Вы, господин композитор?

Морозным февральским днем 1863 года по недавно открытой железной дороге Варшава - Санкт-Петербург в направлении императорской столицы двигался пассажирский поезд. В вагоне первого класса находился немецкий гражданин, который с удивлением вслушивался в незнакомую русскую речь попутчиков-пассажиров. Немец ничего не понимал и смотрел в окно. За покрытым изморозью стеклом он пытался разглядеть хоть что-нибудь, достойное внимания. Увы, мимо проносились лишь занесенные снегом избушки, поникшие под его тяжестью ветки деревьев, без конца и края один белый снег...
Немецкий гражданин впервые направлялся в столицу России. Он волновался, встретят ли его, где будет жить, дадут ли переводчика, как с оплатой? На промежуточных станциях вместе с пассажирами господин выходил греться, в буфетной ему наливали кипяток для чая. Пассажиры давали заварку и сахар, на ломаном немецком подсказывали, что делать дальше.
На предпоследней промежуточной остановке в Гатчине кондуктор предупредил, что скоро начинается контрольная пограничная проверка. Немцу шепотом передали, чтобы готовился, проверять будут не только билеты, но и содержимое багажа.
«Почему, зачем? - удивился немец». Жандармы ищут бунтовщиков, беглых каторжников, - объяснили ему. Тех, которые могли бы провезти с собой бомбы. После этих слов немецкий пассажир заметно занервничал, он с трудом скрывал свой испуг. И когда в купе вошли вооруженные русские жандармы, он побледнел, у него дрожали руки. Лица у вошедших господ в заснеженных тулупах были бородатые, суровые. Они потребовали, чтобы пассажир предъявил им билет, паспорт и показал свой багаж. Досмотр на удивление был тщательный. Проверяли буквально всё и вели подробную запись провозимого имущества.
Немецкий гражданин с испугом смотрел на них. Второй раз в жизни приходилось ему сталкиваться с бесцеремонными российскими представителями правопорядка. Ранее он пересекал русскую границу, но это было во время поездки в Ригу. Тогда поезд также останавливали, по вагонам проходили жандармы, искали бунтовщиков. И вот, повезло, снова встреча с ними.
Ничего запрещенного в его багаже не обнаружили -  в дорожном саквояже лежали личные вещи, бритвенные принадлежности, бумаги, в кожаном чемодане зимние одежды, костюмы, рубашки, книги на немецком языке, папки. Ни запрещенной литературы на русском, ни бомб, ничего подозрительного. Тогда попросили его встать. Невысокого роста, метр шестьдесят шесть, худощавый, по паспорту пятидесяти лет, с крупным бритым лицом, но с бородкой на шее, тяжелый подбородок, угрюмый взгляд. Все соответствовало описаниям имевшегося у них секретного документа.
У русских жандармов были сведения, что в российскую столицу въезжал не простой немецкий гражданин, его полное имя Вильгельм Рихард Вагнер, пятидесяти лет, нет, это был известный в Европе композитор и дирижер, он же опасный мятежник, крайне подозрительный тип.
Жандармам было известно, что в мае 1849 года герр Вагнер принимал активное участие в восстании в Дрездене, поддерживал революционеров. Он был близко знаком с русским анархистом Михаилом Бакуниным, читал его сочинения, распространял. После подавления восстания бунтовщик Вагнер бежал, скрылся от правосудия. Он нашел прибежище у своего друга композитора Ференца Листа в Ваймаре. Затем уехал в Цюрих. Таким образом избежал наказания, остался на свободе. Но своих бунтарских взглядов не изменил, выпустил подрывную статью «Искусство и революция!» 
Правда, в настоящее время со стороны немецких и швейцарских властей претензий к нему не было, но это не означало, что у него нет сообщников в России. Вдруг готовится совершить что-то противоправное? Потому жандармы отнеслись к приезжему с настороженностью, провели полный осмотр его вещей. Однко существенных претензий к нему у них тоже не нашлось.
После ухода жандармов настроение у Вагнера испортилось. Было над чем задуматься, не совершил ли он ошибку, согласившись приехать, что будет дальше?
