым поколениям, считал Б.М., необходимо изучать историю, хорошо знать историю человеческой глупости во множестве её проявлений, знать все способы самоуничтожения человечества. История заблуждений и трагедий разума полезна. Чтобы предотвращать повторение ошибок и совершение новых и новых. Здесь многое зависит от уровня воспитания и образования руководителей стран и государств и правящей элиты, от специальной подготовки образованных и высокоморальных молодых политиков.
Насколько эта идея Бим-Бада была «несвоевременной», наивной, романтичной и утопичной, и насколько она была насущной и крайне необходимой, показало время безыдейных нулевых годов. Уже тогда, в конце 90-х годов затея Бим-Бада организовать при УРАО «кузницу принцев» вызвала бурную критику, как со стороны лагеря коммунистов, так и либерал-демократов, как со стороны нового руководства РАО, так и со стороны Министерства образования РФ. Большинству оппонентов сама задача воспитания будущих политиков казалась парадоксальной, ибо в большой политике нет морали, что нынешние «молодые» управленцы нанесли обществу непоправимый ущерб, что они не озабочены интересами России, среди них нет патриотов. Сумеют ли применить свои знания в мирных целях подобные болезненно властолюбивые персонажи? (Владимир Бестужев-Лада) Когда в стране разразился затяжной экономический кризис, когда в стране растёт безработица и обнищание семей, не уверенности в том, что лучший способ воспитания управленцев — создание элитарных школ (А.Кузякин). Когда в стране среди детей, окончивших общеобразовательную среднюю школу, ; страдают патологией психики, когда по официальным данным, только беспризорников у нас насчитывается 2 млн., а рецидив подростковой преступности достигает 80 процентов, о каком элитарном (платном) образовании может идти речь? (Геннадий Зюганов)
Всё это так, с этим трудно спорить, но это вовсе не значит, что проблему воспитания подрастающего поколения (больного и здорового) не следует проводить, ожидая лучших и благополучных, «сытых» времён. Не будем забывать, что Борис Михайлович 17 лет жизни посвятил обучению детей-«полурастений» в Загорском детском доме для слепоглухих детей. Один из его слепоглухих воспитуемых и обучаемых, Александр Суворов, стараниями Б.М. стал доктором психологических наук и отцом педагогики человечности.
Увидеть в ребёнке будущего созидателя или разрушителя, мизантропа или человеколюбца, весьма трудно, почти невозможно. Ещё труднее воспитать в ребёнке человека разумного и гармоничного. Не всякий может увидеть на заснеженном тротуаре следы босого тотально одинокого и страдающего человека, и определить, что это следы несчастного человека-невидимки.
Б.М. внес огромный вклад в педагогическую антропологию — знание о человеке как воспитателе и воспитуемом, но и развил этическую антропологию —знание о человеке, но под этическим углом зрения, с позиций педологии и печальных тайн о человеческой природе, о природе низости, лидерства, насилия и тирании.
Этическая антропология Бим-Бада получила своё освещение в его популярных психологических очерках и этюдах о «нежном возрасте» тиранов и убийц, великих завоевателей и властелинов мира, о жизненном стиле болезненно властолюбивых «земных божеств», а также в отдельной книге об отроке и юноше-семинаристе Иосифе Джугашвили: «СТАЛИН: исследование жизненного стиля. (М.:Изд-во УРАО, 2002).
Проблемы социальной и этической антропологии, относящиеся к методике воспитания подрастающих (и «потерянных») поколений были отмечены Б.М. в его популярных очерках и этюдах «Психология и педагогика: просто о сложном». (М.: Издательство Московского психолого-социального университета. 2010), в части 1 «Тайная жизнь сердца». В учебнике и практикуме для академического бакалавриата «Педагогическая антропология» (М.: Издательство Юрайт, 2015), в главе 9 «Педагогическая антропология и гуманизация образования», где речь идёт о педагогическом значении категории апперцепции как процессе внутренней работы чувства и мысли ребёнка. Акты апперцепции — это акты понимания в ходе изменения сознания и психики человека, когда восприятие окружающего мира ребёнка модифицируется воспитанием + научением, на основе влияния опыта прошлого на настоящее и тем самым влияющим на будущее. (Б.М. Бим-Бад «Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ»).
Касаясь проблем воспитания и обучения ребёнка в семье и школе, Б.М., как педагог-наставник, всегда ставил воспитание на первое место. Потому что главным достижением гармоничного воспитания человека человеком является «беззлобность сердца, безгрозие души», исключающие у подростков и юношей проявление агрессивности, разрушительных (часто немотивированных) мотивов и «энергетического» накала, юношеского максимализма, снижающие «напряжение противоречий жизни» (Э.Д. Ильенков).
Воспитание страхом и болью порождает бандитов, насильников, тиранов и деспотов, террористов. Природные дарования раскрываются в определенных обстоятельствах, где огромную роль играют любящие и внимательные спутники ребёнка — родители, авторитетные учителя-наставники и воспитатели, интеллектуальная и духовная среда и раннее участие в умственной жизни.
Роль учителей нравственности в воспитании подрастающего поколения огромна, и это доказано историей всего человечества. Учитель и ученик — проводники бессмертия человеческой души и интеллекта —учитель не умрёт в ученике, а одарённый ученик всегда становится учителем своих детей и внуков и даже нескольких поколений людей. Учитель нравственности и педагог-наставник, новатор в деле воспитания человека человеком — вот кто такой академик Борис Бим-Бад.
О таких наставниках-учителях у поэта-ученого Бим-Бада есть стихотворение «Учителю», где заключительные строки звучат сегодня почти автобиографически и пророчески:
Нежеланный, незнаемый гений
Ты один был, один на один,
С беспощадною болью сомнений
И нетающей солью седин.
Наплевав на холуйские мненья,
Не страшась ни побед, ни потерь —
Ты рванул и открыл
для бессмертья
Эту насмерть забитую дверь.
Умер весьма оригинальный человек и сразу превратился в Образ, уже не соотносимый и несовместимый с ним реальным: уже не поздороваешься, не поговоришь по телефону и не отправишь письмо по электронной почте.
Дорогой Борис Михайлович! Вы никогда не перестанете для меня быть в моей благодарной памяти. Смерти нет. Есть только бесконечная цепь необъяснимых превращений, вариаций на электромагнитную и квантовую тему — вечно повторяющихся чувств и ощущений. Мы ещё не раз встретимся в жизни после жизни. И не только в «Доме разбитых зеркал» на Чистопрудном бульваре, в квартире супруга Вашей бабушки княгини Зины, у досточтимого Ивана Христофоровича Айдинова. И не только на краю заполярной студёной ойкумены, близ Княжпогоста. но и в иных обителях — на пороге Дома Вечности, у Великой Стены Вечного Ожидания усопших душ, в отсеке «До востребования». Всё будет хорошо. Акуна матата, дорогой друг и товарищ! Акуна матата!
18.03.2023, День поминовения усопших
Свидетельство о публикации №223032500530
Наталья Мартишина 24.05.2023 00:46 Заявить о нарушении