Stabat Mater Dolorosa... Стояла Мать Скорбящая...
…При кресте Иисуса
стояли Матерь Его
и сестра Матери
Его, Мария Клеопова, и
Мария Магдалина…
БИБЛИЯ
НОВЫЙ ЗАВЕТ
От Иоанна
Святое
Благовествование
ПРЕДИСЛОВИЕ, не имеющее никакого отношения к сказанному далее
В начале восемнадцатого века композитор Джованни Баттиста Перголези (Драги) написал кантату на слова секвенции поэта конца тринадцатого века Якопо деи Бенедетти - Stabat Mater Dolorosa (Стояла Мать Скорбящая…) – о страдании Богоматери, стоящей перед крестом, на котором принимает смерть Сын Человеческий.
О Богоматери, стоящей перед крестом, говорит только Святое Благовествовании от Иоанна. Там не сказано ничего о Её чувствах и переживаниях.
Когда слышишь музыку кантаты, слова кажутся лишними. В ровном течении прозрачной мелодии слышишь безмолвное страдание Богоматери, во всплесках мелодии – остроту Её скорби.
Открывается вИдение совершающейся судьбы Человека и Человечества.
Хроника жизни человеческой.
Почти без эмоций и совсем без вымысла.
В большой крестьянской семье Олюшка была вторым ребёнком.
Трудилась сызмальства, как и все в семье.
Как вошла в возраст, начала матушка искать жениха ей. Да не любого, а с ясной головой и крепким хозяйством.
Нашла, конечно.
Дважды убегала Олюшка через окно, завидев сватов.
Не лежало сердце к суженому. Словно чуяло несудьбу.
Но твёрд был характер матушки и крута нужда в семье.
Сосватали Олюшку, и отъехала она на хутор к чужим людям.
Но не было худа. Муж был добрый, спокойный, основательный.
Да и Олюшка - трудолюбивая и прилежная. И тверда характером – в матушку.
На своей фамилии осталась.
Пошла жизнь как у людей: стерпелось, слюбилось, жизнь начала налаживаться.
Но тут Царь-батюшка решил воевать с германцами.
Царь – это власть.
И власть забрала на войну деревенских. Мужа Олюшки - тоже. И сгинул он там.
Ни слуху, ни духу.
Всё хуторское хозяйство осталось на Олюшке, «соломенной вдове».
С утра до ночи - привычный непрерывный крестьянский труд: на поле, на огороде, с домашней скотиной и по дому.
Шло время. Шла жизнь. Война не кончалась. И вдруг весточка пришла: жив муж, в германском плену томится.
Возникло ожидание.
А время наполнилось новой тревогой.
Революция – говорили. Старой власти не стало. А новая – непонятно что.
Тут ещё другая война пошла – красных с белыми.
Один Бог остался над всеми. А в ближней небольшой и небогатой деревне и церкви-то не было.
Недоброе время: ни земной, ни небесной защиты людям.
Но кончились войны – и с германцами и красных с белыми. Красные победили.
Начали возвращаться деревенские. Не все. Но муж Олюшки вернулся.
Недужный после плена. Болезнь к нему пристала – сахарная, да не сладкая.
Работу крестьянскую, по мере сил, исполнял.
Жизнь шла.
И смерть ходила.
Родилась дочка. Успели покрестить Анастасией.
Недолго прожила – тиф унёс.
Через два года опять родилась дочь. Антонина. Выжила – время стало уже не такое болезное.
Через два года родилась ещё одна дочь.
Известно, что нельзя называть ребёнка именем умершего.
Но надо же – по святцам опять выпало имя Анастасия.
Выжила Анастасия.
А муж Олюшки недужил всё сильнее.
Приехал за ним брат и увёз в Питер на лечение.
Не одолели лекари болезнь. Умер муж.
Осталась Олюшка на хуторе полной вдовой с двумя детьми малыми.
А по крестьянству шли перемены - коллективизация: красные, которые теперь большевиками назывались, стали какие-то колхозы организовывать.
Хуторян пока не трогали – шли по деревням.
Непонятное было дело: почему своё становится общим и почему общее - не своё?
Работа другой становилась – не для себя, не для рынка, а для плана.
И сам какой-то не свободный – одно слово - колхозник.
«Я ишёл мимо колхозу,
там колхозники сидят.
Зубы длинные, кривые.
Кобылятину едят».
И про кобылятину не случайно зубы скалили: мужики много разного скота забивали перед вступлением в колхоз – с большой неохотой шли.
Ну, хочешь - не хочешь, а против рожна не попрёшь.
Власть – это сила, а сила всё переможет.
