1. бог дал, бог взял

                Бог дал, Бог взял
  Прошло две недели Великого поста. В арендованном помещении на рынке, переобору- дованное в обувную мастерскую, на раскладных, стульях сидели трое. Арендатор Сергей сероглазый шатен, среднего роста, без признаков одряхления; десять лет назад, окончивший Строгановское училище. Он был в поиске «своего лица» среди художников в написании картин природы. На стенах висели только что написанные картины, но живого интереса они не вызывали. Двадцать лет назад он пришел в лоно церкви Христа, у него духовником был служитель в Сергиев -  Посадской Лавре.
 Напротив него, сидел Виталий синеглазый шатен, среднего роста, худощавый с лысой головой мыслителя. Он был на половину атеист, на половину верующим в Бога.
 Морщины и лысина свидетельствовали, что ему 75 +.
 Сбоку от них, около двери, расположился Александр кареглазый шатен, выше среднего роста, начинающий полнеть, мужчина.Он был мастер на все руки: ремонтировал бытовую технику. Он был атеист, но в КПСС не вступал.
   Был субботний пасмурной день. У палаток остатки грязного снега с песком и мусором медленно таяли. В этот год солнце не радовало, лишь в отдельные дни оно то появлялось, то пряталась в облаках. Это удручала всех, даже лица верующих, выходящих из церкви, не были радостные, как в солнечные дни.
   Александр и Виталий зашли, когда Сергей заканчивал работу.
 - Я уже собирался уходить, - сказал Сергей, - завтра для верующих особый день. В этот пост Сергей не так постился, как предыдущие годы, но старался меньше употреблять мясных блюд. В Церковь ходил по воскресеньям.
   Александр вынул из сумки бутылку настойки собственного приготовления, закуску.
  - Вчера отмечали день рождения внука.
   Сергей оживился; освободил стол, поставил открытую банку соленых огурцов, стопки. Как помнит Виталий, Сергей никогда не отказывался выпить одну, две стопки – по делу или так, для услады.
 Выпили за внука, закусили. Александр сразу заговорил на свою излюбленную тему – критиковать власть: Генералы, планирующие спецоперации на Украине , бездарные вояки – почти окружили Киев и сразу покатились назад. Шойгу ничего не решает, он чиновник, к тому же не военный. Путиным руководят олигархи. Песков и Лавров талдычат о красных линия, а США и Западные страны их безнаказанно пересекают. Уже заговорили о поставках снарядов с обеденным ураном. Доигрались, Международный уголовный суд выдал ордер на арест Путина. От власти только призывы и обещания, а население все беднеет и беднеет,рожденных меньше, чем умерших.  От великой державы остались "ножки да рожки". Лицо Александра покраснело, глаза метали молнии, пальцы, держащие соленный огурец, дрожали.
 - Охлади свой пыл, - вмешался Виталий, - твои разглагольствования - пустой звук, ничего ты не изменишь. - Ты молись, чтобы у тебя не отобрали квартиры в Болгарии. Вот у нас с Сергеем нет недвижимости за границей, хотя и вкалывали не хуже тебя.
 Александр сразу сник, слова Виталия о недвижимости задели его. Он налил себе стопку, выпил, не закусывая.
 - А твоем кумире, - продолжил Виталий, - Жириновском, никто и не вспоминает. – А на какие шиши он приобрел столько недвижимости? Или ты не в курсе? Молчишь, то - то же. Жириновский - засланный «казачок».
  - К слову сказать,- продолжал Виталий, - я участвовал в разработке снаряда с сердечником из обедненного урана, по этому направлению защитил кандидатскую. Так что они тоже есть у нас.
 - Моя мастерская не Валдайский форум, - сказал Сергей, - Александр налей по маленькой.
  Александр вернулся в нормальное состояние и с охотой наполнил стопки. Когда закусили, Сергей оборотился к Александру: - Когда ты отремонтируешь холодильник?
  У тебя «Саратов» столетней давности, пришлось покопаться в гараже, чтобы найти запчасти. Завтра куплю фреон, в понедельник отремонтирую.