А дальше… После жандармов в вагоне появилась еще одна группа русских. Молодые люди в длинных зимних меховых шапках неторопливо проходили мимо пассажиров, внимательно их разглядывали. Явно кого-то искали. И остановились возле Вагнера. Он снова занервничал. Тайная полиция, мелькнуло в голове, вторая проверка, о Боже, что теперь… 
Молодые люди на немецком языке вежливо спросили, не является ли он немецким гражданином, композитором и дирижером Рихардом Вагнером? Он встал, ответил, да это так, он немецкий композитор и дирижер, полное имя Вильгельм  Рихард Вагнер, вот его паспорт, он родился в Лейпциге, в 1813 году 22 мая... 
Русские господа заулыбались, сняли свои меховые шапки  и сказали, что предъявлять паспорт не надо. Они представились - это были встречавшие Его императорского Величества оркестранты из Петербурга. На промежуточной станции они сели в поезд и двигались из вагона в вагон, отыскивая своего гостя. Хотели облегчить желанному немецкому композитору приезд в Санкт-Петербург.
 У Вагнера отлегло от сердца. Он улыбнулся и протянул для пожатия руку.
Парующий поезд прибыл на Варшавский вокзал. Там состоялась торжественная официальная встреча. Незнакомые люди снимали шапки, улыбались и пожимали ему руку. Вагнер был растроган. К вагону подходили и подходили люди. Большинство из них были музыканты императорского оркестра, того самого, которым ему предстояло дирижировать. Прекрасно! Все хотелось посмотреть на загадочного немецкого композитора, дирижера, хотелось почувствовать его рукопожатие. О композиторе Вагнере в Европе говорили разное, его музыка привлекала и отпугивала. Якобы в его операх главную роль исполняли не певцы, а оркестр. 
Доносились слухи, что на родине его оперы по мотивам немецких и скандинавских легенд и мифов вызвали неоднозначную реакцию. Для русских они были совершенно незнакомы. Поэтому послушать их желало большое количество людей.
Появление в Санкт-Петербурге Вагнера стало заметным событием в культурной жизни столицы и всей и России. Любопытно было посмотреть, как будет немец дирижировать незнакомым ему русским оркестром.
Говорили о нем также, что он человек со странностями, якобы не нуждается в партитуре, все ноты у него в голове. Какой же памятью обладает этот дирижер? Удивительный человек. Как-то он сработается с русскими оркестрантами, их ведь 120? Язык жестов немца для них будет чужой, непонятный.
Еще рассказывали, что дирижирует немец спиной к залу. Представляете?  Такое разве возможно? Как это новшество воспримет русская публика – смотреть в спину дирижёра?
…У каждого своя работа. Жандармские чиновники, проверявшие состав, прибывший из Варшавы в Санкт-Петербург готовили для министерства внутренних дел подробный отчет, в котором дали оценку прибывшему в Россию немецкому композитору и дирижеру, бывшему участнику восстания в Дрездене.  Предварительная проверка при въезде в Санкт-Петербург была благоприятной, она показала, что никаких запрещенных к ввозу в России материалов и опасных боевых средств в багаже у обозначенной немецкой персоны не обнаружено. Опасаться на этот счет не стоило. Но… Не собирается ли господин из Германии связываться с русскими анархистами? С какими?
Получив отчет от жандармов, в министерстве внутренних дел стали решать, что следует предпринять дальше, как ввести предохранительные меры, чтобы  не допустить действий, нарушающих российские законы в дальнейшем. Было предложено  - за обозначенным немецким господином установить не только круглосуточное наружное наблюдение, но и отмечать, с кем будет встречаться господин Вагнер, какие вопросы будут обсуждать? Установить все его связи в Санкт-Петербурге. Обо всем докладывать шефу жандармов.  Странное сочетание композитор и бунтовщик, не так ли?
Да, именно так. Хорошая маскировка. Потому с первого дня пребывания немецкого композитора и дирижера Вильгельма Рихарда Вагнера в императорской столице России с него не спускали глаз. Наружное наблюдение вели днем и ночью, подробно описывали каждый день его пребывания. То же самое необходимо будет сделать и в Москве. Зафиксировать его встречи со всеми людьми, особенно с известными.