Но и на силу огрызались мужики. Зло. Беспощадно.
Пропал председатель сельсовета. Через две недели нашли его. Согнутым вдвое и засунутым под корягу.
Тут от власти нагрянули другие люди. Уже не агитаторы. И опустели лучшие дома в ближней деревне.
А Олюшка с детьми всё перебивалась с хлеба на квас на хуторе.
Земля была бедная, да и трудно одной вдове тянуть полное хозяйство.
Порешила родня, что надо Олюшке перебираться в деревню – среди людей всё легче. Хутор продали, сами скинулись и купили Олюшке с детьми хороший дом – из освободившихся.
Стала Олюшка жить в деревне.
В колхозе дела шли не шатко не валко: дело новое, к привычной жизни мало приспособленное.
А тут ещё неурожаи пошли. Да, похоже, не только в ближних окрестностях, но и в дальних землях.
Потянулись через деревни, чуть не вереницами, истощённые, усталые женщины, многие – с детьми. Голод на Украине.
Хоть сами скудно жили, но подавали, конечно – все мы люди.
Становилось тревожно.
«Пятилетка, пятилетка,
пятилетка в душу мать.
Украина голодает.
Видно нам не миновать».
Оставила Олюшка дочек на попечение родни и поехала к родственникам мужа в Питер. Привезла в деревню еды немного и три мешка сухарей.
Опять как-то перебились.
А тут и новоявленный жених появился: дом – хороший, вдова – работящая, дети малые – тоже не ленивы: на огороде работают, за скотом смотрят, воду носят.
Подумала родня и решила, что в хозяйстве, всё-таки, хозяин нужен.
Опять вышла замуж Олюшка.
Пошла жизнь дальше, как положено - в трудах и заботах.
Грамотен, сметлив и рукоделен был новый муж. А вот к тяжёлому, однообразному крестьянскому труду не прилежен. Но без работы не сидел: то ремонтирует что-нибудь селянам и в колхозе, то он – землемер, то – счетовод, то – бухгалтер. И дочкам в школьных занятиях помогал, особенно – по математике.
Дочки росли похожими друг на друга только тем, что каждая - себе на уме.
Старшая – светленькая, после школы хотела по лечебной части идти. Старалась в учёбе, хоть не очень давалась учёба ей.
И глаз, подмечали селяне, недобрый был у неё: если кто ногу подвернёт или, случаем, с крыши сверзится, то говорили: небось, Олюшкина Тоня посмотрела. Наговаривали, конечно.
Младшая – волосом потемнее была. Волосы - жёсткие, как конская грива, и – до пояса.
Жила в деревне семья староверов. Младшая частенько у них засиживалась. Ну что ж – церкви в деревне не было, а староверы худому не учат.
Сама Олюшка, как выдавалось время, ходила в соседнюю деревню в церковь, но и в лесу, по древнему обычаю, оставляла на камне три ягодки – хозяевам леса.
Старшая дочь закончила семилетку, а дальше на селе учиться было негде, да и в семилетку-то за семь вёрст в соседнюю деревню ходила. Ближе не было.
С большими хлопотами, но отпустили её в Питер - учиться дальше.
Но и деревня менялась - магазин появился, и сметливый муж Олюшки стал им заведовать.
Торговал бойко, да искусился спиртным, которого много под рукой оказалось. Попивать начал.
Проторговался. Покрыть недостачу не смогли, и получил срок Олюшкин муж.
И опять Олюшка – один на один с крестьянским хозяйством. Младшая дочь, конечно, помогала.
Да и в колхозе, вроде, хозяйствовать научились.
В трудах, но неголодно жить стали.
И тут – опять война. И опять – с германцами. Теперь фашистами они назывались.
На этот раз вкатилась война в самую деревню. На мотоциклах. Да так скоро, что многие дачники и уехать не успели. И все в плену оказались.
А это – совсем худо. В школе, где дочки учились, не осталось учителей – партийные были. Убили их.
Да и живым радоваться нечему было.
По лесам партизаны появились. Поначалу и от них неуютно было. Потом прислали советские власти какого-то Германа, тот навёл порядок, и тут уж партизаны по-настоящему с фашистами воевать стали.
Одна деревенская девчушка, Марька, нередко в лес бегала. Родственник у неё в партизанах был.
Раз, староста, немцами поставленный, велел всей деревней на опушке леса собраться.
На траве лежала мертвая Марька, в клочья разорванная немецкими собаками. Велено было всем смотреть.
С того часа селяне в каждом немце, за человеческой личиной, пса видели, которому крикнут «Фас!» - и разорвёт.
А партизаны, всё равно, иной раз, прокрадывались в деревню.