- Придется тебе платить, мне неустойку.
- Ты что? С какого перепугу?
- Я тебе говорил, отдал соседу кусок баранины на хранение в морозильник. Я его привез с Астрахани. Мы всегда останавливаемся в устье Волги у одного фермера. У него поголовье баранов, коз. В этот раз он решил нас задобрить, бесплатно отрубил по большому куску баранины. По приезду домой обнаружил, что холодильник не работает, отдал соседу на хранение.
 - И что дальше? – с нетерпением спросил Александр.
 - Вчера пришел к соседу, а от куска осталось маленькая часть. Остальное съели дальние родственники, гостившие у него. Сам он уезжал к другу.
  От волнения лицо Сергея покрылась пятнами. Опрокинув стопку продолжил: - Сосед брешет как "сивый мерин". Какой подлец! Он полгода назад занял денег и не возвращает, пенсию сразу пропивает, коммуналку оплачивает сестра. Бог его точно накажет. А может знакомого туркмена попросить выбить у него долг и оплатить мясо?
  Нависла пауза.
 – Сергей,- сказал Виталий,- ты же веруешь, а не соблюдаешь основные заповеди сына Божьего.
 - Какие?
 - Не суди и не судим будешь. Все во власти Бога. Бог дал, Бог взял.  Обращай соседа в веру, чтобы он познал свой грех, и о твоём деяние ангелы сообщат Богу, когда ты предстанешь перед ним.
   Сергей, открыв рот, растеряно переводил свой взгляд то на Виталия, то на иконку распятого И.Х.  на стенке, за спиной Виталия.
 - Виталий, ты как выпьешь, слишком мудрёное говоришь,- сказал Александр, - лучше давай по маленькой.
  Выпили, закусили, отвалились на спинки стульев.
 - А про то, что Бог взял, Бог дал у меня был случай, - сказал Александр, – месяц назад я потерял соцкарту. Поехал на автолайне в город. Денег взял на проезд и на лаваш. Когда выходил, не посчитал сдачу. В очереди проверил деньги. Оказалось, что армянин – водитель не до дал двадцать рублей. Возвращаться на стоянку мне не хотелось, так как наверняка автолайн уехал. Обратно ехал электричкой, злость на гастробайтеров душила меня. Вечером успокоился – решил, что сам виноват.  Через две недели поехал в город, в библиотеку. На ступеньке около кинотеатра «Победа» лежала 100 - рублевая купюра. Вблизи никого не было. Я поднял её и, вытянув руку, постоял. Никто не подошел. Я положил 100 -  рублевку в карман.
  Так что, Бог взял, Бог дал, да ещё с наваром,- закончил Александр, наливая всем по стопке.
  После выпитого носа у всех покраснели, еще более. Сергей и Александр уставились на Виталия.
 - Я понял, - сказал Виталий, - настала моя очередь. – Прошлым летом, в августе рано утром подъехал к платформе, чтобы купить продукты, потом поехать на дачу. Когда остановился, сразу подошли трое рыбаков.
 - Братан, подвези на речку, автобус задерживается. Я родился и вырос на Волге, поэтому рыбалка для меня святое дело. Я не мог им отказать. Когда я их подвез, то, несмотря на мои возражения, они дали мне триста рублей. До этого момента я никогда не брал денег за подвоз. На эти деньги купил маленький кусочек сервелата, сыр, нарезку скумбрии. Когда приехал на дачу, то повесил пакет на крючке около двери.  Починив забор за домом, решил перекусить. Пакета не было. В машине тоже. Вернулся, осмотрелся – за забором соседский кот заканчивал трапезу. Увидев меня, он, облизываясь, медленно пошел вглубь участка. «Как неожиданно деньги пришли, так и неожиданно они ушли» - мелькнуло у меня в голове. Во истину".
 - Бог дал, Бог взял.
 - Предлагаю выпить за то, - сказал Александр,- чтобы Бог по больше давал и ничего не забирал.
  В дверь постучал охранник.
 - Рынок закрывается.
 


Рецензии