Шеф жандармов Долгоруков Василий Андреевич докладывал министру внутренних дел Валуеву Петру Александровичу все подробности пребывания в Санкт-Петербурге немецкого композитора Вагнера и о мерах по наблюдению за ним. Валуев затем шел с докладом к Его Императорскому Величеству Александру II.
Император интересовался, кто организовал эту поездку. Ему докладывали - Петербургское филармоническое общество. Кто конкретно? Отвечали - композитор Серов Александр Николаевич. Откуда он узнал об этом немце? Отвечали, слушал в Дрездене его романтическую оперу «Тайнгейзер» о состязании певцов в Вартбурге. Композитор Серов также слушал его оперу «Лоэнгрин», которая посвящено теме поисков Священного Грааля, это все было в Ваймаре, затем Серов познакомился с оперой «Тристан и Изольда». Все оперы господина Вагнера основаны на немецких романтических или волшебных мифах. Ничего крамольного в них не обнаружено. Серов был покорен его музыкой, новаторством, исполнителями, писал об этом статьи в российской прессе.
Какой репертуар будет представлен в Санкт-Петербурге?
Будут исполнены Героическая симфония Бетховена, фрагменты из опер «Летучего голландца», «Лоэнгрина», «Тангейзера».
Где поселили композитора? Он живет в немецком пансионе на углу Невского и Михайловской улицы. Кто ему платит? Этим тоже занимается господин Серов, за каждый концерт дирижер получит тысячу рублей. Предполагается, что после окончания серии концертов в Петербурге состоится поездка в Москву.
Император кивнул в знак согласия и вопросов больше не задавал.
Вагнер провел в России два месяца. Его оркестр состоял из 120 музыкантов, значительно больше чем, в Европе. Он дал 9 концертов, исполнялись музыкальные произведения Бетховена, звучали отрывки из семи его опер, в том числе «Полет валькирий» из оперы «Валькирия», «Тангейзера», «Летучего голландца», «Лоэнгрина.
Успех превзошел ожидания, музыканты были очень довольны. И пресса откликнулась положительно. Но позднее начались обсуждения, появились противоположные мнения. Музыка многим показалась чужой, непонятной, пугающей.
Когда Вагнер уехал, то в сыскном жандармском отделении, как и в Министерстве внутренних деле свободно вздохнули и перекрестились, слава Богу, что никаких непозволительных действий этот господин из Германии не совершил. Ничего предосудительного за ним не заметили и когда он уезжал, его уже не проверяли. Негласные сыщики довели композитора до вагона, дождались отправления поезда и вернулись в свою «обитель». Они доложили, что «бунтарь благополучно отправился в родные края».
Вагнер приехал в Россию не от хорошей жизни. На родине его музыкальные дела складывались не лучшим образом. Он по натуре был бунтарём. это ощущалось в его музыке, которая звучала ярко, темпераментно, местами затянуто и пугала обилием лейтмотивов. Оперные певцы должны были обладать мощными голосами, чтобы составлять с оркестром единое целое. Вагнер превратил традиционную оперу в музыкальную драму с непрерывным развитием. Он по-новому прочитал романтические сюжеты — легенды и мифы древних германцев и скандинавов. Оркестр не просто аккомпанировал певцам, а зачастую сам становился действующим лицом - рассказчиком, участником действия. Музыка выражала все оттенки человеческих чувств, подчёркивая характер главных героев.
Не всем это нравилось. Многие не понимали, что всё это означало. Театры опасались ставить вагнеровские оперы: едва ли на них пойдёт широкая публика - слишком много сложной, «давящей» музыки.
Вагнер был очень своеобразный композитор. Его глубинные замыслы сложны как для дирижёра, так для певцов, музыкантов и слушателей. Тем не менее, его музыкальный язык и мастерство оркестровки оказали огромное влияние на следующие поколения композиторов. В историю музыкальной культуры Вагнер справедливо вошёл великим оперным романтиком 19 века.
В нашей стране только Мариинский театр в Петербурге осилил вагнеровские музыкальные драмы.


Рецензии