О Питере ходили слухи, что в кольцо его фашисты взяли, и город умирает с голоду.
О старшей дочери часто думала Олюшка - жива ли она ещё?
- Жива Тоня – как-то сказала ей младшая, Настя, глядя в упор своим провидческим старообрядным взглядом. - И нас переживёт. А мы здесь все пропадём.
Но пока жили – не людской волей живёт человек на свете, а по судьбе.
Однажды, немцы, наверное - по приказу, вдруг снялись с места, взревели моторы мотоциклов, и все уехали. Словно и не было их никогда.
Повисла тревога.
На краю деревни росла старая берёза. До войны на ней гнездились аисты.
А в год начала войны они не прилетели. И ни разу не появились, пока немцы стояли в деревне.
На бересте чернел рисунок, вырезанный фашистом – человеческое лицо с закрытыми глазами и каплями слёз на щеках, от лица вверх по стволу чернел рисунок верёвки.
До этой берёзы добежал какой-то человек в немецкой форме, без погон.
- Бегите – крикнул он, - бегите! Сейчас здесь будут каратели!
Никто ничего не понял. А каратели уже въезжали в деревню на грузовиках. Автоматной очередью они скосили кричавшего. Так он и остался лежать под берёзой.
Антонина, старшая дочь Олюшки, брела по заснеженной питерской улице к своему общежитию с тяжёлым ведром невской воды.
Громкоговоритель на столбе вдруг остановил стук метронома и начал вещать.
«… о преступлениях немецко-фашистских оккупантов на советской земле…»
Антонина услышала название своей деревни…
Дальше диктор называл имена жителей, сожжённых вместе с деревней. Знакомые имена соседей, незнакомые имена несостоявшихся дачников, имена матери и сестры…
Антонина опустила ведро и прислонилась к столбу с громкоговорителем.
- Бабушка, Вам помочь? – участливо спросил какой-то прохожий.
- Спасибо, не надо - тихо ответила Антонина. – Переведу дух и пойду дальше.
Когда человек исхудал до костей, возраста по нему не видно.
«Бабушке» было двадцать лет.
А Олюшка чудом осталась жива.
Она собиралась спуститься в погреб, когда в избу ворвался фашист. Он дал по Олюшке очередь из автомата. Пули задели плечо и шею. Олюшка упала в погреб. Фашист спешил делать злое дело – надо было ещё поджигать дома.
Младшая дочь, Анастасия, в это время была у своих староверов, там их и настигла огненная смерть.
Брат Олюшки, живший в другой деревне, написал обо всём этом Антонине, и когда пришло время, отправил письмо.
Наконец, можно было приехать в деревню, и Антонина приехала.
От домов остались одни печи с трубами да фундаменты.
И шестнадцать человек из прежних ста пятидесяти: когда погибла деревня, кто-то был в другой деревне, кто-то в лес успел убежать.
Теперь все собрались на пепелище, жили в одной землянке и, с помощью родственников, начали рубить дома.
Олюшка рассказала дочери, как её спасли односельчане, когда нашли раненую, без памяти, в погребе сгоревшего дома. Как узнала Настеньку только по её несгоревшим волосам. Как сберегали останки погибших, пока не оттаяла земля, и стало можно похоронить их.
Оставила Антонина всё привезённое и вернулась в Питер – работать надо было - как и встарь: кто не работает, тот не ест.
Поставили Олюшке избушку на большом фундаменте прежнего дома.
Далеко за стены избушки выходил старый фундамент, зарастающий травой.
Как вся прежняя жизнь.
Кончилась война.
Как-то пришёл к Олюшке брат.
- Письмо получил от твоего мужа – сказал он.
Олюшка не удивилась, что брату написал муж. За трудами своими бесконечными не одолела Олюшка грамоты - читать и писать не умела.
- Пишет он – сказал брат, - что слышал и о деревне, и о тебе. Пишет, что в армии он сейчас. Всю войну прошёл. Приехать хочет.
Олюшка посмотрела в зеркало на стене. Из зеркала, прозрачными глазами, на нее глядела какая-то незнакомая худая старуха.
- Напиши ему – сказала Олюшка брату, - что ушла я куда-то, а куда – никто не знает. И никто меня с тех пор не видел…
Больше писем не было.
А жизнь продолжалась.
Дочь вышла замуж и уехала с мужем из Питера в другой город. Родился внук.
Иногда летом всей семьёй они приезжали к Олюшке в деревню.
Все - совсем городские.
Наверное, холодным был город у них.
И в семье, казалось, было холодновато.
На сердце у Олюшки тоже холодело от этого. И решила сходить к Малахе, ведунье из другой деревни. Не раз Малаха помогала Олюшке.
