Saparov и киношедевр Уолта Диснея Фантазия 2000

Мало кто знает, что самый великолепный, неподражаемый в прямом смысле слова фильм, созданный кинокомпанией Уолта Диснея, так никогда и не увидели наши зрители на большом экране. Если не считать показ в киноклубе SAPAROV и спустя десяток лет спецпоказы в элитных музыкальных залах.
Эту историю следует излагать, начиная с 1940 года, когда на экраны Америки вышел мультипликационный фильм Уолта Диснея «Фантазия». Зрителю предлагались фантазийные сюжеты, положенные на музыку известных классических композиторов. Если не видеть фильм, можно подумать, что это просто «обыкновенный концерт», фильм-концерт. Но в этом случае перед художником не стояло бы никакой особенной творческой задачи. А на самом деле Уолт Дисней поставил смелый художественный эксперимент, который был кульминацией его излюбленной художественной идеи соединения анимации с классической музыкой. Симбиоз «зримой» музыки и музыкальной пластики движения. Музыкальные образы, синхронизированные с движением мультипликационного изображения. Дисней рассматривал свой проект как как новый шаг в развитии художественных возможностей мультипликации и связывал с ним большие надежды. Он замечал, что «Фантазия» бесконечна. Она может продолжаться десять, двадцать, тридцать лет. И даже после меня. «Фантазия» - это саморазвивающаяся идея». «Наш замысел заключается в том, чтобы делать новую версию «Фантазии» каждый год. Ее структура очень гибка… - это великолепная смесь комедии, фантазии, музыки, балета, драмы, цвета, звука, импрессионизма и энергии эпоса».  То есть речь шла о создании совершенно новой формы художественной анимации.

 «Фантазия» 1940-го года с успехом прошла по экранам Америки, но ее мировой прокат был остановлен начавшейся в Европе войной. Финансовые затруднения препятствовали продолжению блестящего начинания и со временем Уолт Дисней переключился на другие проекты.
К 100-летию со дня рождения знаменитого кинохудожника (5 декабря 1901 года) его последователи, и прежде всего его племянник Рой Эдвард Дисней, глава компании «Уолт Дисней», решили вернуться к замыслу «Фантазии», столь много значившего для основателя компании. И осуществить его продолжение как бы следуя словам Уолта, что «саморазвивающаяся идея» способна продолжаться «и после меня».

Век Уолта Диснея совпал с миллениумом, и новая «Фантазия 2000» замышлялась еще и как триумфальное вступление в новое тысячелетие, внушающее, как это было высказано в фирменном проспекте к фильму, надежду, оптимизм и энергию начинания. В мире мультипликации невозможно найти ничего подобного такой изощренной художественной
образности, которой восхищает «Фантазия 2000».  Фильм и сейчас считается величайшим достижением в области анимации. Даже с первой, диснеевской «Фантазией» фильм можно сравнивать, пожалуй, только по замыслу и структуре. Также, как и первый, он включает в себя восемь музыкальных пьес – восемь разнообразных сюжетов: сказочных, комедийных, фантастических… и просто выражающих музыкальный пафос. Причем для каждого из них найдено уникальное художественное решение, разработана своя стилистика и своя пластика в соответствии с развитием музыкальной темы.

«Сиквел» легендарной «Фантазии-40», диснеевского шедевра 1940 года, «Фантазия – 2000» превзошла своего предшественника блеском и размахом. Грандиозный замысел получил великолепное визуальное воплощение, созданное посредством новейших цифровых технологий. Фильм построен как ряд  музыкальных пьес, каждая из которых получила свое сюжетное и стилистическое решение. Ожившая живопись или изящная графика изображали забавные или поучительные истории, феерические картины. 


Работа над фильмом длилась девять лет и результат оказался ошеломляющим. К участию в грандиозном проекте были привлечены выдающиеся музыканты мирового уровня: скрипач Ицхак Перльман, пианисты Ефим Бронфман и Ральф Гриерсон. Ключевой момент записи музыкальной основы для первоначальной «Фантазии» мыслился Уолтом Диснеем как приглашение бесспорного музыкального авторитета, прославленного дирижера со своим оркестром. В первом случае это был Леопольд Стоковский, для второй «Фантазии» был приглашен Джеймс Ливайн с Чикагским симфоническим оркестром. Создатели фильма прослушали сотни разнообразных музыкальных пьес, чтобы отобрать восемь номеров, которые увлекали бы сюжетностью или изобразительностью. Они остановились на музыке Бетховена, Стравинского, Шостаковича, Гершвина, Элгара, Дюка и других.
Своеобразный конферанс между отдельными номерами программы вели наиболее влиятельные голливудские суперзвезды тех лет: Стив Мартин, Бэтт Мидлер, Квинки Джонс, Энджела Лэнсбери. Они внесли в фильм свою долю шутливости и праздничности.
 
