Фитиль 322. Как это было

Итак, вспомним 1989 год. Опубликовано постановление ЦК КПСС «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий», прошла последняя в СССР перепись населения, на экраны вышла «Интердевочка», в Таджикской ССР произошло землетрясение, учредили «Мемориал», затонула подводная лодка «Комсомолец», в Тбилиси разогнали митинг, избрали «Мисс СССР», лётчик Александр Зуев угнал истребитель МиГ-29 в Турцию, на стадионе Лужники прошел один из первых митингов, создан «Газпром», суд Свердловска приговорил за самиздат к трём годам заключения журналиста Сергея Кузнецова, начались серьезные проблемы с продовольствием, Ельцин упал с моста, а на экраны страны вышел «Фитиль» № 322.
Собственно, в этот год на экраны вышли и другие выпуски журнала, который, напомню, выходил каждый месяц. Но сегодня о номере 322.
Первый сюжет, мультик, автор М.Яковлев, режиссёр В.Арсентьев, был о пьянстве. Если честно, с антиалкогольными сюжетами я боролся в редакции как мог, считая их глупостью и лицемерием. Во-первых, пили тогда все, а уж в редакциях тем более, а во-вторых, я всегда полагал, что бороться надо не с пьянством, а с его причиной, коей является наша не слишком благоустроенная жизнь. На что старшие редакционные товарищи резонно возражали, что именно этому посвящены все остальные наши сюжеты. Не поспоришь.
Второй сюжет известного документалиста Дмитрия Федоровского, вызвавший большой шум наверху, как, впрочем, и многие другие наши документальные сюжеты, был о том, как в Туркмении отправляют на мясо лошадей редкой и дорогой ахалтекинской породы. Потому что кормить их нечем, а ухаживать некому. При этом в отчётности полный ажур. Сюжет замечательно озвучил Всеволод Ларионов, а еще помню, что мы долго спорили – вставлять или не вставлять в сюжет жуткие кадры с мясокомбината. Вставили, но умеренно.
Реакция, как я уже сказал, была бурная, поснимали с работы кучу народа, но, как это было принято в те времена, быстренько засунули их на другие теплые места.
И, наконец, мой игровой сюжет (режиссер Альберт Мкртчян) о гласности, которая уже тогда вызывала много шуток. Помнится, я даже опубликовал инструкцию, как правильно, где, когда и под присмотром каких органов можно использовать эту самую гласность. Сценарий родился из моего рассказа «Пусть говорят», только концовку пришлось переделать – литературные концовки для сценариев обычно не годились.
Снимали в какой-то заброшенной церкви в районе Николиной Горы, в сюжете замечательно сыграли наши любимые фитилевские актеры Валерий Носик и Игорь Кашинцев, которых я потом снимал и в моем «Фарс-мажоре». Ну а что случилось с гласностью, вы и сами знаете.
Приятного просмотра!
https://youtu.be/nbYCRvyDkBQ


Рецензии