Много чуднОго могла ведунья. Ещё больше о ней рассказывали.
Захватила Олюшка два десятка яиц для подношения, да по пути решила, что и десятка хватит. Оставила десяток яиц в лесу, в надёжном месте.
Посидели они с Малахой, попили чайку.
Поговорили. Рассказала Олюшка о думах своих и попросила наворожить хоть немного ладу в жизни дочери.
Взглянула Малаха на Олюшку и сказала:
- Не привораживаю я счастья – привороженное счастье всегда большим несчастьем оборачивается. Да и мешаться в такие дела – это - Бога гневить.
Боюсь я Бога.
Проживёт твоя дочка долгую жизнь. Будет и хорошее и худое. Всё – как у людей. Понятно, что у людей – не всегда всё по-людски…
Яйца, что ты принесла, возьми обратно. Да и те, что в лесу оставила, не забудь. Тебе они нужнее. Не упала тебе, Олюшка, ни одна крупинка манны небесной за всю твою жизнь. Всё - сама да сама - своими трудами.
Так оно и было.
Власть менялась
Не менялся тяжёлый крестьянский труд.
Не дотянулись электрические провода до небольшой деревни, раскинувшейся на холмистых и болотистых неудобьях.
Не тарахтели трактора на этих неудобьях.
Скупая земля щедра была только синими цветами льна.
Где-то было по-другому.
Шли дальше привычные труды и дни.
Стали уходить односельчане. От рака. Раньше болезни такой не слышали. Может быть, узнавать не умели. А может быть, пламя сожжённой деревни так полыхнуло на выживших.
Пришло нездоровье и к Олюшке.
Вроде, всё было не труднее, чем всю жизнь, а сил на жизнь уже не хватало.
Внутри начали мучить боли.
- Надо бы тебе, Олюшка, городским врачам показаться – сказал приехавший фельдшер. – Говорят, у тебя дочка в медицине работает. Может быть, поспособствует попасть к кому надо…
Приехала дочь и увезла Олюшку в город.
Походили по правильным врачам. Обследовали Олюшку. Не улыбались врачи, и дочь всё грустнее становилась.
Поняла Олюшка, что и здесь не одолеют лекари её болезнь, и запросилась домой.
А дома легче стало.
Может быть, потому что – дома, может быть, потому что - лето начиналось.
А во второй половине лета слегла Олюшка. И встать уже не надеялась. Боли стали совсем невыносимые.
- Напиши-ка, Фёкла – сказала Олюшка, - дочке моей, что совсем мне плохо.
Пусть приедет и поможет, раз уж вылечить нельзя. Напиши, чтоб понятно было.
Дочь приехала быстро.
Вошла в избу. Все повернулись к ней. Поздоровалась. Выложила лекарства. Выложила гостинцы.
Олюшка вперилась в дочь глазами.
- Укольчик смеретной привезла?
Дочь отрицательно покачала головой. Слёзы катились по лицу.
- Тогда – зачем приехала? Уезжай.
Утром дочь уехала.
Олюшка и боль остались.
Люди, конечно, рядом были. Но человек всегда один на один со своей судьбой, и здесь уж никто помочь не может.
Как было не вспомнить Малаху – и та от судьбы не ушла – сгорела в бане.
Может быть, по старости и неосторожности.
А может быть, иначе нельзя было умереть ведунье, которой оказалось некому передать свой дар. Может быть, и был преемник – в сожжённой в войну деревне, да не стало его. Так искра военного пожара пронеслась сквозь время и спалила баню со старой ведуньей.
- А что, Олюшка – сказала Фёкла, - можно я так и останусь в твоей избушке? У нас семья растёт, тесно становится…
Фёкла и так не отходила от Олюшки, и Олюшка поняла, что она говорит о том, когда её, Ольги, с её нестерпимой болью, уже не будет на этом свете.
- Конечно, оставайся – сказала она.
Через две недели избушка опустела.
Но Фёкле не довелось поселиться в ней.
Словно только многотрудная жизнь Олюшки поддерживала стены избушки.
Как не стало Олюшки, избушка раскатилась по брёвнышку.
А через полтора десятка лет не осталось и деревни.
Какое-то время на картах еще было её имя - с добавлением слова «пустошь», потом исчезли и эти слова.
Свидетельство о публикации №223032500850
Лада Вдовина 17.04.2023 21:43 Заявить о нарушении
Наверное, этот рассказ получился печальным, потому что в нём, действительно, ничего не выдумано.
С уважением
Александр Гаврилов 7 17.04.2023 23:07 Заявить о нарушении