И, безусловно, самые лучшие избранные художники, отборные специалисты по звуковым и визуальным эффектам трудились над воплощением творческой идеи Уолта Диснея. Подобно работе над созданием предшествующего фильма, здесь были использованы новейшие технологические достижения, прежде всего в области компьютерной цифровой графики. Для каждого фрагмента были разработаны отдельные компьютерные программы, позволявшие «нарисовать» мельчайшие движения и оттенки цвета. Совершенство звука, кажется достигло своего предела. Например, в сцене, где Микки Маус пожимает руку Джеймса Ливайна, голос ловкого мышонка возникает за спинами зрителей, затем создается звуковой эффект его движения по залу и наконец он звучит с экрана.
Понятно, что это зрелище является настоящим пиршеством для глаз, и наслаждением избранной классической музыкой. Тем более, что создавался фильм в формате (тогда новейшем), предназначенном для системы IMAX с экраном размером с 7-этажный дом.
Мировая премьера «Фантазии 2000» состоялась в знаменитом Карнеги Холле в Нью-Йорке в декабре 1999 года. Фильм был показан в сопровождении живого исполнения симфоническим оркестром в составе 120 человек. Затем последовали и европейские премьеры в Лондоне, Париже и далее. Показы сопровождались восторженными отзывами кинокритиков, фильму было присуждено несколько престижных наград. Но коммерческим блокбастером он не стал, да и не мог стать, так как не вписывался в систему коммерческих киножанров. Это была исключительно штучная, очень изысканная работа.

Тем не менее и в России нашлись дистрибьюторы, желающие поработать с этой картиной. Одна-единственная на всю страну кинокопия (на кинопленке) в начале 2000-х годов появилась в Петербурге и была предложена директорам кинотеатров. Они с порога отвергли фильм, посчитав его «провальным». Общее мнение было таково: «Муть какая-то». К этому времени в наших кинотеатрах успешно прижилась западная система проката, когда вместе с кинокопией поступал и разработанный дистрибьютором стандартный рекламный блок: афиши, флаеры, тексты аннотаций, слоганы. То есть не требовалось никакой самостоятельной предпрокатной подготовки к показу картины. (Ну и кроме всего прочего, этот отзыв хорошо характеризует интеллектуальный уровень руководителей городского кинопроката).

Никому и в голову не приходило, что «Фантазия 2000» нуждается в специальном подходе. Чтобы сделать ее привлекательной для нашего зрителя, необходима концептуальная и целевая презентация, ориентированная на определенные группы зрителей, столь же уникальная, как и сам фильм. Это было возможно осуществить в рамках киноклуба. Руководитель киноклуба Мирсаид Арифович Сапаров, киновед и теоретик искусства, нашел формулу, которая легла в основу разработки программы показа фильма – «Фантазия2000» - звукозрительная симфония». Кроме того, было ясно, что такой показ может быть только разовым, событийным, обычный прокат по сеансам, изо дня в день, был неприемлем. Так киноклуб и работал с кинокопией, арендованной у дистрибьютера. Были разработаны соответственные рекламные тексты. Обязательное вступительное слово перед показом раскрывало уникальность фильма и его художественные достоинства, таким образом зритель получал необходимую установку. Помнится, как были изумлены некоторые зрители, высказывавшие свое удивление тем, что такое сокровище неизвестно широкой публике. Среди них была, например, одна из популярных ведущих петербургского телевидения.

Лишь спустя десятилетие «Фантазия 2000» была наконец представлена в нашей стране с соответствующим размахом в филармонических залах и в сопровождении симфонических оркестров. Это произошло в 2016 году в Большом зале Петербургской филармонии и в 2017 г. – в Большом зале Московской консерватории им. П.И.Чайковского.

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА В СТАТЬЯХ М.А.САПАРОВА  http://proza.ru/avtor/mitrofan1


Рецензии